тут:

Функциональное исследование почек - практические навыки педиатра

Оглавление
Практические навыки педиатра
Антропометрические измерения
Степень полового созревания
Схема оценки физического развития ребенка
Физикальные методы исследования ребенка
Ошупывание
Выстукивание
Выслушивание
Генеалогический метод
Экспресс-методы выявления наследственных биохимических дефектов
Цитогенетические методы исследования
Дерматоглифика
Навыки по уходу за больным ребенком
Промывание желудка, клизмы
Навыки по уходу, вскармливанию и лечению новорожденных
Вскармливание доношенного новорожденного
Навыки по выхаживанию недоношенных детей
Методика выведения новорожденного из асфиксии
Гемолитическая болезнь новорожденных и техника заменного переливания крови
Техника взятия материала для лабораторных исследований
Техника введения лекарственных веществ и жидкостей
Введение лекарственных средств через рот, прямую кишку
Ингаляции
Парентеральное введение лекарственных веществ и жидкостей
Техника применения ванн
Местные отвлекающие процедуры
Методы теплолечения
Светолечение и светопрофилактика
Ультрафиолетовое облучение (УФО)
Методы исследования нервной системы
Методы исследования вегетативной нервной системы
Инструментальные методы исследования нервной системы
Функциональные методы исследования органов дыхания
Исследование газов крови
Функциональные исследования с использованием фармакологических проб
Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы
Фонокардиография, реография
Реоэнцефалография, контрастная эхокардиография, поликардиография, кардиоинтервалография
Измерение артериального давления
Клинические функциональные пробы сердечно-сосудистой системы
Определение общей физической работоспособности
Лекарственные пробы
Методы исследования органов пищеварения
Дуоденальное зондирование
Исследование функций поджелудочной железы
Исследование испражнений
Методы исследования функции печени
Исследование экскреторной и обезвреживающей функции печени
Радиоизотопное исследование и УЗИ печени
Рентгенологические методы исследования желчных путей
Методы исследования почек и органов мочевыделения
Определение белка в моче
Исследования мочевого осадка
Функциональное исследование почек
Методы определения парциальной функции нефрона
Специальные методы исследования почек
Манипуляции - мочеполовая система
Методы исследования системы крови
Исследование лейкоцитов
Исследование костного мозга
Исследование лимфатических узлов
Исследование системы гемостаза
Переливание крови
Методы исследования обмена веществ
Методы исследования КОС
Методы исследования обмена белков
Исследование углеводного обмена
Исследование липидного обмена
Методы пункции и катетеризации вен
Санация трахеобронхиального дерева
СДПД
Техника реанимации
Методы определения иммунологической реактивности
Определение специфической реактивности
Методы исследования кожных покровов и слизистых оболочек
Приложения

Некоторое представление о функции почек может дать определение количества выделяемой мочи и ее относительной плотности. Однако при заболевании почек эти показатели (особенно при однократном исследовании) не всегда четко отражают функциональное состояние органа В связи с этим применяются методы более углубленного исследования выделительной и концентрационной способности, а также функции отдельных сегментов нефрона.

 Учет суточного диуреза в динамике почечного заболевания позволяет судить о выделении из организма воды в зависимости от состояния больного,
об  эффективности лекарственных, в том числе и мочегонных, средств.
Мочу в течение суток собирают в специально приготовленную стеклянную банку. В конце суток количество выделенной мочи измеряют стеклянным градуированным цилиндром.
Здоровые дети за сутки выделяют следующее количество мочи: новорожденный — 300 мл, ребенок 6—12 мес.— 600, в 2 года — 700, 5—6 лет — 1000, 10 лет — 1500 мл.

Видео: Прак. навыки по физиологии: Пневмотахометрия

Суточный диурез в норме может колебаться в значительных пределах. Это обусловлено характером и количестве м принятой пищи и выпитой жидкости, температурой окружающей среды и другими факторами. Ориентировочно среднее суточное количество мочи можно определить по формуле Дс= 600+ [100Х (п — 1) ], где Дс — суточный диурез- 600 — средний суточный диурез годовалого ребенка- (п — 1) — число лет ребенка.
Диурез уменьшается при частой рвоте, поносах, токсикозе, лихорадке, больших кровопотерях. Олигурия вплоть до анурии наблюдается при острой почечной недостаточности, в начальный период острого и обострениях хронического гломерулонефрита, при нефротической форме гломерулонефрита, сдавлении, перегибе обоих мочеточников или закупорке камнями мочеиспускательного канала. Полиурия отмечается при рассасывании экссудатов и транссудатов, сахарном диабете, несахарном мочеизнурении, в начальной фазе почечной недостаточности при хроническом гломерулонефрите, в период нормализации температуры и других состояниях.

