Распространение микробов в природе - микробиология с техникой микробиологических исследований

Микробы являются организмами, широко распространенными в природе. Они вездесущи. Мириады их содержатся в почве, воде, воздушной атмосфере. Микробы находятся в тесном сожительстве с животными, растениями и человеком.
Изучение вопроса о распространении микроорганизмов в природе имеет значение с гигиенической и эпидемиологической точек зрения. Наши знания в этой области и определяют тот круг противомикробных мероприятий, которые могут оградить население той или иной местности от инфекционных заболеваний.

МИКРОФЛОРА ПОЧВЫ

Наиболее благоприятные условия для своего развития микробы находят в почве и воде. Количество микробов в почве очень велико. В 1 г почвы содержится от нескольких тысяч до нескольких десятков миллионов микробов. Характер этой микрофлоры разнообразный. Наряду с бактериями гнилостного разложения, нитрифицирующими микробами и бродильными грибками иногда встречаются и болезнетворные виды.
Из болезнетворных микроорганизмов частыми обитателями почвы являются споровые анаэробные возбудители раневых инфекций (газовая гангрена, столбняк). При загрязнении почвы испражнениями больных людей или бактерионосителей в ней могут быть обнаружены палочки брюшного тифа, паратифов, реже дизентерии. Болезнетворные микроорганизмы, попадающие в почву
с трупами, довольно долго в ней сохраняются. Так, холерный вибрион живет до 28 дней, а споровые микробы, например возбудители сибирской язвы,— в течение многих лет.
Микробы в почве распределяются неравномерно: количество их, меньшее на поверхности, с глубиной увеличивается. Главная масса микробов находится на глубине 10—20 см. По мере дальнейшего углубления количество их становится все меньше, а на глубине 4— 5 м они совсем исчезают.

МИКРОФЛОРА ВОЗДУХА

Видео: Значение бактерий в природе и жизни человека

Несмотря на то что воздух является неблагоприятной средой для развития микробов, последние находятся в нем постоянно. В воздух микробы попадают с поверхности почвы с пылью, с различными выделениями живых существ. Наиболее частыми обитателями воздуха являются дрожжи, грибы, споровые палочки и пигментные микроорганизмы.
В естественных условиях в воздухе могут встречаться до 100 видов сапрофитных микроорганизмов (кокки, споровые палочки, грибы и др.). В отличие от наружного воздуха в помещении при недостаточной вентиляции могут накапливаться микроорганизмы, выделяемые через дыхательные пути (при разговоре, кашле и чиханье). Наиболее часто выделяются стафилококки, диплококки и стрептококки.
В воздухе в окружении больных могут находиться болезнетворные микробы (туберкулезная палочка, палочка дифтерии, возбудитель скарлатины и др.). Воздух хирургических и родильных отделений может быть загрязнен различными болезнетворными микроорганизмами (гноеродные кокки, споры столбнячной палочки). Это может привести к неприятным осложнениям в послеоперационном и послеродовом периоде (нагноение в ранах, септические послеродовые осложнения).
Количественный и качественный состав микрофлоры, воздуха зависит главным образом от количества пыли, которое переносится воздушными течениями. Воздух лесов, полей, лугов, а также воздух над водными пространствами вдали от населенных пунктов отличается сравнительной чистотой. Наоборот, в городах с большим уличным движением, в жилых помещениях (особенно в местах большого скопления людей) воздух может содержать большое количество микроорганизмов.
Атмосферные осадки способствуют очищению воздуха от микробов.
Санитарным показателем степени загрязнения воздуха является как общее число микробов в 1 м3 воздуха, так и количество гемолитических и зеленящих стрептококков.
Микробиологический метод исследования воздуха описан в разделе «Санитарная микробиология» (стр. 426).

МИКРОФЛОРА ВОДЫ

Видео: Гордон №151 Биотерроризм

Вода в противоположность воздуху является средой, пригодной не только для существования, но и для размножения микробов. В силу этого и микробов в воде значительно больше, чем в воздухе. В воду микробы попадают главным образом из почвы, с отбросами и выделениями человека и животных, а также из воздуха. В воде обнаруживаются самые разнообразные микроорганизмы,  главным образом сапрофиты, в некоторых случаях встречаются и болезнетворные бактерии (палочки брюшного тифа, холерный вибрион и др.).
В санитарно-гигиеническом отношении этот факт имеет большое эпидемиологическое значение. Многочисленные статистические данные подтверждают возникновение брюшнотифозной и холерной эпидемии в результате использования населением загрязненной воды.
Примесь в воде различных химических веществ (аммиак, сероводород, соли азотной и азотистой кислот) свидетельствуют о том, что данный водоем загрязнен органическими веществами. В первую очередь в таком случае надо иметь в виду испражнения.
В санитарно-гигиенической практике не только качественный, но и количественный учет микроорганизмов в воде помогает определить пригодность ее к употреблению. Температурный оптимум для большинства микробов воды находится в пределах 20—22°. Такие факторы, как солнечный свет, течение воды, происходящие в воде окислительные процессы, приводят к уменьшению числа микроорганизмов. Самоочищению водоемов способствует и бактериофаг, продукты жизнедеятельности микробов-антагонистов, низших и высших растений, а также уничтожение микробов простейшими и мелкими животными.
Вода, а также почва и пищевые продукты могут быть загрязнены фекалиями. Эпидемиологическая опасность такого загрязнения заключается в том, что вместе с кишечной палочкой во внешнюю среду могут поступать и патогенные микробы — возбудители кишечных инфекций: бактерии тифа, паратифа, дизентерии и холеры. В результате этого могут возникать крупные эпидемические вспышки.
Поэтому установлен повседневный санитарно-эпидемиологический контроль доброкачественности питьевой воды и пищевых продуктов. Результаты санитарно-бактериологических анализов на бактерии кишечной группы выражаются в коли-титре или коли-индексе.
Коли-титром называется наименьший объем жидкости (вода, молоко и др.) или вес твердых тел (почва и др.), в которых содержится хотя бы одна особь кишечной палочки.
Коли-индексом называется число особей кишечной палочки, содержащихся в 1 л жидкости или в 1 г твердых веществ.
Определение общей обсемененности, коли-титра и коли-индекса см. в разделе «Санитарно-бактериологическее исследование воды, напитков, молока и пищевых продуктов» (стр. 426).

НОРМАЛЬНАЯ МИКРОФЛОРА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

Видео: Экология микроорганизмов.

На внешних покровах человеческого тела (кожа, волосы) и в полостях, сообщающихся с внешней средой (носовая и ротовая полость, верхние дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, мочеполовая система), в норме встречаются различные безвредные и болезнетворные микроорганизмы. Кровь же и внутренние органы человека свободны от микробов (стерильны).
На коже и волосах могут встречаться различные формы бактерий: стафилококки, стрептококки, сарцины, дифтероидные палочки и др.
На слизистой оболочке носа, в носоглотке могут обнаруживаться стафилококки, стрептококки, диплококки, дифтероидные палочки и другие микроорганизмы.
Микробы в изобилии находятся во рту и кишечнике человека. В 1 мл слюны содержится несколько миллионов бактерий, среди которых встречаются и анаэробы.
Из грамположительных микробов в полости рта встречаются диплококки, стрептококки, микрококки, Bact. maximum buccalis (толстые крупные палочки), Leptothrix buccalis (длинные, тонкие, нитевидные формы), ацидофильные палочки и дифтероиды.
Из грамотрицательных микробов находят вибрионов, мелких грамотрицательных палочек и спирохет (Spirochaeta buccalis — крупная грубая спирохета с неправильными изгибами и Spirochaeta dentium — более мелкая, с завитками, напоминающими спирохету сифилиса).
Микрофлора желудочно-кишечного тракта неодинакова в разных его отделах. При нормальной кислотности желудочного сока в желудке микробов очень мало. При пониженной же кислотности создаются условия для развития богатой микрофлоры, и тогда в желудке могут быть обнаружены спороносные палочки, дрожжи и другие микроорганизмы.
В тонком кишечнике микрофлора тоже очень скудна, что объясняется бактерицидным действием секрета слизистой оболочки.
Иная картина в толстом кишечнике. Здесь встречается обилие микроорганизмов. В толстом кишечнике взрослого человека преобладающим микроорганизмом является кишечная палочка (Е. coli). Из других микробов здесь встречаются: энтерококк, анаэробные бациллы, Bact. proteus vulgaris и др. При некоторых инфекционных заболеваниях (брюшной тиф) в испражнениях может содержаться щелочеобразующая палочка — Bact. faecalis alcaligenes.
В мочеполовой системе (в норме) микроорганизмы могут встречаться в наружных частях мочеиспускательного канала и во влагалище. Полости мочеполового пузыря и матки стерильны. Среди микробов, встречающихся на наружных половых органах, следует отметить кислотоустойчивую палочку Bact. smegmae, а во влагалище— грамположительную палочку Bact. Doderleini. Влагалищная палочка — палочка Дедерлейна является постоянным обитателем влагалища здоровой женщины. Это тонкая ацидофильная палочка. Благоприятным условием для ее развития является кислая реакция среды.

Видео: Набор «Мир Левенгука»