Категории унитарных восприятий в слуховом анализаторе - интегративная деятельность мозга
КАТЕГОРИИ УНИТАРНЫХ ВОСПРИЯТИИ В СЛУХОВОМ АНАЛИЗАТОРЕ (Сл)
Слуховой гнозис человека по своей общей структуре существенно отличается от зрительного. Если зрение служит главным каналом информации о событиях внешнего мира, а его участие в речевой функции ограничено весьма недавним приобретением в форме чтения, то в отношении слуха придется сказать прямо противоположное: здесь относительно примитивный слуховой гнозис, состоящий в распознавании различных звуков, действительно несуществен- быть может, в наш шумный век мы даже почувствовали бы некоторое облегчение, лишившись возможности воспринимать звуки, но сохранив при этом способность слышать речь. Вместе с тем слуховой анализатор человека наделен исключительно важной функцией — слышать человеческую речь. Слуховой гнозис речи — это поистине основа наших социальных отношений, и в этом плане слуховой анализатор значительно важнее зрительного. Действительно, слепые с самого рождения, тем самым оказавшись лишенными главного источника информации о внешнем мире, социально лучше приспособлены, нежели люди, глухие с рождения, неспособные слышать человеческую речь. Из этого следует, что гностический аппарат восприятия речи у человека развит исключительно высоко. Односторонняя локализация этого аппарата — несомненно величайшая оплошность природы — в значительной мере благоприятствует исследованию данного гнозиса.
Опираясь на данные психологии и невропатологии, слуховые восприятия можно подразделить на следующие категории: 1) разнообразные звуки внешнего мира (Сл-Зв)- 2) голоса отдельных людей (Сл-Гол)- 3) определенные звуки, представляющие элементы человеческой речи (слова и короткие предложения (Сл-Р)- 4) мелодии (Сл-Мел). Ниже рассмотрим каждую категорию в отдельности.
1. Категорию унитарных восприятий, представляющих известные звуки внешнего мира, можно разбить на несколько групп: а) звуки, издаваемые предметами, сделанными руками человека, (телефон, мотор, свисток, музыкальный инструмент)- б) звуки неодушевленной природы (вой ветра, гром, шум моря)- в) звуки, издаваемые животными- г) звуки, выражающие различные эмоции у животных и людей (крик, стон, плач, смех).
Представлены ли все эти группы одним общим гностическим полем или все они анатомически обособлены — не ясно. По-видимому, такое обособление вполне вероятно, если учесть тот факт, что некоторые группы звуков были особенно важны и значимы для первобытного человека. Эту проблему можно исследовать путем применения специальных этологических тестов: исследование эффектов, которые вызывают типичные примеры каждой группы звуков у здоровых людей и у больных с очаговыми поражениями мозга.
Звуки, издаваемые определенными предметами и животными, образуют тесные ассоциации со зрительными паттернами соответствующих объектов. Звуки, выражающие эмоции, в основном связаны с эмотивной систем ой.
- Особая категория слуховых восприятий, вероятно обслуживаемая отдельным гностическим полем, связана с разнообразными голосовыми характеристиками человеческой речи (Сл-Гол). Мы сразу же, по одному произнесенному слову узнаем голоса наших знакомых, не видя их- новый для нас человеческий голос вызывает ориентировочную реакцию, пока мы не занесем его в свою «картотеку» голосов. Здесь мы наталкиваемся на далеко идущую аналогию со зрительным гнозисом лиц людей, подобно тому как характерные черты и выражения отдельных человеческих лиц под влиянием эмоций относятся к разным категориям зрительных восприятий, так и индивидуальные голоса людей и эмоциональные интонации речи занимают совершенно особые категории слуховых восприятий. Как мы увидим в гл. V, существуют взаимные ассоциации между индивидуальными голосами и лицами людей, что дает возможность предположить наличие тесного соседства между двумя соответствующими полями.
- Обратимся теперь к обсуждению основной категории слуховых восприятий человека, несравненно более сложной, чем предыдущие, и значительно лучше изученной психологами и невропатологами, — к категории слуховых восприятий речи, представленной слуховым гностическим нолем, которое обычно называют слуховым центром речи.
Накоплено множество психологических и неврологических данных, свидетельствующих о том, что слуховые унитарные восприятия речи представлены словами и короткими фразами. Это объясняется тем, что с самого раннего детства ребенок научается воспринимать звучание слова целиком, а не по фонемам. Только позднее, обучаясь читать, он разбивает слово на буквы (фонемы), и лишь тогда эти звуки попадают в ряды унитарных восприятий. Мы назовем слуховые унитарные восприятия речи аудиовербальными восприятиями, а соответствующие гностические нейроны — аудиовербальными.
К аудиовербальным унитарным восприятиям приложимы те же принципы, что и к зрительным. Они подчиняются правилу «все или ничего», т. е. распознаются как целое либо не распознаются вовсе. Распознавание их обычно связано с ассоциациями, поскольку слова обычно имеют определенное значение. Нам приходится сталкиваться и со «словами», не имеющими значения- иногда можно на время забыть значение данного слова: в таких случаях возникает чисто слуховое опознание словесного паттерна без каких-либо ассоциаций.
Так как в различных языках для формирования аудиовербальных гностических нейронов существенными оказываются разные элементы, го надежней всего происходит различение и опознание слов родного языка. Например, в английском больше гласных, чем в польском, поэтому для меня разнообразные оттенки гласных неотличимы, а для каждого человека, родной язык которого английский, они прекрасно различимы. Так как слово — это унитарное восприятие, то изменение одной гласной преобразует все слово и может сделать его неопознаваемым. Так, слова destruction и distraction или russian и ration, которые звучат, конечно, каждое по-своему для говорящего по-английски, для меня на слух почти не имеют какого-либо различия, и я легко могу подменить одно слово другим. Точно так же многие японцы, в языке которых не существует разницы между звуком «1» и «г», не в состоянии отличить «light» от «right» или «fry» от «Пу» и пользуются этими парами слов без разбору. Для людей, владеющих английским (и для меня тоже), эти слова совершенно различны, и, вероятно, им никогда не придет в голову, что они имеют что-то общее.
Далее, если некое слово, будучи сказано на чужом диалекте или с плохим произношением, как-то искажается, то обычно либо оно узнается как именно это слово и тогда не замечается какого-либо искажения в нем, т. е. надлежащие нейроны отвечают на него вопреки видоизменению, либо оно не опознается вовсе. Обе эти ситуации мне особенно хорошо знакомы. Часто мои английские коллеги не понимают какое-то произнесенное мной слово, хотя, на мой взгляд, я говорю его исключительно верно и, что более интересно, я не вижу какой-либо разницы между моим и их произношением, если только мне специально не укажут на это. Действительно, очень редко бывает, что мы узнаем слово и одновременно осознаем, что оно произнесено нечетко- такое случается обычно, если мы уже знакомы с данным произношением и уже привыкли к нему.
Принцип антагонизма между отдельными аудиовербальными восприятиями выступает даже более отчетливо, чем в случае зрительных восприятий одной категории, ибо два слуховых стимула могут быть предъявлены в точности одновременно. Если мы слышим сразу же два слова, произнесенных разными людьми, то опознаем лишь то из них, на котором концентрируем свое внимание. Вместе с тем антагонизм между слуховыми восприятиями разных категорий, по-видимому, значительно менее выражен или может даже вообще отсутствовать. Мы способны, например, опознавать в одно и то же время слова и голос говорящего или же мелодию песни и ее слова.
Так как аудиовербальное гностическое поле локализовано только в доминантном полушарии, а последствия повреждений в этом поле сразу же бросаются в глаза, в литературе можно найти множество случаев аудиовербальной агнозии — так называемой словесной глухоты. Основное, что характеризует расстройство данного типа, — это то, что человек не распознает звуки речи, не испытывая при этом никаких затруднений в распознавании всех остальных звуков. Те больные, словесная глухота которых не отягощена амнестической афазией (см. гл. V), а потому они способны описать свой собственный недостаток, жалуются, что вместо ясной речи они слышат какое-то неотчетливое бормотание. В случае если дефект менее резко выражен, больной с трудом различает сходные слова или поток быстрой речи. Если такого больного заставить повторять слова, то обнаруживается тяжелая форма парафазии, а при необходимости писать под диктовку — параграфия- вместе с тем способность копировать написанное у больного не нарушена (т. е. данный синдром прямо противоположен синдрому алексической агнозии).
Приведем типичный пример слабо выраженной словесной глухоты, взятый из работы Столяровой-Кабелянской [16].
У больного понимание речи было резко снижено. Не поняв слово, он повторял сходное по звучанию и указывал на именуемый уже этим словом объект. Так, слыша слово «ноготь», он говорил «ноги» и показывал на свои ноги- на слово "усы" он произносил «волосы» и указывал на них. Не замечал он и искажений в произнесенных словах. В произвольной речи и при повторении обнаруживалась значительная парафазия. Видимые предметы он называл правильно, но опять-таки с парафазией. Он никогда не осознавал ошибок своей речи и не пытался исправить их. Способность переписывать (копировать) текст не пострадала, но при произвольном письме наблюдалась резкая параграфия.
Как мы увидим в гл. V, аудиовербальная агнозия отличается и от «сенсорной» афазии, при которой распознавание слов не ухудшается (что может быть проверено путем должного повторения их), но утрачивается способность понимать их, и от «центральной» афазии, при которой распознавание слов сохраняется, но больные не в состоянии повторять слова. Две эти формы афазии — результат повреждения не самого гностического поля, а его связей с гностическими полями других анализаторов.
- Заканчивая этот обзор слуховых восприятий, следует упомянуть о восприятиях мелодий (Сл-Мел). Этот тип слухового гнозиса представлен самостоятельным гностическим полем, которое, по-видимому, находится на некотором расстоянии от аудиовербального, так как аудиовербальная агнозия обычно не сопровождается агнозией мелодий, и наоборот.
Проблема локализации слуховых гностических полей столь же неясна, как и зрительных. Поле 41 на границе сильвиевой борозды считается проекционным (транзитным) акустическим полем. Ниже находится ноле 42 (парапроекционное), а ниже его, в средней височной извилине, — гностическое поле 22. Где-то в этих областях в доминантном полушарии и расположено аудиовербальное гностическое поле. Судя по исследованиям с раздражением тех или иных участков коры у больных эпилепсией ниже этого поля (поле 21 и 20), тесно примыкая к зрительному гностическому полю восприятия лиц (Зр-Л), лежат поля, представляющие голоса людей (Сл-Гол) и мелодии (Сл-Мел)- раздражение коры в данной области вызывает соответствующие галлюцинации. Поля, представляющие остальные звуки (Сл-Зв), не идентифицированы. По всей вероятности, они локализуются в недоминантном полушарии или же в том и другом.