Определение общей физической работоспособности - практические навыки педиатра
Функциональные пробы дают представление о качестве реакции сердечно-сосудистой системы и органов дыхания на определенную нагрузку, в том числе и на дозированную по Н. А. Шалкову. Физическая работоспособность выражается количеством работы (в килограммометрах в минуту), которая выполняется при той или иной частоте сердечных сокращений. Определение общей физической работоспособности позволяет судить о степени приспособления организма к нагрузке, характеризует функциональную возможность выполнения нагрузок.
Наибольшее распространение получили пробы с субмаксимальными физическими нагрузками. При этих пробах физическая работоспособность выражается количеством работы, которая производится при заданном ритме сердечных сокращений, например 170 в минуту, 150 в минуту и т. д. Физическую работоспособность принято обозначать PWC (physical working capacity). PWCno — возможная мощность работы, которую может выполнить испытуемый при частоте пульса 170 в минуту. Выбор такой частоты сердечных сокращений связан с тем, что при ней сохраняются оптимальные условия для работы сердца. При исследовании физической работоспособности у детей младшего школьного возраста и ослабленных чаще определяют PWC 150.
Проба предусматривает выполнение испытуемым не менее двух нагрузок растущей мощности. Первую нагрузку принято давать из расчета 1 Вт/кг массы тела испытуемого (6,12 кг- м/минут на 1 кг), вторую — 2 Вт/кг (12,24 кг - м/минут на 1 кг). Нагрузка должна быть такой, чтобы разница в частоте сердечных сокращений между первой и второй нагрузками была около 40 ударов в минуту.
Проба проводится на велоэргометре или для этой цели используется ступенька («степ-тест»). После 10—15-минутного отдыха у испытуемого определяется АД и частота пульса. Ребенок удобно садится на велоэргометр и делает несколько оборотов педалей, чтобы освоить характер движений в нужном ритме (50—60 в минуту), перед этим подбирается оптимальная высота седла с учетом длины ног. По окончании разминки ребенок 2—3 минут отдыхает сидя на велоэргометре, за это время пульс достигает исходных значений. Далее ребенок выполняет первую нагрузку в течение 5 минут (50—60 оборотов педалей в минуту). Частоту пульса подсчитывают в последние 10 с работы на лучевой артерии или аускультативпо с помощью стетоскопа, или при регистрации ЭКГ.
Следующий этап работы начинают лишь при достиже-
ним исходных значений пульса (через 3—5 мин). Если тахикардия после первой нагрузки сохраняется длительно, вторую нагрузку в этот день испытуемому не дают, повторное исследование проводят на второй день. Пробу прекращают и тогда, когда во время проведения ее пульс у испытуемого достигает 150—170 ударов в минуту уже при первой нагрузке. В этом случае необходимо выяснить, действительно ли первая нагрузка является для ребенка такой значительной или это в большей мере связано с непривычностью работы, эмоциональным возбуждением и т. д. PWCno рассчитывается графическим способом (номограмма) или по формуле, предложенной В. Л. Карпманом:
где N1, N2 — мощность работы на первом и втором этапах нагрузки, кг - м/мин- /|, /2 — частота сердечных сокращений в конце первой и второй нагрузок.
Для проведения пробы PWCno удобно использовать и ступеньку. Как и при велоэргометрии, нагрузка в этом случае дается из расчета 1 и 2 Вт/кг массы тела испытуемого. Работу, выполняемую при подъеме на ступеньку, определяют по приведенной выше формуле (см. «степ- тест»). PWCno рассчитывается так же, как и при велоэргометрии.