тут:

Промывание желудка, клизмы - практические навыки педиатра

Видео: Промывание желудка (практика тгму 2016 6 курс)

Оглавление
Практические навыки педиатра
Антропометрические измерения
Степень полового созревания
Схема оценки физического развития ребенка
Физикальные методы исследования ребенка
Ошупывание
Выстукивание
Выслушивание
Генеалогический метод
Экспресс-методы выявления наследственных биохимических дефектов
Цитогенетические методы исследования
Дерматоглифика
Навыки по уходу за больным ребенком
Промывание желудка, клизмы
Навыки по уходу, вскармливанию и лечению новорожденных
Вскармливание доношенного новорожденного
Навыки по выхаживанию недоношенных детей
Методика выведения новорожденного из асфиксии
Гемолитическая болезнь новорожденных и техника заменного переливания крови
Техника взятия материала для лабораторных исследований
Техника введения лекарственных веществ и жидкостей
Введение лекарственных средств через рот, прямую кишку
Ингаляции
Парентеральное введение лекарственных веществ и жидкостей
Техника применения ванн
Местные отвлекающие процедуры
Методы теплолечения
Светолечение и светопрофилактика
Ультрафиолетовое облучение (УФО)
Методы исследования нервной системы
Методы исследования вегетативной нервной системы
Инструментальные методы исследования нервной системы
Функциональные методы исследования органов дыхания
Исследование газов крови
Функциональные исследования с использованием фармакологических проб
Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы
Фонокардиография, реография
Реоэнцефалография, контрастная эхокардиография, поликардиография, кардиоинтервалография
Измерение артериального давления
Клинические функциональные пробы сердечно-сосудистой системы
Определение общей физической работоспособности
Лекарственные пробы
Методы исследования органов пищеварения
Дуоденальное зондирование
Исследование функций поджелудочной железы
Исследование испражнений
Методы исследования функции печени
Исследование экскреторной и обезвреживающей функции печени
Радиоизотопное исследование и УЗИ печени
Рентгенологические методы исследования желчных путей
Методы исследования почек и органов мочевыделения
Определение белка в моче
Исследования мочевого осадка
Функциональное исследование почек
Методы определения парциальной функции нефрона
Специальные методы исследования почек
Манипуляции - мочеполовая система
Методы исследования системы крови
Исследование лейкоцитов
Исследование костного мозга
Исследование лимфатических узлов
Исследование системы гемостаза
Переливание крови
Методы исследования обмена веществ
Методы исследования КОС
Методы исследования обмена белков
Исследование углеводного обмена
Исследование липидного обмена
Методы пункции и катетеризации вен
Санация трахеобронхиального дерева
СДПД
Техника реанимации
Методы определения иммунологической реактивности
Определение специфической реактивности
Методы исследования кожных покровов и слизистых оболочек
Приложения

ПРОМЫВАНИЕ ЖЕЛУДКА

Желудок промывают детям при пищевых отравлениях, случайном проглатывании ядовитых или коррозивных веществ, энтеральных токсикоинфекциях. Маленького ребенка для этой процедуры чаще кладут на бок (без подушек) со слегка повернутым вниз лицом. Можно промывать желудок в положении ребенка сидя (рис. 19).
Детей старшего возраста для промывания желудка усаживают на стул. После введения зонда в желудок к наружному концу резиновой трубки присоединяют воронку и наполняют ее приготовленной для промывания жидкостью. Затем воронку поднимают вверх. Когда жидкость опустится до нижней части конуса воронки, воронку опускают до уровня головы ребенка. Как только воронка заполнится содержимым желудка и промывной жидкостью, резиновую трубку пережимают пальцами ниже конуса воронки и все это сливают в таз. Воронку вновь заполняют чистой жидкостью для промывания и так повторяют до тех пор, пока из желудка не будут поступать чистые промывные воды.
Промывание желудка
Рис. 19. Промывание желудка
Можно промывать желудок и с помощью 20 мл шприца. Жидкость для промывания вводится шприцем через зонд в желудок, а затем отсасывается.
Собранные промывные воды сливают в чистую прокипяченную посуду и отправляют в лабораторию для бактериологического и химического анализов.

