Методы исследования ассоциаций - интегративная деятельность мозга
Видео: Маркетинговые исследования как панацея от бед
Видео: Катаманова Д.Л. Прописи для гармонизации обоих полушарий мозга (19.09) - M2U03105
Итак, интроспективный метод, насколько это удалось показать, оказывается весьма информативным при изучении свойств унитарных образов (а следовательно, и отвечающих им гностических нейронов), и с его помощью выявляется много важных данных, которые затем можно проверить другими методами. Однако вряд ли можно считать этот метод полностью удовлетворительным, ибо, руководствуясь только им, мы не получим полной информации о всех ассоциациях, которые формируются в нашем мозгу.
В предыдущем разделе мы отмечали, что через ассоциации далеко не всегда удается вызвать тот или иной конкретный образ, особенно если мы пытаемся сделать это в особых условиях эксперимента. Было особенно подчеркнуто, что само по себе наличие связей между двумя группами нейронов различных гностических полей вовсе еще не означает, что унитарное восприятие, возбуждающее данную группу нейронов, будет вызывать через ассоциативные пути надпороговое (в психологическом или физиологическом смысле) возбуждение другой группы, вызывая тем самым соответствующий образ и (или) вегетативную или двигательную реакцию. Было показано, что лишь ограниченное число ассоциаций способны вызвать соответствующие образы, зачастую же образы не воспроизводятся. Так, нас окружает много людей, но мы почти никогда не представляем себе образы их голосов или, еще реже, нх почерков, хотя на самом деле мы, несомненно, обладаем такими ассоциациями. Действительно, любой стимул-объект ассоциируется в нашем сознании с сонмом других, но в каждом конкретном случае мы отбираем только некоторые из них в зависимости от того, какие гностические нейроны предрасположены в данный момент к надпороговому возбуждению. Поэтому во многих случаях для выявления существующих ассоциаций приходится прибегать к другим, более надежным методам.
Один из таких методов можно назвать методом «подмены»- речь идет о простом наблюдении над эффектом подмены ожидаемого восприятия совсем другим.
Допустим, вы представляете испытуемому знакомого ему человека, но каким-то образом делаете так, чтобы голос его звучал совершенно по-иному — он начинает говорить «не своим» голосом. Услышав этот измененный (хотя в чем-то и очень знакомый голос), испытуемый страшно удивится и даже испугается, так как этот странный голос не соответствует сформировавшейся у него ассоциации между внешним видом и подлинным голосом этого человека. Можно проделать другой опыт: надеть наушники, подключенные к специальному прибору, который позволяет слышать собственную речь с опозданием- у испытуемого при этом возникает очень странное ощущение, настолько прочна у нас в сознании соответствующая ассоциация: мы привыкли тут же слышать то, что произносим.
Используя всевозможные изобретательные приемы, можно провести массу подобных опытов, например угостить человека привлекательным бифштексом, у которого окажется вкус пирожного, или наоборот- диванную подушку можно сделать... из свинца, гантели—-из папье-маше и т. п. А можно лишить какой-нибудь предмет одного из его характерных признаков. Недавно со мной произошел именно такой случай. Во время эксперимента по выработке условного рефлекса в радиофицированной звуконепроницаемой камере из-за какой-то неполадки не включился микрофон, и я увидел неистово лающую собаку, не услышав ни единого звука. Нелепость этой картины открыла мне, насколько прочна в моем сознании ассоциация между зрительным образом лающей собаки и звуком ее лая. Меня бы наверняка меньше поразило, если бы я услышал громкий лай собаки с закрытой пастью.
Итак, мы видим, что, предъявляя стимул-объект в сочетании с новым вместо обычно сопутствующего ему, мы можем установить наличие ассоциаций, которые не обязательно выявляются по фактически существующим образам.
