Расстройства психической деятельности у пожилых и органы чувств - расстройства психической деятельности в позднем возрасте
Все биологические и социально-психологические изменения, обусловленные старением и старостью, естественно, сказываются на психофизиологических особенностях органов чувств человека. У нас (Е. М. Мельник, 1967) исследования скорости зрительного восприятия у людей в процессе нормального старения показали, что по мере увеличения возраста затрудняется и замедляется процесс восприятия сложных сочетаний цифр как единых образов. Испытуемые в возрасте 51—92 года воспринимают сочетания из 5 цифр в 8 раз медленнее, чем одну — две цифры, в то время как молодые люди (в возрасте 18—49 лет) воспринимают многозначное число (из 5 цифр) только в 1,9 раза медленнее.
У больных с наличием сосудистого поражения головного мозга (без заметных нарушений психической деятельности) скорость зрительного восприятия значительно замедляется и затрудняется. Так, у молодых людей (в возрасте 22—48 лет) с сосудистыми заболеваниями (гипертоническая болезнь) восприятие числа, состоящего из пяти цифр, осуществляется в 11,7 раза медленнее, чем из одной цифры, а у людей в позднем возрасте (53—81 год) с сосудистыми поражениями (атеросклероз, гипертоническая болезнь) оно в 35,3 раза медленнее. Если же у больных с сосудистыми поражениями головного мозга возникают выраженные нарушения психической деятельности, то скорость зрительного восприятия еще более замедляется и затрудняется.
У больных сосудистой депрессией устанавливались более грубые нарушения скорости зрительного восприятия, чем у больных эндогенной депрессией того же возраста. Самые грубые нарушения скорости зрительного восприятия отмечались у больных со слабоумием в старости (сосудистого и первичноатрофического генеза). Время, необходимое для восприятия сочетания из пяти цифр, у такого рода больных в 50 раз больше времени, которое они затрачивают на восприятие одной цифры.
Современные литературные данные, как и проведенные у нас исследования, конечно, еще недостаточны, чтобы сделать убедительные выводы об особенностях патогенеза каждой из изучавшихся нами форм инволюционных психозов. Однако результаты этих исследований в их сопоставлении и совокупности позволяют все же с известной уверенностью утверждать, что биологические изменения, отмечающиеся при физиологическом старении и при инволюционных (предстарческих и старческих) психозах, различаются не только количественно, но и качественно. Очевидным становится и тот факт, что различна патогенетическая структура при сосудистых и первичноатрофических психозах, а в пределах этих нозологических форм отмечаются существенные различия в патогенезе между расстройствами психической деятельности, протекающими остро и (подостро) с обратимыми психопатологическими синдромами, и прогредиентно развивающимися ослабоумливающими процессами.