Флегмона - очерки гнойной хирургии у детей
Видео: СВЯТЫЕ. Премия Сталина для архиепископа Луки (2010)
Видео: абсцесс, флегмона челюстно-лицевой области у детей реферат
Флегмона — распространенное острое гнойное заболевание чаще всего подкожной клетчатки. Однако флегмона может возникать в клетчатке и других участках организма человека (межмышечная, подфасциальная и др.). В отдельных случаях флегмону клетчатки выделяют в нозологическую единицу с самостоятельным ее наименованием (паранефрит, парапроктит, медиастинит и пр.).
В отличие от абсцесса при флегмоне воспалительный процесс распространяется быстро, вовлекая все новые и новые участки подкожной клетчатки.
Этиология флегмоны подкожной клетчатки та же, что и при абсцессах. Возбудителем обычно является патогенный стафилококк, хотя в отдельных случаях флегмона может развиться в результате внедрения и иной, самой различной инфекции, не исключая и анаэробную.
Инфекция попадает в подкожную клетчатку главным образом при повреждении кожи. Однако может иметь место занос инфекции и гематогенным путем. В ряде случаев флегмоны у детей возникают как осложнение локализованных гнойных процессов (фурункул, карбункул, лимфаденит, мастит, омфалит и др.). Наконец, флегмона подкожной клетчатки может явиться следствием проникновения сюда гноя из очагов поражения, расположенных в глубине.
Клиническая картина. Заболевание часто начинается внезапно. Дети жалуются на головную боль, недомогание. Температура тела повышается до 38—39° и обычно носит постоянный характер. При исследовании крови отмечается повышенный лейкоцитоз, местно — разлитая припухлость с покраснением кожи над ней. Образовавшаяся припухлость вскоре переходит в плотный инфильтрат, который в последующем местами размягчается — здесь появляется флюктуация.
Инфильтрация подкожной клетчатки серозным экссудатом скоро сменяется гнойной инфильтрацией- начинаются некроз и расплавление тканей. В этих участках формируются гнойники.
Обратного развития при флегмоне практически не наблюдается. Процесс прогрессивно нарастает, резко отягощая общее состояние больного. У маленьких детей флегмона подкожной клетчатки неизбежно осложняется сепсисом.
Диагноз при флегмоне подкожной клетчатки затруднений не представляет. Сложен он при флегмонах глубокой локализации — межмышечной, подфасциальной и др.
Лечение флегмоны должно проводиться только в стационаре. Строится оно на трех общеизвестных принципах: 1) забота об общем состоянии организма, 2) борьба с внедрившейся инфекцией и 3) мероприятия, направленные па ликвидацию местного очага. Последний принцип при флегмонах подкожной клетчатки имеет особо важное значение, так как в значительной мере влияет на два первых принципа. Речь идет о своевременном оперативном вмешательстве, которым обеспечиваются отток гнойного содержимого из подкожной клетчатки, удаление некротических масс и санация образовавшихся полостей.
Разрезы при флегмоне у детей не должны быть большими (лампасными), как при газовой гангрене, при флегмоне подкожной клетчатки разрезы должны проникать только до фасции- рассекать последнюю нельзя.
Кожу и подкожную клетчатку рассекают в тех участках, где обнаружена флюктуация. Число разрезов определяется количеством участков размягчения (флюктуаций) и величиной зоны воспаления. При этом необходимо руководствоваться одним стремлением — обеспечить свободный отток по всей зоне поражения. Допускать застой гноя в больших или малых карманах нельзя. После рассечения кожи в глубине раны обычно видны обрывки некротизированной подкожной клетчатки грязно-серого цвета, часть которых оттекает вместе с гноем. Удалять их из глубины, иссекая или выскабливая, не следует. В рану необходимо ввести дренаж (дренажи) в виде топкой резиновой полоски (хирургическая перчатка), после чего накладывают марлевую повязку, обильно смоченную гипертоническим раствором хлористого натрия.
Первую перевязку делают на следующий день. Осматривают зону поражения на предмет выявления новых очагов флюктуации. Если такие участки обнаруживаются (что у детей при хорошо проведенном первом хирургическом вмешательстве бывает не часто), необходимо сделать новые разрезы. Операционные раны, созданные накануне, внимательно осматривают для выявления карманов, затеков, промывают раствором антисептика (фурацилин и др.)- при необходимости меняют дренажные полоски, после чего на рану накладывают влажную антисептическую повязку. В дальнейшем (3—5 дней) перевязку делают ежедневно. После прекращения выделения гноя из раны и отторжения некротизированной клетчатки дренажи удаляют. При дальнейшем лечении используют мазевые повязки. С первого дня после оперативного вмешательства назначают УВЧ и мягкое облучение всей области поражения кварцевой лампой.
При бурном развитии процесса первые 2—3 дня можно применять короткую блокаду по А. А. Вишневскому — 0,25% раствором новокаина с антибиотиками широкого
спектра. Раствор вводят со стороны здоровой кожи по всей окружности зоны поражения, отступя от края ее на 1,5—2 см. Результаты наших наблюдений свидетельствуют о высокой эффективности этого мероприятия.
Общую антибактериальную терапию проводят с первого дня заболевания в виде внутримышечного введения антибиотиков вначале широкого спектра действия, а после оперативного вмешательства — в соответствии с чувствительностью к ним микрофлоры.
Мероприятиями общего порядка являются в первую очередь высококалорийное питание, витаминотерапия- при необходимости применяют комплекс десенсибилизирующих мероприятий, средства, тонизирующие сердечно-сосудистую систему, и др.
Прогноз и исходы. При флегмоне подкожной клетчатки прогноз, как правило, благоприятный. Серьезным прогноз становится в запущенных случаях, при несвоевременном оперативном вмешательстве, у маленьких детей, истощенных предшествующими общими заболеваниями, у которых на фоне флегмоны может развиться сепсис. В большинстве же случаев дети к исходу 2-й недели выздоравливают, раны заживают вторичным натяжением.
Летальных исходов при флегмоне подкожной клетчатки, не осложнившейся сепсисом, мы не наблюдали.