Водная проба.

Для выяснения адаптационной способности почек к резко изменяющимся условиям Фольгардом были предложены нагрузочные пробы — водная на разведение и на концентрацию. В основе водной пробы лежит установленная возможность нормально функционирующих почек выводить воду, принятую утром натощак в количестве 0,5—1,5 л, в течение 3—4 ч. Относительная плотность мочи при этом низкая.
За три дня до постановки водной пробы ребенок должен находиться на одинаковом стандартном питьевом и пищевом режиме. В эти дни необходимо учитывать суточный диурез и ребенка по утрам взвешивать. Если диурез и масса тела мало изменяются, можно приступать к постановке пробы. В день пробы ребенок утром опорожняет мочевой пузырь и натощак выпивает воды или слабого чая без сахара. Количество воды рассчитывают в зависимости от массы тела ребенка (3 % массы) или длины тела (столько миллилитров жидкости, сколько миллиметров составляет длина тела). Вычисленное количество жидкости ребенок должен выпить за 15—20 мин. После выпитой жидкости через каждый час в течение 4 ч в отдельные стеклянные банки собирают мочу и определяют ее количество и относительную плотность. При нормальной функции почек за 4 ч ребенок выделяет с мочой всю принятую жидкость и даже несколько больше. Относительная плотность выделенной мочи снижается от порции к порции до 1,001 —1,003. При нарушенной функции количество выделенной мочи меньше выпитой жидкости, а относительная плотность ее остается близкой к 1,010— 1,012. Незначительные колебания относительной плотности мочи между отдельными порциями называют изостенурией.

Проба на концентрацию.

При необходимости пробу на концентрацию ставят через 2—3 дня после пробы на разведение. В день постановки пробы ребенок не должен получать жидкой пищи и принимать свободной жидкости. Через каждые 2—3 ч собирают мочу, определяют ее количество и относительную плотность. Как только находят, что относительная плотность мочи достигла 1,028—1,030, пробу прекращают. Концентрационная способность почки считается нормальной при относительной плотности мочи 1,028, а у детей раннего возраста 1,025.
Если относительная плотность во время пробы на концентрацию во всех порциях мочи ниже этих показателей, такое состояние оценивается как гипостенурия. Изо- и гипостенурия характерны для хронической почечной недостаточности.
Если для раздельной постановки проб на разведение и концентрацию времени недостаточно, эти две пробы можно провести в один день. В таком случае обычно пробу на концентрацию начинают в 19 ч и продолжают до 8 ч следующего дня, а пробу на разведение проводят с 8 до 12 ч.

Видео: Popular Videos - Organ & Medicine


Проба Зимницкого.

В педиатрической практике к пробам на разведение и концентрацию прибегают редко, так как ребенку трудно воздерживаться от приема жидкости или выпить ее одновременно 600—800 мл и более. Избежать этого позволяет проба Зимницкого, во время которой ребенок принимает обычную пищу и почки функционируют в физиологических условиях. В течение суток, начиная с 8 ч утра, через каждые 3 ч собирают мочу в отдельные стеклянные банки. В каждой порции определяют количество мочи и относительную плотность. Кроме того, учитывают количество мочи, выделенной в дневное время (дневной диурез) и ночью (ночной диурез).
Свободная проба. У детей раннего и дошкольного возраста трудно собрать мочу строго через 3 ч, как это положено для пробы по Зимницкому. В таких случаях мочу собирают при каждом свободном мочевыделении, отмечая, в какое время она собрана. Затем, так же как в пробе Зимницкого, измеряются объем и относительная плотность каждой порции мочи, подсчитывается дневной и ночной диурез.
При нормальной функции почек дневной диурез относится к ночному, как 1:2/3—1:3/4. Колебания относительной плотности мочи составляют 10 ед. и более. При почечной недостаточности ночной диурез преобладает над дневным (никтурия), а относительная плотность мочи колеблется от порции к порции в пределах 1010—1012 или близких к этим (изостенурия).


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее