Психопатологические синдромы, наблюдающиеся в старости - расстройства психической деятельности в позднем возрасте
Глава II
ОСНОВНЫЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ, НАБЛЮДАЮЩИЕСЯ В СТАРОСТИ
В предыдущей главе мы привели некоторые общие данные об особенностях изменений, происходящих у человека в старости (биологических и социально-психологических). Нами указывалось, что, несмотря на сложность и необратимость этих изменений, они должны рассматриваться как физиологические (нормальные) этапы онтогенеза человека. Хотя происходящие в процессе старения и старости био- и психоморфозы и не могут сами по себе расцениваться как патология — болезнь, но они являются благоприятной почвой для возникновения различного рода патологических реакций, состояний и процессов. Снижение «прочности» и резистентности отдельных органов и систем, а также организма в целом, изменение всех видов реактивности ведут к тому, что многие внешние и внутренние вредности и стресс-факторы, которые сами по себе не должны рассматриваться как патогенные, в старости являются причиной различных заболеваний. При этом следует учесть, что при одних заболеваниях вышеотмеченные возрастные изменения являются лишь благоприятной почвой, сказывающейся на частоте возникновения, особенностях проявления и течения основного патологического процесса (экзогенного и эндогенного), а при других констелляция биологических и социально-психологических возрастных изменений является основной причиной заболевания, а другие внешние и внутренние вредные факторы лишь способствуют его возникновению и сказываются на его клинических проявлениях. Такие заболевания в психиатрической номенклатуре обозначаются как собственно предстарческие и старческие расстройства психической деятельности. О них ниже будет сказано подробнее.
Как уже указывалось, имеющие место в старости морфологофункциональные изменения головного мозга и организма в целом, а также изменившееся в старости социальное бытие человека в совокупности приводят к определенной трансформации всей психической деятельности и личности старого человека. Нужно подчеркнуть, что хотя возникающие при психических заболеваниях в позднем возрасте психотические симптомокомплексы нельзя рассматривать как простое усиление отмечающихся в нормальной старости психических особенностей, однако эти последние накладывают значительный отпечаток на психотические состояния любого генеза. С этим связан тот факт, что при различных психических заболеваниях в старости наблюдаются некоторые общие, характерные для данного возраста психопатологические особенности. Речь идет о некоторых сходных психопатологических симптомах и характерной окраске психотических состояний при различных нозологических формах в старости. Витке (1948) уже давно писал, что психопатологические синдромы при психических расстройствах в старости не столько зависят от нозологической формы заболевания, сколько от возраста. Он даже думал, что «старые люди проявляют иные психопатологические синдромы». Более обстоятельно и глубоко вопрос об «общих закономерностях» психопатологии у людей в старости разработал С. Г. Жислин (1949). Им описаны характерные варианты проявления депрессивных, параноидных, дементных и других психопатологических синдромов в старости. Для течения психопатологических синдромов в старости характерны их малая изменчивость (стабильность) и затяжность. Э. Я. Штернберг (1965) тоже говорит о меньшей нозологической типичности психопатологических синдромов в старости и о важности разработки «возрастной психопатологии»- автором отмечено ограничение «набора синдромов» при возникающих в старости психотических проявлениях. Интересно отметить, что И. В. Давыдовский, относящийся критически к утверждению Штиглица, что стремление к диагностической точности при заболеваниях стариков является абсурдом, все же предупреждает о недопустимости нозологического догматизма в гериатрии.
Среди психопатологических синдромов и симптомокомплексов, наиболее часто встречающихся у больных с расстройствами психической деятельности в позднем возрасте, должны быть отмечены следующие: аффективные синдромы (депрессивные, страха, маниакальные), бредовые синдромы, синдромы слабоумия, состояния психической спутанности.
Клинико-статистический анализ больных позднего возраста в психиатрических стационарах Ленинградского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева за период с 1949 по 1960 г., проведенный нашим сотрудником Г. И. Блажковым, показал, что по основному психопатологическому синдрому больные распределялись следующим образом: депрессивный — 21,9%, маниакальный — 2%, бредовой — 34,3%, слабоумия — 26,1%, неврозоподобные состояния — 15%, расстройства сознания—0,15%. Несколько другие данные о распределении больных в позднем возрасте по основному психопатологическому синдрому в одной из психиатрических больниц г. Ленинграда получил другой наш сотрудник (Г. К. Поппе, 1964). В его материале аффективные синдромы были у 16%, бредовые и галлюцинаторно-бредовые— у 24%, слабоумия — у 36%, расстройства сознания — у 18%, галлюциноз — у 4% и неврозоподобные состояния — у 2% всех больных. Приведенные данные показывают, что основными синдромами в позднем возрасте являются аффективный, бредовой, слабоумия и психической спутанности.