Яркость унитарных образов - интегративная деятельность мозга
Если под влиянием того или иного стимул-объекта возбуждается определенная группа гностических нейронов, что вызывает унитарное восприятие, то сила этого возбуждения относительно постоянна- если же гностические нейроны возбуждаются через ассоциацию, это возбуждение свободно от стабилизирующего влияния со стороны сенсорного притока. В результате колебания силы восприятий (при условии постоянного стимул-объекта), которые зависят от фактической возбудимости вовлеченных гностических нейронов, за редким исключением, относительно малы, колебания же яркости образов довольно сильно выражены. Здесь мы находим полную аналогию с отношениями в классическом условном рефлексе, который и есть не что иное, как частный случай ассоциации. В то время как безусловный ответ, вызываемый воздействием соответствующего безусловного раздражителя (т. е. восприятие), относительно стабилен и неизменен, условный ответ, возникающий на условный раздражитель путем ассоциации, неизмеримо более изменчив и зависит от самых разнообразных факторов.
В этом разделе мы рассмотрим основные факторы, влияющие на силу унитарных образов, обращаясь в основном к интроспекции. Окончательные итоги будут подведены в гл. VI, где оценка возбуждения гностических нейронов производится по другому показателю, а именно по условнорефлекторной реакции.
В гл. II отмечалось, что формирование гностических нейронов в значительной степени зависит от активации соответствующей афферентной системы, вызванной данным эмоциональным состоянием. После того как эти нейроны сформировались, интенсивность возбуждения их через ассоциации в значительной мере зависит от того же фактора. Так, если на наших глазах произошло какое-то трагическое событие, то его отчетливая и яркая картина (зрительная и/или слуховая) сохраняется надолго и полностью овладевает нами. Когда же эмоциональное возбуждение, вызванное этим событием, постепенно ослабевает, снижается и степень ассоциативной активации соответствующих гностических нейронов, отчего возникшие образы постепенно тускнеют.
Приблизительно то же происходит и под влиянием какого-то единичного события, порождающего страх, ужас, гнев и тому подобное. Совершенно по-иному обстоит дело при эмоциональных состояниях, сопровождающих сохранительную активность (например, голод или половой драйв). Эти эмоциональные состояния циклически возвращаются, но не как отголосок прошлого события, а всякий раз, как только начинает функционировать данный драйв. Так, при сильном голоде мы представляем себе стол, уставленный желанной едой. Сильный голод может превратить зрительные или слуховые образы, связанные с едой, в иллюзии или даже в галлюцинации. Подобное наблюдается и при сильном, неудовлетворенном половом драйве, когда перед мысленным взором ярко и живо, а порой даже навязчиво предстанет образ человека, к которому направлено половое влечение, или просто человека противоположного пола. Но стоит удовлетворить, насытить драйв, как зрительные образы исчезают и их не удается вызвать даже произвольно.
Яркость образа зависит, однако, не только от определенного, связанного с ним драйва, но и от общей активации, вызванной, например, кофеином или фенамином. Нам кажется, что ум становится яснее, мысли отчетливее, на самом деле все это — просто результат усиления яркости образов.
Другой фактор, влияющий на силу образов,— это прочность связей, устанавливающихся между двумя группами гностических нейронов, принимающих участие в данной ассоциации. Например, ощупывая некоторый знакомый предмет, мы тотчас представляем себе его зрительный образ- если мы написали какой-то символ (скажем, букву алфавита), то закрыв глаза или в темноте мы отчетливо зрительно представляем себе, что мы написали. Точно так же у некоторых людей при чтении возникают яркие слуховые образы читаемых слов. Все эти образы отчетливо проявляются и могут быть безошибочно вызваны через ассоциации благодаря тому, что между соответствующими группами гностических нейронов установились прочные связи.
Однако не для всех ассоциаций существует такая надежность. Так, глядя на яблоко, я либо ощущаю его вкус, либо нет, и в основном это зависит от того, голоден ли я. Или, слушая чей-то голос по телефону, я либо «вижу» перед собой говорящего, либо нет, опять-таки в зависимости от того, насколько мне интересен этот человек и подавляется ли его образ восприятием других людей, на которых я могу смотреть в данный момент. Идя по улице, я иногда представляю себе, что я увижу за углом, а иногда нет, в зависимости от того, насколько мне это интересно. Вообще среди многих ассоциаций, возникающих при данном восприятии, действующими становятся лишь те, на которые направлено наше внимание в данный момент. Или языком физиологии можно сказать, что среди нескольких групп гностических нейронов, принимающих информацию от данной передающей группы, возбуждаются лишь те, возбудимость которых по каким-то особым причинам повышена. Здесь перед нами третья группа факторов, определяющих яркость наших образов, а именно возбудимость принимающей группы нейронов в момент возбуждения передающей группы.
В гл. VI (разд. 7) мы подведем итоги обсуждаемой здесь проблемы при рассмотрении параметров, определяющих формирование классического условного рефлекса.
Следующий важный вопрос, который надо рассмотреть,— это вопрос об истинном механизме, определяющем интенсивность образов. Есть все основания предположить, что яркость возникающего образа пропорциональна интенсивности возбуждения соответствующей группы нейронов. Как было показано выше, это зависит от силы возбуждения передающих нейронов, посылающих импульсы к данной группе, от численности связей, соединяющих эти две группы, и от возбудимости принимающих нейронов. Размер же принимающей группы нейронов, по-видимому, не играет существенной роли в интенсивности соответствующего образа.
На самом деле, у нас нет четких данных, что прежний опыт, представленный в соответствующих гностических зонах большой группой нейронов, вызывает более яркий образ, нежели более свежий опыт, представленный мелкими группами.