Бредовые синдромы - расстройства психической деятельности в позднем возрасте
Видео: Психиатрия без таблеток. Исцеление песком.
Видео: Аутизм. Как с ним быть?
Бредовые состояния при психозах, возникающих у людей пожилого и старого возраста, встречаются весьма часто. По данным Д. Д. Федотова и И. 3. Копшицера (1962), у 35—38% больных предстарческим психозом отмечаются бредовые формы- М. Я. Фель (1958) обнаружил бредовые синдромы у одной трети больных, заболевших в возрасте после 45 лет Н. Sjogren (1964) отметил, что у 38% психически больных, заболевших после 50 лет, имеются бредовые расстройства.
В современной психиатрии определение бреда как симптома расстройства психики не вызывает существенных разногласий. И хотя почти каждый автор, останавливающийся на этом вопросе, определяет понятие своими словами, сущность определения сводится к тому, что под бредом, бредовой идеей следует понимать возникающие в результате болезни и не поддающиеся исправлению ложные понятия, суждения и умозаключения.
Длительное время учение о бреде развивалось в плане установления психологической сущности бредовых расстройств. При этом одни авторы рассматривали их как следствие нарушений восприятий, другие придавали значение аффективным нарушениям, третьи видели их причины в расстройствах мышления. Абсолютизация роли нарушений отдельных психических функций не могла привести к решению проблемы. Прежде всего не у всех больных с нарушениями восприятий, эффективности или мышления развиваются бредовые идеи, и, напротив, не у всех бредовых больных обнаруживаются расстройства восприятий, аффективности или выраженные нарушения мышления, снижение интеллекта. Кроме того, разделение психической деятельности на отдельные функции является условным, и противоречия между различными авторами указывают именно на то, что бред представляет собой выражение как чувственных, так и мыслительных расстройств. Поэтому другим направлением в изучении бреда стало исследование его зависимости от свойств личности. Однако, во-первых, связь бреда с патологическим развитием личности устанавливается далеко не во всех случаях образования бредовых идей, а во вторых, «углубление» в личностные механизмы бредообразования увело ряд исследователей и даже целые школы с путей строгих научных доказательств в область спекулятивных построений о роли подавленных подсознательных влечений в происхождении бреда или о своеобразном «существовании» человека, находящем свое выражение в бредовых построениях. В противоположность этому в теории о «первичном бреде» игнорировалось значение психологических особенностей, и вопрос сводился к чисто органическому происхождению бреда. Как отмечает Arthur (1964), обширная литература по проблеме бреда поражает своей противоречивостью, возвращением в последнее время к ранее выдвинутым гипотезам и отсутствием систематического изучения феномена бреда в рамках какой-либо из существующих теорий бредообразования.
Рассматривая вслед за О В. Кербиковым (1949) и В. А. Гиляровским (1954) процесс образования бреда с позиций теории отражения, мы (1964—1966) исходили из того, что бред, являясь патологическим симптомом, представляет собой неправильное мысленное отражение действительности. Адекватное же отражение действительности возможно лишь в том случае, если познание осуществляется правильно на всех ступенях познавательного процесса. Бредовая идея, так же как и мысль, возникает при попытке понять, решить какую-то новую проблемную ситуацию, будь то появление вследствие чувственных расстройств необычных ощущений и восприятий, или изменение отношения со стороны окружающих, или явления реальной действительности. В результате имеющихся у больных нарушений аналитико-синтетической деятельности мыслительная переработка проблемной ситуации происходит неправильно. Образуются ложные суждения и умозаключения, которые вследствие инертности нервных процессов и наличия фазовых состояний высшей нервной деятельности приобретают характерные для бредовой идеи качества в виде недоступности исправления допущенной ошибки суждения, когда критерий практики полностью игнорируется.
