тут:

Методы исследования ассоциаций - интегративная деятельность мозга

Видео: Маркетинговые исследования как панацея от бед

Оглавление
Интегративная деятельность мозга
Врожденная деятельность организма
Исполнительный пищевой безусловный рефлекс
Исполнительные защитные безусловные рефлексы
Рефлексы нацеливания
Подготовительный пищевой безусловный рефлекс
Подготовительные защитные безусловные рефлексы
Поисковые рефлексы
Свойства различных видов подготовительной деятельности
Проблема антидрайва
Взаимоотношения между различными эмотивными состояниями
Общая физиология восприятия
Концепция гностических нейронов
Данные психологии о существовании гностических нейронов
Неврологические данные о существовании гностических нейронов
Проблема формирования гностических нейронов
Избыточность нейронов в гностическом поле
Восприятия сходных паттернов и проблема различения
Проблема формирования новых гностических полей
Проблема привыкания
Категории восприятий в отдельных анализаторах
Общая характеристика зрительного гнозиса
Категории унитарных восприятий в слуховом анализаторе
Унитарные восприятия в обонятельном и вестибулярном анализаторах
Категории унитарных восприятий в соместетическом и в вкусовом анализаторах
Центральная организация кинестетического анализатора
Категории кинестетических унитарных восприятий
Восприятия эмоциональных состояний
Общая физиология ассоциаций
Физиологическая природа галлюцинаций
Свойства унитарных образов
Яркость унитарных образов
Взаимосвязь между восприятиями и ассоциациями
Методы исследования ассоциаций
Кинестетические образы и их связь с движением тела
Программирование моторных актов в случае их выполнения и невыполнения
Общая патология ассоциаций
Основные ассоциации у человека и животных
Ассоциации, направленные к зрительному анализатору
Ассоциации, направленные к слуховому анализатору
Ассоциации, направленные к соместетическому анализатору
Ассоциации, направленные к кинестетическому анализатору
Ассоциации, направленные к эмотивному анализатору
Классический условный рефлекс
Условный рефлекс на пищу
Условный рефлекс голода
Оборонительные условные рефлексы
Величина классических условных рефлексов
Роль последовательности условного и безусловного раздражителей
Проблема локализации классического условного рефлекса
Роль классических условных рефлексов в жизни человека
Внутреннее торможение
Новые экспериментальные данные по внутреннему торможения
Механизм  первичного тормозного условного рефлекса
Переделка разнородных условных рефлексов
Переделка классических условных рефлексов у человека
Механизмы генерализации и дифференцировки
Инструментальные условные рефлексы
Соотношение между слюноотделительной и двигательной реакциями
Соотношение между условными рефлексами первого и второго типов
Два других варианта условных рефлексов второго типа
Перелос навыков при условных рефлексах второго типа
Условные рефлексы второго типа и драйв
Зависимость пищевых инструментальных реакций от драйва голода
Взаимоотношения между слюноотделительной и двигательной реакциями при выработке условных рефлексов второго типа
Механизм оборонительных условных рефлексов второго типа
Структура дуги условного рефлекса второго типа
Зависимость условных рефлексов второго типа от экспериментальной обстановки
Дифференцировка между двумя двигательными реакциями, подкрепляемыми одним безусловным раздражителем
Дифференцировка между двумя двигательными реакциями при разных подкреплениях
Проблема торможения условных рефлексов второго типа
Происхождение и физиологические основы инструментального движения
Образование инструментальных реакций из пассивных движений
Роль проприоцептивной обратной связи в условных рефлексах второго типа
Механизм инструментального движения
Кратковременная память
Кратковременная память в экспериментах на животных
Общая архитектура интегративной деятельности мозга
Врожденные ассоциативные системы
Приобретенные ассоциативные системы
Классические условные рефлексы как частный пример приобретенных ассоциаций
Инструментальные условные рефлексы (второго типа)
Трансформация ассоциаций
Механизм эфферентных систем, кратковременная память

