Практические навыки педиатра
Практические навыки педиатра / И. Н. Усов, М. В. Чичко, Л. Н. Астахова.
Даны рекомендации по уходу за детьми раннего возраста, технике выполнения лечебных процедур. Изложены современные методы исследования здорового и больного ребенка при наиболее распространенных детских заболеваниях.
Для врачей педиатров.
Современная педиатрия — большой раздел клинической медицины, призванный обеспечивать всестороннюю профилактическую и лечебную помощь детям в возрасте от рождения до 15 лет. Врач-педиатр должен знать все основные положения теоретической медицины, закономерности развития растущего организма, а также иметь сведения о необходимых условиях жизни ребенка (питании, воспитании и др.) Теоретические познания нужны педиатру и для того, чтобы в каждом конкретном случае он мог оценить состояние своего пациента, его генетические и фенотипические особенности и возможности. Однако получить необходимые данные для такой оценки можно лишь в совершенстве владея современными методами исследования здорового и больного ребенка.
Оценка физического и нервно-психического развития позволяет определить соответствие установленных показателей возрасту ребенка, выявить отклонения от нормы. Физикальные методы исследования (осмотр, ощупывание, аускультация, перкуссия и др.) наиболее стары и хороши уже тем, что они всегда доступны каждому врачу и не требуют сколько-нибудь значительной технической оснащенности, обладая в то же время достаточной информативностью.
Медицинская наука проникла во многие тайны, связанные со здоровьем детей, раскрыла причины и механизмы развития большого числа заболеваний благодаря использованию технических методов исследования, значительная часть которых внедрена в педиатрическую практику. К таковым относятся инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы, рентгенологические, ультразвуковые методы исследования различных органов и тканей, биохимические методы исследования биологических жидкостей и т. д.
В процессе учебы в медицинском институте будущий врач-педиатр получает большой объем теоретических знаний о сущности болезней, их диагностике, лечении и профилактике. Практическая подготовка пока находится не на должном уровне. Если исходить из этапов познания: знакомство — знание — умение — навыки, то большинство студентов к завершению учебы в институте достигают уровня «знания», реже «умения». «Умение — это знание в действии, навыки — автоматическое звено этого действия» (С. Я. Батышев). Когда умение достигает степени автоматизма, говорят о профессионализме, профессиональном искусстве, появляющемся с опытом, на приобретение которого порою уходят годы. Ускорению этого процесса служит постдипломная интернатура, когда молодой врач может в полной мере проявить свою самостоятельность в овладении тем или иным методом, ощутить свои слабые стороны, активно совершенствоваться в приобретении навыков. Однако в этом деле ему необходим консультант и помощник. Таким помощником является прежде всего соответствующая книга.
«Практические навыки педиатра» написаны на основании многолетнего опыта преподавания педиатрии и обучения будущих врачей, а также интернов методам исследования здорового и больного ребенка на педиатрическом факультете Минского медицинского института. Книга была апробирована как пособие для студентов, после чего в нее внесены добавления и исправления. Данное издание предназначается для молодых специалистов-педиатров. Многие сведения могут быть полезны и другим врачам, осуществляющим медицинское обслуживание детского населения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В процессе наблюдения за здоровым и больным ребенком для педиатра важно прежде всего правильно оценивать показатели его физического развития. Большинство данных о физическом развитии можно получить с помощью антропометрических измерений.
Название | До года | 1—7 лет | 7—15 лет |
Длина тела лежа | + | ||
Длина тела стоя | — | + | + |
Длина тела сидя | — | + | + |
Масса тела | + | + Видео: Практические навыки. Оториноларингология. | + |
Окружностьгрудной клетки | + | + | + (вдох,выдох, пауза) |
Окружность головы | + | + (до 3 лет) | — |
Спирометрия | — | — | + |
Динамометрии | — | — | + |
Становая сила | — | — | + |
Степеньотложения подкожного жира | + | + | |
Особенностиразвития костных образований | ; | + | + |
Психомоторное развитие | + | + | + |