При психических заболеваниях позднего возраста бредовые расстройства носят разнообразный характер. В части случаев они развиваются в рамках других психопатологических синдромов, являясь лишь дополнительным симптомом нарушения психики. Однако у значительного числа больных они занимают ведущее место в психопатологической картине. Если судить по данным проведенных нами наблюдений в стационаре, которые, конечно, не могут претендовать на то, чтобы полностью отразить частоту тех или иных психопатологических синдромов, возникающих в позднем возрасте, но все же дают относительное представление о распределении различных видов бреда при бредовых состояниях в пределах определенной возрастной группы больных, то можно отметить, что бредовые расстройства наблюдались при следующих синдромах (табл. 11).
Как видно из таблицы, у 162 больных (71,7%) бредовые расстройства в виде паранойяльного, парафренного, а также различного рода параноидных синдромов были ведущими в психопатологической картине, а у 64 больных (28,3 %) бредовые идеи наблюдались в рамках других психопатологических синдромов, главным образом при аффективных симптомокомплексах (21,7%).
Основные синдромы, в рамках которых наблюдались бредовые высказывания
Таблица 11
Характеристика бредовых состояний при различных психических заболеваниях позднего возраста и вопросы лечения будут освещены ниже. Здесь же мы остановимся на описании основных бредовых синдромов и их динамике, на роли отдельных патогенетических факторов в процессе бредообразования.
Паранойяльный синдром у всех исследованных больных характеризовался постепенным развитием систематизированных бредовых идей, тесно связанных с преморбидными особенностями личности. Бредовые идеи отличались стойкостью, хотя их выраженность на различных этапах заболевания и не была одинаковой. В содержании бреда находили отражение либо патологически утрированные особенности личности и характера, свойственные больным до начала заболевания, либо конфликтные ситуации, имевшие место в жизни больных, особенно в пожилом возрасте.
Развитие бреда при паранойяльном синдроме, как правило, происходит постепенно, по типу искаженного толкования явлений окружающей действительности. Представляя собой на первых порах неправильную интерпретацию отдельных фактов и событий повседневной жизни, к которым на этом этапе сохраняется частичная критика, в связи с чем нередко больные не высказывают своих ложных суждений и умозаключений, мышление постепенно приобретает характер стойкой бредовой системы, которая резко изменяет отношение больных к окружающей действительности. Из последней больные черпают факты, которые, подвергаясь неправильной мыслительной обработке, служат им для укрепления и дальнейшего развития бредовой системы. Все то, что противоречит бредовым построениям, не подвергается анализу и отбрасывается. При этом связь мышления с преморбидными особенностями личности, ее направленностью, переживаниями и опасениями сохраняется.
По своему содержанию бредовые идеи чаще всего относятся к широкой группе бреда преследования. Более чем у половины исследованных больных наблюдался бред отношения и преследования в узком смысле этого слова. У 26 больных отмечался бред ревности. У остальных были отмечены бред ущерба, ипохондрический бред.
Бредовые идеи отношения и преследования чаще встречались у женщин. Для содержания этих бредовых идей характерны отмечавшиеся многими авторами конкретность, «мелкий масштаб» бреда, касающегося в основном обыденных событий и узкого круга лиц, с которыми больные общаются в повседневной жизни.
Бредовые идеи ревности чаще имели место у мужчин, хотя среди исследованных больных с бредом ревности было и 9 женщин. С поразительным однообразием, которое, как отмечал О. В. Кербиков (1955), противостоит многообразию нормального мышления, больные строили свои суждения на основе мелких и недоказательных деталей изменения внешности и поведения своих супругов. Начиная, как правило, с ревности к одному лицу, больные в дальнейшем развивали свои идеи по отношению ко многим. Объекты ревности чаще всего занимали более высокое, чем больные, положение или были моложе их.
Наряду с бредовыми идеями, у больных отмечались и другие нарушения мышления. Недостаточность анализа и синтеза, затруднения в абстрагировании и обобщении были обнаружены у всех больных и вне бредовых структур. Следует отметить, что степень выраженности этих нарушений была неодинаковой у различных больных.