Видео: Катаманова Д.Л. Прописи для гармонизации обоих полушарий мозга (19.09) - M2U03105

Итак, интроспективный метод, насколько это удалось показать, оказывается весьма информативным при изучении свойств унитарных образов (а следовательно, и отвечающих им гностических нейронов), и с его помощью выявляется много важных данных, которые затем можно проверить другими методами. Однако вряд ли можно считать этот метод полностью удовлетворительным, ибо, руководствуясь только им, мы не получим полной информации о всех ассоциациях, которые формируются в нашем мозгу.
В предыдущем разделе мы отмечали, что через ассоциации далеко не всегда удается вызвать тот или иной конкретный образ, особенно если мы пытаемся сделать это в особых условиях эксперимента. Было особенно подчеркнуто, что само по себе наличие связей между двумя группами нейронов различных гностических полей вовсе еще не означает, что унитарное восприятие, возбуждающее данную группу нейронов, будет вызывать через ассоциативные пути надпороговое (в психологическом или физиологическом смысле) возбуждение другой группы, вызывая тем самым соответствующий образ и (или) вегетативную или двигательную реакцию. Было показано, что лишь ограниченное число ассоциаций способны вызвать соответствующие образы, зачастую же образы не воспроизводятся. Так, нас окружает много людей, но мы почти никогда не представляем себе образы их голосов или, еще реже, нх почерков, хотя на самом деле мы, несомненно, обладаем такими ассоциациями. Действительно, любой стимул-объект ассоциируется в нашем сознании с сонмом других, но в каждом конкретном случае мы отбираем только некоторые из них в зависимости от того, какие гностические нейроны предрасположены в данный момент к надпороговому возбуждению. Поэтому во многих случаях для выявления существующих ассоциаций приходится прибегать к другим, более надежным методам.
Один из таких методов можно назвать методом «подмены»- речь идет о простом наблюдении над эффектом подмены ожидаемого восприятия совсем другим.
Допустим, вы представляете испытуемому знакомого ему человека, но каким-то образом делаете так, чтобы голос его звучал совершенно по-иному — он начинает говорить «не своим» голосом. Услышав этот измененный (хотя в чем-то и очень знакомый голос), испытуемый страшно удивится и даже испугается, так как этот странный голос не соответствует сформировавшейся у него ассоциации между внешним видом и подлинным голосом этого человека. Можно проделать другой опыт: надеть наушники, подключенные к специальному прибору, который позволяет слышать собственную речь с опозданием- у испытуемого при этом возникает очень странное ощущение, настолько прочна у нас в сознании соответствующая ассоциация: мы привыкли тут же слышать то, что произносим.
Используя всевозможные изобретательные приемы, можно провести массу подобных опытов, например угостить человека привлекательным бифштексом, у которого окажется вкус пирожного, или наоборот- диванную подушку можно сделать... из свинца, гантели—-из папье-маше и т. п. А можно лишить какой-нибудь предмет одного из его характерных признаков. Недавно со мной произошел именно такой случай. Во время эксперимента по выработке условного рефлекса в радиофицированной звуконепроницаемой камере из-за какой-то неполадки не включился микрофон, и я увидел неистово лающую собаку, не услышав ни единого звука. Нелепость этой картины открыла мне, насколько прочна в моем сознании ассоциация между зрительным образом лающей собаки и звуком ее лая. Меня бы наверняка меньше поразило, если бы я услышал громкий лай собаки с закрытой пастью.
Итак, мы видим, что, предъявляя стимул-объект в сочетании с новым вместо обычно сопутствующего ему, мы можем установить наличие ассоциаций, которые не обязательно выявляются по фактически существующим образам.
Следует отметить, что метод подмены можно с успехом применять и для проверки ассоциаций у животных, так как неожиданное изменение обычной последовательности предъявления раздражителей вызывает явную, сразу бросающуюся в глаза ориентировочную реакцию: испуг, некоторое двигательное возбуждение, пристальное внимание, направленное на замещающий раздражитель (даже если сам по себе он и не нов для животного), а также нарушение его нормальной деятельности — например в условнорефлекторном процессе. К сожалению, эту методику систематически в опытах на животных не применяли, так как мало интересовались этой проблемой.
Есть еще один, сходный с предыдущим, объективный метод обнаружения ассоциаций, который можно назвать методом ожидания. Опыт ставится следующим образом. В данной конкретной ситуации неоднократно предъявляют ряд известных стимул-объектов и измеряют минимальное время, необходимое для их распознавания. В другой ситуации тем же самым путем предъявляют другой ряд известных стимул-объектов. Затем в контрольном эксперименте в условиях, соответствующих первой ситуации, предъявляют стимул-объекты, относящиеся ко второй. Можно предвидеть, что минимальное время распознавания при контрольном опыте увеличится, ибо испытуемый не ожидает появления этих стимул-объектов в данной ситуации. Опыт показывает, что между данной ситуацией и предъявленными на ее фоне предметами устанавливаются ассоциации, которые вызывают подпороговое возбуждение соответствующих гностических нейронов. Далее мы приведем убедительные доказательства наличия подобных ассоциаций и у животных.
Третий объективный метод исследования ассоциаций использует в качестве индикаторов возбуждения определенных гностических или эмотивных нейронов поведенческие реакции. Так, если та или иная группа нейронов, имея какой-то очевидный признак возбуждения, становится принимающей группой, то в существовании ассоциации можно удостовериться в том случае, если этот признак обнаружится при возбуждении передающих нейронов. Собственно говоря, метод классического условного рефлекса как раз и основан на этом принципе. В следующем разделе мы проиллюстрируем использование этого метода при анализе кинестетического гнозиса.
Схему классического условного рефлекса можно использовать для выявления ассоциаций между индифферентными раздражителями. Вначале неоднократно предъявляют сразу же друг за другом два нейтральных раздражителя P1 и Р2. Затем раздражитель Р2 сочетают с раздражителем Р3, который вызывает некоторую очевидную реакцию. После того как Р2 благодаря условному рефлексу приобрел способность сам вызывать эту реакцию, вновь предъявляется P1. Если и теперь воспроизводится тот же ответ, то это означает, что возникла ассоциация между Р1 и Р2.
Описанную методику иногда применяли для выявления ассоциаций между индифферентными раздражителями у животных [16—18]. Однако этот метод точен и надежен лишь в случае положительного результата- чувствительность его, несомненно, ниже предыдущих. Действительно, отрицательные данные вовсе не дают оснований считать, что ассоциация между P1 и Р2 отсутствует, просто она может быть недостаточно прочной для воспроизведения эффекта Р3 в ответ на действие Р1 особенно потому, что эти раздражители фактически никогда не совпадали.
Наконец, наличие ассоциаций можно проверить электрофизиологическими методами, а именно регистрируя с помощью макро- или микроэлектродов потенциалы действия принимающего коркового поля в тот момент, когда возбуждается передающее. Эту методику впервые разработали Дюруп и Фессар , которые показали, что если звук неоднократно сопровождается в частично перекрывающейся последовательности светом, вызывающим десинхронизацию ЭЭГ в затылочной области коры, то первый раздражитель — звук — в конце концов вызывает тот же ответ, что и световой раздражитель. После этого сходные данные получили многие исследователи, проводя опыты на различных животных и подбирая попарно разнообразные раздражители. Этот метод позволяет выявить ассоциации между нейтральными раздражителями, которые не вызывают каких-либо явных реакций.
В заключение можно сказать, что некоторые методы обнаружения ассоциаций могут заменять или дополнять прямую интроспекцию, основанную на выявлении наличия конкретных образов в конкретных ситуациях. Как мы уже говорили, интроспективный метод, как и другие, имеет свои преимущества и свои недостатки, в одних случаях он может применяться с успехом, в других же — окажется неадекватным.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее