Состояние слабоумия - расстройства психической деятельности в позднем возрасте
Видео: Елена Малышева. Как повысить либидо?
Видео: БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА БОЛЬНАЯ СОЛИТ И ПЕРЧИТ ПИРОГ ДЛЯ ГОСТЕЙ
Возрастные изменения интеллектуальных функций еще недостаточно хорошо изучены. Это, по-видимому, прежде всего связано с тем, что еще не достигнуто единства мнений в отношении того, что следует понимать под интеллектом. В недавно вышедшем руководстве по медицинской психологии (М. С. Лебединский и В. Н. Мясищев, 1966) нет определения этого понятия. Приводимые же в зарубежной литературе определения понятия «интеллект» крайне разнообразны, что особенно ярко было продемонстрировано на одном из симпозиумов, где выступавшие 13 психологов представили 13 различных определений интеллекта (Vernon, 1960). Существующие определения интеллекта можно разделить на несколько групп. С биологических позиций интеллект рассматривается как способность, главным образом наследственно обусловленная и врожденная, к приспособлению к окружающему на основании предшествующего опыта. Согласно психологическим определениям Wechsler (1958), под интеллектом понимается способность к абстрактному мышлению или глобальная способность индивидуума рационально мыслить, целенаправленно действовать и устанавливать правильные взаимоотношения с окружающей средой. Автор (1961) высказал точку зрения, что интеллект должен различно определяться в разные периоды жизни: в определении понятия «интеллект» в молодости должны подчеркиваться психическая живость, способность к обучению и возможность видеть новые отношения, тогда как в старости — мудрость и проницательность, умение решать жизненные задачи на основании прошлого опыта.
В последнее время предложено «оперативное» определение понятия «интеллект», получившее наиболее широкое распространение, особенно в Англии и США, согласно которому интеллектом называется то, что может быть измерено с помощью интеллектуальных тестов (Williams, 1965, и др.).
Оценивая возрастные изменения интеллектуальных функций, различные исследователи приходят к несовпадающим, а порой и противоречивым выводам, в зависимости от того, какое содержание, они вкладывают в понятие интеллекта.
Если под интеллектом понимать те функции, которые можно измерить с помощью интеллектуальных тестов, то на основании многочисленных исследований можно прийти к выводу, что с возрастом происходит снижение интеллектуальных способностей. В частности, по данным Wechsler (1958), исследования, проведенные на 1700 испытуемых различных возрастов, показали, что «кривая умственных способностей», достигая своего максимума в интервале между 25—29 годами, в дальнейшем прогрессивно снижается. Однако эти выводы вызывают ряд возражений. Во-первых, нет полной ясности о том, что именно отражают применяемые тесты. Например, Reitan (1962) при сравнительном изучении ценности применения различных интеллектуальных тестов при исследовании пожилых испытуемых с мозговыми нарушениями и без них обнаружил, что интеллектуальная шкала Векслера-Бельвью показала лишь незначительную разницу между этими группами. Как известно, для исследования кратковременной памяти широко применяется так называемый «digit-span»-TecT (больному предлагается повторить ряд цифр, которые называются экспериментатором примерно с интервалом в одну секунду). Однако в последнее время появилось несколько работ, показывающих, что этот тест, вероятно, не относится к памяти. Так, Inglish и Sanderson (1962), исследовавшие с помощью этого теста две группы испытуемых с нарушением памяти и без мнестических расстройств, не обнаружили разницы в выполнении этого теста между этими группами испытуемых. Во-вторых, высказывается предположение, что снижение уровня в выполнении тестов интеллектуальной шкалы Векслера связано не с фактическим снижением способностей, а со снижением скорости решения заданий у пожилых испытуемых. Кроме того, приводится и ряд других возражений, показывающих, что данные, полученные Векслером, нуждаются в уточнении.
При исследовании возрастных изменений интеллектуальной деятельности особое значение имеют повторные исследования одних и тех же групп испытуемых. Owens (1953) не обнаружил никакого спада интеллектуальной деятельности у лиц, которых он подверг вторично испытанию через 30 лет после первого исследования. Jarvik, Kallmann и др. (1962) провели многократное психометрическое исследование 268 пожилых близнецов (старше 60 лет) со средним интервалом между первым и последним исследованием в 9 лет и неожиданно для себя обнаружили, что память на цифры оставалась неизменной в течение этого периода. Статистически достоверным было снижение только в выполнении тестов «на скорость», в то время как снижение при применении других тестов было менее выражено. По мнению ряда исследователей, некоторые интеллектуальные функции, такие, например, как суждения, у пожилых людей, благодаря их жизненному опыту, могут быть даже лучше и глубже, чем у молодых. Hopkins и Post (1955), изучившие способность к решению абстрактных задач по некоторым тестам, применяемым Goldstein и его сотрудниками, у здоровых лиц в возрасте от 15 до 39 лет, у 49 человек старше 60 лет без психических нарушений и у 49 психически больных старше 60 лег, обнаружили интересные факты: большая часть молодых испытуемых оказалась неспособной решать абстрактные задания, в то время как у психически здоровых пожилых людей способность к абстрактному мышлению сохранялась до второй половины седьмого десятилетия. При органических мозговых синдромах в позднем возрасте была выявлена полная неспособность к абстрактному мышлению. А. Н. Алелеков (1891) при исследовании населения городских богаделен С-Петербурга, несмотря на выявленную им тенденцию к снижению в старости всех видов памяти, обнаружил у женщин 70—80 лет нормальную слуховую и зрительную память примерно в 70% наблюдений. При изучении 50 здоровых стариков в возрасте от 95 до 140 лет И. А. Мизрухин (1940) не обнаружил у них каких-либо грубых изменений памяти и интеллекта. Эти данные в дальнейшем были подтверждены Jarvik и Falek (1963), установившими, что имеется корреляция между стабильностью интеллектуальных способностей и выживаемостью. Krai (1959), исследовавший обычными психиатрическими методами 162 человека со средним возрастом в 79 лет, у одной трети испытуемых не обнаружил каких-либо заметных изменений памяти, у 2/3 испытуемых выявлялось снижение памяти, однако у части из них снижение памяти было слабо выражено и характеризовалось лишь неспособностью вспоминать имена и даты при определенных условиях, тогда как при других обстоятельствах эти воспоминания были возможны.
Таким образом, приведенные данные показывают известные противоречия в оценке возрастных изменений интеллектуальной деятельности, что, как нам кажется, может быть объяснено: 1) отсутствием четкого определения понятия «интеллект», 2) применением различных приемов исследования, 3) недостаточным количеством повторных исследований одних и тех же групп испытуемых через различные интервалы времени, 4) недостаточно строгим подбором испытуемых (обычно исследуются без специального отбора все лица, находящиеся в доме для престарелых, или все пожилое население определенного района, среди которого могут находиться и больные с начальным или умеренно выраженным слабоумием).
Слабоумие (деменция) является одним из наиболее частых психических расстройств позднего возраста, представляя собой либо основное проявление заболевания, либо сопутствуя другим психическим нарушениям, например депрессии, бредовым расстройствам и т. п. Поэтому изучение психопатологических особенностей слабоумия имеет существенное значение при исследовании психозов позднего возраста.