Следует отметить, что метод подмены можно с успехом применять и для проверки ассоциаций у животных, так как неожиданное изменение обычной последовательности предъявления раздражителей вызывает явную, сразу бросающуюся в глаза ориентировочную реакцию: испуг, некоторое двигательное возбуждение, пристальное внимание, направленное на замещающий раздражитель (даже если сам по себе он и не нов для животного), а также нарушение его нормальной деятельности — например в условнорефлекторном процессе. К сожалению, эту методику систематически в опытах на животных не применяли, так как мало интересовались этой проблемой.
Есть еще один, сходный с предыдущим, объективный метод обнаружения ассоциаций, который можно назвать методом ожидания. Опыт ставится следующим образом. В данной конкретной ситуации неоднократно предъявляют ряд известных стимул-объектов и измеряют минимальное время, необходимое для их распознавания. В другой ситуации тем же самым путем предъявляют другой ряд известных стимул-объектов. Затем в контрольном эксперименте в условиях, соответствующих первой ситуации, предъявляют стимул-объекты, относящиеся ко второй. Можно предвидеть, что минимальное время распознавания при контрольном опыте увеличится, ибо испытуемый не ожидает появления этих стимул-объектов в данной ситуации. Опыт показывает, что между данной ситуацией и предъявленными на ее фоне предметами устанавливаются ассоциации, которые вызывают подпороговое возбуждение соответствующих гностических нейронов. Далее мы приведем убедительные доказательства наличия подобных ассоциаций и у животных.
Третий объективный метод исследования ассоциаций использует в качестве индикаторов возбуждения определенных гностических или эмотивных нейронов поведенческие реакции. Так, если та или иная группа нейронов, имея какой-то очевидный признак возбуждения, становится принимающей группой, то в существовании ассоциации можно удостовериться в том случае, если этот признак обнаружится при возбуждении передающих нейронов. Собственно говоря, метод классического условного рефлекса как раз и основан на этом принципе. В следующем разделе мы проиллюстрируем использование этого метода при анализе кинестетического гнозиса.
Схему классического условного рефлекса можно использовать для выявления ассоциаций между индифферентными раздражителями. Вначале неоднократно предъявляют сразу же друг за другом два нейтральных раздражителя P1 и Р2. Затем раздражитель Р2 сочетают с раздражителем Р3, который вызывает некоторую очевидную реакцию. После того как Р2 благодаря условному рефлексу приобрел способность сам вызывать эту реакцию, вновь предъявляется P1. Если и теперь воспроизводится тот же ответ, то это означает, что возникла ассоциация между Р1 и Р2.
Описанную методику иногда применяли для выявления ассоциаций между индифферентными раздражителями у животных [16—18]. Однако этот метод точен и надежен лишь в случае положительного результата- чувствительность его, несомненно, ниже предыдущих. Действительно, отрицательные данные вовсе не дают оснований считать, что ассоциация между P1 и Р2 отсутствует, просто она может быть недостаточно прочной для воспроизведения эффекта Р3 в ответ на действие Р1 особенно потому, что эти раздражители фактически никогда не совпадали.
Наконец, наличие ассоциаций можно проверить электрофизиологическими методами, а именно регистрируя с помощью макро- или микроэлектродов потенциалы действия принимающего коркового поля в тот момент, когда возбуждается передающее. Эту методику впервые разработали Дюруп и Фессар , которые показали, что если звук неоднократно сопровождается в частично перекрывающейся последовательности светом, вызывающим десинхронизацию ЭЭГ в затылочной области коры, то первый раздражитель — звук — в конце концов вызывает тот же ответ, что и световой раздражитель. После этого сходные данные получили многие исследователи, проводя опыты на различных животных и подбирая попарно разнообразные раздражители. Этот метод позволяет выявить ассоциации между нейтральными раздражителями, которые не вызывают каких-либо явных реакций.
В заключение можно сказать, что некоторые методы обнаружения ассоциаций могут заменять или дополнять прямую интроспекцию, основанную на выявлении наличия конкретных образов в конкретных ситуациях. Как мы уже говорили, интроспективный метод, как и другие, имеет свои преимущества и свои недостатки, в одних случаях он может применяться с успехом, в других же — окажется неадекватным.