Мастит - очерки гнойной хирургии у детей
Видео: Заболевания молочных желёз, лактостаз,трещины сосков,мастит
Видео: Абсцесс вымени. Терапия.Abscess udder. Therapy.
Мастит — острое воспалительное заболевание молочной железы, в детском возрасте встречается преимущественно у новорожденных. Однако это заболевание может иметь место и у детей всех других возрастных групп.
Этиология и патогенез. Мастит у детей возникает в результате внедрения в организм ребенка инфекции. Возбудителем в подавляющем большинстве случаев является патогенный стафилококк или стрептококк, значительно реже — кишечная палочка. Как правило, инфекция в организм проникает при повреждении кожи. Предрасполагающим моментом у новорожденных являются нарушения норм ухода за ребенком, в результате которых возникают опрелости, мацерации и др.
Клиническая картина и развивающиеся при мастите патологоанатомические процессы типичны для острого инфекционного воспалительного процесса мягких тканей.
Клиническая картина. Обычно заболевание начинается остро. Ребенок становится беспокойным. Более старшие дети жалуются на сильные боли в очаге поражения. Температура тела повышается до 37,5—38, а у новорожденных она бывает и более высокой. Отмечается и местное повышение температуры в области молочной железы. Сама железа значительно увеличивается в размерах, кожа гиперемирована, ткани инфильтрированы. Через несколько дней (2—4) в области инфильтрата появляются очаги размягчения, в которых определяется флюктуация — вначале формируется ограниченный гнойник, который в последующем может перерасти во флегмону.
При благоприятном развитии воспалительного процесса и при своевременно начатом, а также правильно проведенном лечении заболевание может быть купировано на фазе развития инфильтрата. Формирования абсцесса в таком случае не происходит- инфильтрат рассасывается, ребенок выздоравливает.
Диагноз в типичных случаях затруднений не представляет. Дифференцировать острый мастит следует от мастопатии у новорожденных, которую некоторые авторы, с нашей точки зрения, неправильно относят к маститам, называя это состояние «маститом новорожденных».
Мастопатия, по свидетельству С. Я. Долецкого, А. И. Лeшошкина (1965) и других авторов, возникает на основе внутриутробной передачи эстрогенных гормонов плоду и наблюдается в той или иной степени выраженности у 95% новорожденных.
Молочная железа (чаще обе) при мастопатии увеличивается в размерах, становится плотной, болезненной. Кожа над ней не изменена. При надавливании на железу из соска выделяется содержимое, сходное с молозивом. В течение 3—4 недель эти явления исчезают без лечения.
Таким образом, хотя некоторые симптомы, характеризующие мастопатию, и отражают отдельные элементы, составляющие общее понятие — воспаление (боль, припухлость) , в целом мастопатия ни по клиническим признакам, ни по картине патологоанатомических изменений не может быть отнесена к группе воспалительных процессов. Тем более она не может входить в группу острых воспалительных процессов инфекционного характера, так как не является таковой. Следовательно, о мастите, по нашему мнению, можно говорить только в том случае, если в зоне поражения (молочная железа) развивается воспалительный процесс инфекционной природы. Иные патологии молочной железы к маститу причислить нельзя.
В такой же мере необоснованно к маститу относят так называемый юношеский мастит, поскольку и эта патология не является воспалительным процессом, обусловленным внедрением в организм той или иной микрофлоры.
С нашей точки зрения, эти патологии в первом случае следует называть «мастопатия новорожденных», во втором — «юношеская мастопатия». Соответственно этому они не должны описываться в группе воспалительных заболеваний.
Лечение мастита осуществляется в зависимости от фазы развития воспалительного процесса. В стадии инфильтрата применяют консервативное лечение: мазь Вишневского, УВЧ, УФО, согревающие компрессы. При высокой температуре назначают общую антибиотикотерапию. Рано начатое консервативное лечение нередко (по нашим данным, в 30% случаев) приводит к выздоровлению.
При появлении в зоне поражения очагов размягчения следует незамедлительно вскрыть гнойники. Эту манипуляцию мы производим под местным хлорэтиловым обезболиванием. Разрезы делают в радиальном направлении длиной не больше 1 см, не захватывая ареолу. При распространенном процессе необходимы 2—3 разреза. В рану вводят узкую полоску перчаточной резины, которую удаляют через 1—2 дня. На рану до прекращения отделения из нее гноя накладывают повязки, пропитанные раствором риванола или фурацилина, после чего их заменяют мазевыми повязками.
Одновременно применяют УВЧ. Антибиотики назначают в соответствии с чувствительностью высеянной бактериальной флоры.
Наряду с местным лечением очага поражения должное внимание уделяют общему состоянию больного. Общее лечение проводят на основе общеукрепляющей и десенсибилизирующей терапии.
Рис. 4. Двусторонний мастит у новорожденного.
Прогноз и исходы. В целом прогноз при мастите благоприятный. При своевременно начатом и правильно проведенном лечении большинство больных выздоравливают без каких-либо неблагоприятных последствий в дальнейшем. У девочек в результате гнойного мастита, перенесенного в периоде новорожденности, к моменту полового созревания могут обнаружиться различные степени нарушений функции молочной железы. Это осложнение в значительной мере зависит от качества и срока ранее проведенного оперативного вмешательства. Летальных исходов даже при тяжело протекающих маститах не наблюдается.
Новорожденный С., 10 дней, поступил в клинику с диагнозом двустороннего гнойного мастита, сепсиса, пиодермии (рис. 4). Родился доношенным с весом 3650 г, рост 45 см. Пупок отпал на 4-е сутки. Из родильного дома выписан на 7-е сутки. Дома мать заметила нагрубание обеих молочных желез. Участковый врач рекомендовал обрабатывать железы метиленовым синим и накладывать согревающий компресс. Однако к исходу вторых суток состояние ребенка резко ухудшилось, в связи с чем он был направлен в стационар.
При поступлении больного в клинику общее состояние тяжелое, ребенок вялый, адинамичный, на кожных покровах пиодермия. Обе молочные железы резко увеличены, напряжены. Кожные покровы здесь синюшнобагрового цвета. При пальпации вокруг обоих сосков определяется флюктуация. При легком прикосновении к соскам из них выделяется гной.
В день поступления под хлорэтиловым обезболиванием произведено вскрытие гнойников радиальными разрезами (по три на каждой железе) с сохранением ареол. Из каждого разреза выделилось по 3—4 мл гноя. Полости дренированы полосками перчаточной резины. На раны наложены повязки с гипертоническим раствором.
Через 2 суток после оперативного вмешательства раны очистились, гнойного отделяемого нет. Удалены резиновые полоски, наложена повязка с мазью Вишневского, назначено УВЧ. Из гноя высеян золотистый стафилококк, чувствительный к тетраолеану. На протяжении 8 дней пребывания ребенка в стационаре ему перелито 150 мм3одногруппной крови (от матери), 120 см3 плазмы, введены 4 мл у-глобулина, 20 мл 10% глюконата кальция, 10 см3 20% раствора глюкозы, 3 200 000 ЕД тетраолеана, поливитамины.
К 7-му дню раны закрылись. Больной выписан в хорошем состоянии.