Клизмы

Клизмы детям делают с целью очистки кишечника от содержимого (очистительные, послабляющие, промывательные, или сифонные), а также для введения в кишечник лекарственных веществ, обладающих местным или резорбтивным действием (лекарственные, капельные, питательные).
Очистительные клизмы. Ставятся при запорах, пищевых отравлениях, перед введением через прямую кишку лекарственных веществ. Они противопоказаны при подозрении на аппендицит, кишечном кровотечении, выпадении слизистой прямой кишки и в первые дни после операции на органах брюшной полости.
Техника постановки очистительной клизмы заключается в следующем: грудного ребенка чаще кладут на спину
с приподнятыми вверх ногами. Хорошо вымытыми руками берут прокипяченный резиновый баллон и освобождают от попавшей внутрь его горячей воды (во избежание случайного ожога слизистой оболочки прямой кишки!). Затем в баллон набирают 100—150 мл кипяченой воды, имеющей температуру 28—30 °С. Наконечник баллона смазывают вазелином и осторожно без больших усилий вводят в задний проход. Вначале наконечник баллона направляют несколько вперед, затем, преодолев наружный и внутренний сфинктеры анального отверстия, немного назад, вводя наконечник на глубину 3—5 см. после чего медленно нажимают на баллон. Для очистительной клизмы новорожденному достаточно ввести 25—30 мл воды, грудному ребенку —60—150 мл.
После введения жидкости одной рукой сжимают ягодицы ребенка, а другой осторожно извлекают наконечник. Чтобы не допустить вытекания воды до усиления перистальтики кишечника, важно придержать ягодицы сжатыми еще некоторое время. Затем у ребенка появляется позыв к акту дефекации.
Для очистительных клизм детям старшего возраста используют кружку Эсмарха. Ребенка обычно укладывают на левый бок с подогнутыми к животу ногами. В кружку Эсмарха наливают кипяченую воду, которая имеет температуру 20—22 °С, затем, открыв кран, выпускают воздух из резиновой трубки и заполняют ее водой. Кружку подвешивают на штатив так, чтобы она находилась на 50—75 см выше уложенного на кровати больного. Под больного подкладывают клеенку, чтобы свободный конец ее спускался в таз. Резиновый наконечник смазывают вазелином и, разведя левой рукой ягодицы, вводят его в анальное отверстие. Наконечник вначале вводят несколько вперед по направлению к пупку, потом назад, параллельно копчику на глубину 5—10см. Детям 2—5 лет вводят 150— 200 мл воды, более старшего возраста —200—500 мл.
Скорость поступления жидкости регулируют с помощью крана, размещенного на резиновой трубке. Иногда может возникнуть затруднение в поступлении воды в кишечник. В таком случае необходимо несколько сменить направление наконечника, приподнять на 15—20 см выше кружку, поправить положение больного, больше подвести согнутые в коленях ноги к животу и расслабить переднюю брюшную стенку. Закончив введение жидкости, наконечник осторожно извлекают. Больной должен полежать 8—10 мин, пока не усилится перистальтика и не появится позыв к акту дефекации.

Перистальтику усиливает механическое раздражение слизистой оболочки кишечника жидкостью и температурой воды. Поэтому при атонических запорах рекомендуется вводить жидкость с температурой 18—20 °С и даже ниже, тогда как при спастических — с температурой 37—38 °С. Усиливает перистальтику добавление к вводимой в кишечник жидкости глицерина или растительного масла (1—2 столовые ложки масла на 500—800 мл воды). Масло для клизмы можно и не смешивать с водой.

Масляные клизмы.

 У детей могут применяться как очистительные. Реже их используют при воспалительных процессах в толстом кишечнике. При спастических запорах введенное в кишечник масло обволакивает сухие каловые массы и способствует более легкому их выведению. Кроме того, микробная флора толстого кишечника частично расщепляет масло, а образующиеся при этом жирные кислоты раздражают слизистую оболочку кишечника и усиливают перистальтику.
Для проведения клизмы растительное (подсолнечное, льняное либо конопляное) или вазелиновое масло подогревают до индифферентной температуры (37—38 °С) и набирают в грушевидный резиновый баллон. На баллон надевают резиновый наконечник, который осторожно вставляют через анальное отверстие в прямую кишку и медленно вводят 80—150 мл масла. Лучше эту процедуру делать вечером перед сном, так как очистительный эффект наступает обычно через 8—10 ч.

Гипертонические клизмы.

Используются как очистительные при атонических запорах. Гипертонический раствор (10 % натрия хлорида или 20—30 % раствор магния сульфата) в объеме 50—70 мл при температуре 25—30 °С с помощью резинового баллона с наконечником вводится в кишечник. Выраженный послабляющий эффект наступает через 20—30 мин. До этого времени больной должен полежать, воздерживаясь от дефекации.

Сифонные клизмы.

Относятся к промывательным. Обильное введение воды способствует проникновению ее во все отделы толстого кишечника и немедленному удалению каловых масс, ядовитых продуктов, попавших туда при отравлениях. Такие клизмы применяются при отравлениях химическими и растительными ядами, недостаточной эффективности очистительных клизм и подозрении на динамическую непроходимость кишечника.
Противопоказаны они при аппендиците, перитоните, желудочно-кишечных кровотечениях, трещинах заднего прохода, выпадении прямой кишки, в первые дни после операции на органах брюшной полости.
В зависимости от возраста ребенка для сифонной клизмы необходимо приготовить 5—8—10 л чистой теплой воды. На один конец резиновой трубки диаметром 0,8—1 см и длиной до 1,5 м надевают широкую стеклянную воронку, к другому присоединяют резиновую трубку типа толстого желудочного зонда. Больной должен лежать на спине, под него подкладывают клеенку. Под ребенка старшего возраста подставляют судно. Конец кишечной трубки смазывают вазелином и вводят через анальное отверстие в кишечник на глубину 20—30 см. Из чайника или кувшина воронку наполняют водой и поднимают. Вода из воронки через систему начинает поступать в кишечник. Когда уровень воды в воронке сравняется с присоединенной резиновой трубкой, воронку опускают до уровня таза больного. По закону сообщающихся сосудов вода с отмытыми частями содержимого кишечника возвращается в воронку, и ее выливают в таз. Воронку вновь наполняют чистой водой, поднимают на 80—100 см над кроватью и следят за поступлением воды в кишечник Процедура должна выполняться спокойно, с остановками, поскольку на вводимую воду могут возникать спазмы кишечника, и тогда следует дождаться его расслабления. Промывание продолжается до отхождении чистой воды. После промывания кишечную трубку осторожно извлекают, всю систему промывают и кипятят.
Во время выполнения сифонной клизмы надо наблюдать за отхождением газов. Если газы из кишечника отходят, то пузырьки их видны в соединительной стеклянной трубке и при выходе из воронки. Отсутствие газов в промывных водах — один из признаков кишечной непроходимости.

Лекарственные клизмы.

С помощью этих клизм детям часто вводится отвар ромашки (при метеоризме), 2 % раствор хлоралгидрата (при судорогах), антибиотики в виде эмульсий в теплом рыбьем жире, масле шиповника или облепихи (при колитах, если у ребенка частые рвоты) и другие препараты. Лекарственный раствор вводят в кишечник после очистительной клизмы или после стула.
Для выполнения лекарственных клизм используется резиновый баллон с наконечником или резиновый катетер № 10—11. Наконечник баллона или конец катетера осторожно через задний проход вводят в прямую кишку на глубину 8—10 см. Для лекарственной клизмы ребенку до 3 лет готовят 20—40 мл раствора, от 3 до 10 лет — 30—50 мл, более старшим детям —50—100 мл. Эмульсии антибиотиков детям младшего возраста вводят 5—10 мл и старшего —20—30 мл. Лекарственная жидкость должна быть подогрета до температуры тела больного, после чего она набирается в баллон или шприц. Из баллона жидкость вводится в кишечник через наконечник, а из шприца — через катетер. Жидкость вводится медленно, затем осторожно удаляется катетер. Во избежание выхода лекарства наружу ягодицы ребенка необходимо подержать 5—10 минут в сжатом состоянии. Иногда с этой целью у маленьких детей их сводят лейкопластырем.

Капельные клизмы.

Применяют для введения в организм ребенка через кишечник изотонических растворов натрия хлорида (0,85 %), глюкозы (5 %), если невозможно ввести эти и другие растворы внутривенно или внутримышечно. При введении растворов маленьким детям пользуются открытыми цилиндрами с присоединенной к ним системой, в которую включена капельница. Для старших детей раствор помещается в кружку Эсмарха. Раствор должен быть подогрет до температуры тела. Выше капельницы укрепляется зажим Мора для регулирования скорости введения жидкости в кишечник.
Ребенка укладывают в удобном для него положении. При желании он может спать во время процедуры. В прямую кишку ребенка старше года вводят тонкий резиновый катетер № 10—11, детям грудного возраста — катетер Нелатона № 10 и 11. Катетер вводят на глубину 10—15 см. Свободный конец катетера соединяют с подготовленной системой, заполненной раствором. С помощью винтового зажима Мора устанавливают скорость капель: детям первых месяцев жизни —3—5 капель в минуту, от 3 мес. до года—5—10, более старшим—10—30. Таким образом в организм ребенка можно ввести 200—300 мл жидкости и более.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее