тут:

Антропометрические измерения - практические навыки педиатра

Оглавление
Практические навыки педиатра
Антропометрические измерения
Степень полового созревания
Схема оценки физического развития ребенка
Физикальные методы исследования ребенка
Ошупывание
Выстукивание
Выслушивание
Генеалогический метод
Экспресс-методы выявления наследственных биохимических дефектов
Цитогенетические методы исследования
Дерматоглифика
Навыки по уходу за больным ребенком
Промывание желудка, клизмы
Навыки по уходу, вскармливанию и лечению новорожденных
Вскармливание доношенного новорожденного
Навыки по выхаживанию недоношенных детей
Методика выведения новорожденного из асфиксии
Гемолитическая болезнь новорожденных и техника заменного переливания крови
Техника взятия материала для лабораторных исследований
Техника введения лекарственных веществ и жидкостей
Введение лекарственных средств через рот, прямую кишку
Ингаляции
Парентеральное введение лекарственных веществ и жидкостей
Техника применения ванн
Местные отвлекающие процедуры
Методы теплолечения
Светолечение и светопрофилактика
Ультрафиолетовое облучение (УФО)
Методы исследования нервной системы
Методы исследования вегетативной нервной системы
Инструментальные методы исследования нервной системы
Функциональные методы исследования органов дыхания
Исследование газов крови
Функциональные исследования с использованием фармакологических проб
Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы
Фонокардиография, реография
Реоэнцефалография, контрастная эхокардиография, поликардиография, кардиоинтервалография
Измерение артериального давления
Клинические функциональные пробы сердечно-сосудистой системы
Определение общей физической работоспособности
Лекарственные пробы
Методы исследования органов пищеварения
Дуоденальное зондирование
Исследование функций поджелудочной железы
Исследование испражнений
Методы исследования функции печени
Исследование экскреторной и обезвреживающей функции печени
Радиоизотопное исследование и УЗИ печени
Рентгенологические методы исследования желчных путей
Методы исследования почек и органов мочевыделения
Определение белка в моче
Исследования мочевого осадка
Функциональное исследование почек
Методы определения парциальной функции нефрона
Специальные методы исследования почек
Манипуляции - мочеполовая система
Методы исследования системы крови
Исследование лейкоцитов
Исследование костного мозга
Исследование лимфатических узлов
Исследование системы гемостаза
Переливание крови
Методы исследования обмена веществ
Методы исследования КОС
Методы исследования обмена белков
Исследование углеводного обмена
Исследование липидного обмена
Методы пункции и катетеризации вен
Санация трахеобронхиального дерева
СДПД
Техника реанимации
Методы определения иммунологической реактивности
Определение специфической реактивности
Методы исследования кожных покровов и слизистых оболочек
Приложения

ТЕХНИКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Все измерения для оценки физического развития детей должны проводиться стандартными инструментами в утренние часы в одно и то же время на обнаженном ребенке. Измерение длины тела. Длина тела у детей до года измеряется горизонтальным ростомером в виде широкой доски длиной около 100 см и шириной 40 см (рис. 1 ,а).
Ростомеры
Рис. 1. Ростомеры.
Вверху доски имеется неподвижная поперечная планка, внизу — подвижная поперечная планка, которая легко передвигается по сантиметровой шкале, нанесенной с левой стороны доски ростомера. Для измерения длины тела ребенка укладывают на спину (рис. 1,6), чтобы макушка головы прикасалась к неподвижной поперечной планке. При этом голова фиксируется помощником так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка должны быть выпрямлены и прижаты к доске ростомера- к стопам, согнутым под прямым углом по отношению к голени, подводят подвижную планку ростомера. Расстояние между обеими планками ростомера и будет длиной тела.
Длина тела у детей старшего возраста измеряется станковым ростомером (рис. 1,в). Ребенок становится на площадку ростомера (рис. 1,г), прислоняется к вертикальной его доске, имеющей две шкалы делений в сантиметрах (для длины тела стоя справа и для длины тела сидя слева). Ребенок должен стоять прямо, опустив руки по швам, пятки вместе, носки врозь. Далее ребенок прислоняется к вертикальной доске с делениями, дотрагиваясь до нее пятками, ягодицами, межлопаточной областью. Затылок не должен касаться стойки доски. Голова устанавливается так, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка ростомера опускается без надавливания к голове. Длина тела отсчитывается от нижнего края планки.
Длину тела у детей в возрасте от года до трех лет можно также измерять станковым ростомером, используя вместо нижней площадки откидную скамеечку станкового ростомера. Положение тела ребенка при этом такое же, как и при измерении длины тела у детей старшего возраста. Отсчет длины тела производится от нижнего края подвижной планки ростомера, но по шкале для длины тела сидя (левая шкала).
Длина тела сидя измеряется станковым ростомером, при этом ребенок садится на откидную скамейку (высота ее 40 см), касаясь вертикальной доски ягодицами и межлопаточной областью, голова устанавливается так же, как и при измерении длины тела стоя (рис. 1,(3). Длина тела сидя отсчитывается по левой шкале ростомера (шкала для длины тела сидя) от нижнего края подвижной планки ростомера.
Длина тела — наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Ее величина зависит от наследственных (роста матери и отца) и внешнесредовых (полноценности питания, ухода и др.) факторов. Индивидуальные показатели у детей одного возраста различны. Средняя длина тела новорожденного 50—54 см. Длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного увеличения ее (табл. 2). Допустимые пределы колебаний ±4 см. Длина тела у детей оценивается по табл. 3—5.
Табл. 2. Примерные прибавки массы и длины тела у детей первого года жизни


Возраст, месяцы

Прибавка массы тела, г

Прибавка длины тела, см

за месяц

за истекший период

за месяц

за истекший период

1

600

600

3

3

2

800

1400

3

6

3

800

2200

2,5

8,5

4

750

2950

2,5

11

5

700

3650

2

13

6

650

4300

2

15

7

600

4900

2

17

8

550

5450

2

19

9

500

5950

1,5

20,5

Ю

450

6400

1,5

22

11

400

6800

1,5

23,5

12

350

7150

1,5

25

Табл. 3. Распределение длины тела по возрасту у мальчиков, см (по А. В. Мазурину, И. М. Воронцову, 1985)


Возраст

Центили

3

10

25

75

90

97

1

2

3

4

5

6

7

0 мес

48,0

48,9

50,0

53,2

54,3

55,1

1 »

50,5

51,5

52,8

56,3

57,5

58,7

2 »

53,4

54,3

55,8

59,5

61,0

62,1

3 »

56,1

57,0

58,6

62,4

64,0

65,5

4 »

58,6

59,5

61,3

65,6

67,0

68,7

5 »

61,0

61,9

63,4

67,9

69,6

70,9

6 »

63,0

64,0

65,6

69,9

71,3

72,5

7 »

65,0

65,9

67,5

71,4

73,0

74,1

8 »

66,6

67,6

68,9

73,0

74,5

75,7

9 »

67,8

68,8

70,1

74,5

75,9

77,1

10 »

68,8

69,9

71,3

76,1

77,4

78,8

11 »

69,9

71,0

72,6

77,3

78,9

80,4

12 »

71,0

72,0

73,8

78,5

80,3

81,7

15 »

72,9

74,3

76,0

81,3

83,5

84,9

18 »

75,0

76,5

78,4

84,4

86,4

88,2

21 »

77,2

78,6

80,8

86,8

88,2

91,0

24 »

79,4

81,0

83,0

88,4

92,0

93,8

27 »

81,4

83,2

85,5

92,2

94,6

96,3

30 »

83,7

85,2

87,5

94,8

97,2

99,0

33 »

86,0

87,4

90,0

97,4

99,7

101,4

36 »

88,0

89,6

92,1

99,7

102,2

103,9

3,5 года

90,3

92,1

95,0

102,5

105,0

106,8

4 года

93,2

95,4

98,3

105,5

108,0

110,0

1

2

3

4

5

6

7

4,5 года

96,3

98,3

101,2

108,5

111,2

113,5

5 лет

98,4

101,7

105,9

112,0

114,5

117,2

5,5 года

102,4

104,7

108,0

115,2

118,0

120,1

6 лет

105,5

108,0

110,8

118,8

121,4

123,3

Табл. 4. Распределение длины тела по возрасту у девочек, см (по А. В. Мазурину, И. М. Воронцову, 1985)


Возраст

 Центили

3

10

25

75

90

97

0 мес

47,0

48,0

49,2

52,1

53,3

54,5

1 »

49,7

50,7

52,4

55,3

56,9

57,7

2 »

52,2

53,3

55,0

58,6

59,9

60,8

3 >

55,1

56,1

57,9

61,5

63,0

63,9

4 »

57,4

58,6

60,5

64,1

65,6

66,4

5 »

59,9

61,0

Видео: Покатушки - образовательный проект для детей

62,8

66,4

67,8

68,8

6 »

62,1

63,0

64,3

68,2

69,8

70,8

7 »

63,7

64,2

66,4

70,0

71,6

72,7

8 »

65,2

66,1

67,7

71,6

73,1

75,2

9 »

66,5

67,5

69,3

72,8

74,5

75,8

10 »

67,7

68,8

70,5

74,2

75,9

77,1

11 »

69,0

70,3

71,7

75,7

77,1

78,3

12 »

70,3

71,4

72,8

76,3

78,3

79,3

15 »

72,2

73,6

75,2

78,8

81,2

82,4

18 *

74,0

75,8

77,5

82,1

84,4

86,0

21 »

76,0

78,2

80,0

84,6

87,4

88,8

24 »

78,4

80,4

82,6

87,5

90,2

92,2

27 »

80,8

83,0

85,4

90,1

93,0

94,7

30 »

83,4

85,6

87,8

92,8

95,6

97,3

33 »

85,9

88,2

90,3

95,5

98,2

100,0

34 »

88,6

90,8

92,9

98,1

100,8

102,9

3,5 года

91,0

93,4

95,6

101,0

103,9

105,8

4 года

94,0

96,2

98,4

104,2

106,9

109,1

4,5 года

96,9

99,3

101,5

107,1

110,6

114,0

5 лет

99,9

102,4

104,9

110,7

114,0

116,5

5,5 лет

102,5

105,2

108,0

114,5

117,1

120,0

6 лет

105,3

108,0

111,0

118,0

120,8

124,0

Длину тела у детей вычисляют также по формулам, предложенным И. М. Воронцовым и А. В. Мазуриным (1977).

  1. Дети первого года жизни:

а)   длина тела детей первых 6 месяцев (в сантиметрах) равна длине тела при рождении плюс Зп, где п — число месяцев жизни-
б)    длина тела детей 7—12 месяцев равна 64+п
Табл. 5. Распределение длины тела по возрасту у школьников, см


Возраст
(годы)

Центили

Видео: КОСЯКОВ Сергей Яковлевич, профессор об ошибках фармакотерапии в оториноларингологии

3

10

25

75

90

97

Мальчики

6

108,7

110,0

113,8

122,2

125,8

129,5

7

112,5

114,5

118,5

127,9

131,5

135,5

8

116,3

119,5

123,8

133,4

137,3

141,3

9

120,5

124,5

129,0

138,6

142.8

147,0

10

124,5

128,8

133,5

143,5

147,9

152,4

11

128,0

132,8

137,8

148,5

153,4

158,6

12

132,0

136,7

142,3

154,2

160,2

165,4

13

136,8

141,2

147,3

160,4

166,6

171,6

14

142,9

147,8

154,1

166,7

171.8

176,6

Девочки

6

102,5

107,8

112,0

121,3

124,8

127,6

7

110,4

113,8

118.0

126,3

130,5

134,6

8

116,2

118,1

123,3

132,2

136,0

140,8

9

120,6

123,7

128,3

138,6

141,5

146,3

10

124,9

128.2

133,1

143,6

147,7

152,1

И

128,7

132,4

137,8

149,1

153,5

158,4

12

132,9

136,7

142,7

154,4

158,6

163,8

13

137,7

141,6

148,0

159,1

163,0

167,7

14

143,7

147,5

153,0

162,9

166,6

170,0

Табл. 6. Двухмерные центильные шкалы массы тела при различной его длине у маль-чиков-дошкольников (по А. В. Мазурину, И М. Воронцову).

Длина тела,

Центили

см

3

10

25

75

90

97

1

2

3

4

5

6

7

50

2,71

2,80

3.00

3,28

3,48

3,65

51

2,87

2,99

3,19

3,54

3,78

3,99

52

3,02

3,18

3,38

3,80

4,07

4,32

53

3,18

3.37

3,58

4.06

4,37

4,66

54

3,33

3,56

3,77

4,32

4,64

4,99

55

3,49

3.75

3,96

4,58

4,96

5,33

56

3,72

3,99

4,22

4.90

5,34

5,74

57

3,95

4,23

4,49

5,21

5,71

6.15

58

4,17

4,48

4,75

5,53

6,01

6,56

59

4,40

4,72

5,02

5,84

6,46

6,97

60

4,63

4,96

5,28

6,16

6,84

7,38

1

2

3

4

б

6

7

61

4,92

5,27

5,60

6,51

7,18

7,73

62

5,22

5,58

5,93

6,86

7,52

8,08

63

5,51

5,88

6,25

7,20

7,85

8,42

64

5,81

6,19

6,58

7,55

8,19

8,77

65

6,10

6,50

6,90

7,90

8,53

9,12

66

6,36

6,77

7,17

8,20

8,82

9,40

67

6,62

7,04

7,44

8,49

9,10

9,67

68

6,88

7,30

7,70

8,79

9,36

9,95

69

7,14

7,57

7,97

9,08

9,67

10,22

70

7,40

7,84

8,24

9,38

9,96

10,50

71

7,66

8,08

8,50

9,70

10,18

10,78

72

7,92

8,36

8,80

10,00

10,46

11,06

73

8,18

8,64

9,10

10,30

10,74

11,34

74

8,44

8,92

9,40

10,60

11,02

11,62

75

8,70

9,20

9,70

10,90

11,30

11,90

76

8,9

9,4

9,9

11.1

11,6

12,2

77

9,1

9,6

10,1

11.4

11,8

12,5

78

9,3

9,8

10,3

11.6

12,1

12,8

79

9,5

10,0

10,5

11,9

12,3

13,1

80

9,7

10,2

10,7

12,1

12,6

13,4

81

9,9

10,4

10,9

12,3

12,9

13,7

82

10,1

10,6

11.2

12,6

13,1

14,0

83

10,3

10,9

П,4

12,8

13,4

14,2

84

10,5

11.1

11,7

13,1

13,6

14,5

85

10,7

11,3

11,9

13,3

13,9

14,8

86

10,9

11,5

12,1

13,5

14,2

15,1

87

11.1

11,7

12,3

13,8

14,5

15,4

88

11,4

11,9

12,6

14,0

14,7

15,6

89

11,6

12,1

12,8

14,3

15,0

15,9

90

П.8

12,3

13,0

14,5

15,3

16,2

91

12,0

12,5

13,2

14,7

15,6

16,5

92

12,2

12,7

13,4

14,9

15,8

16,8

93

12,4

13,0

13,7

15,2

16,1

17,0

94

12,6

13,2

13,9

15,4

16,3

17,3

95

12,8

13,4

14,1

15,6

16,6

17,6

96

13,0

13,6

14,3

15,8

16,8

17,9

97

13,2

13,8

14,5

16,1

17,1

18,2

98

13,3

14,0

14,7

16,3

17,4

18,4

99

13,5

14,2

14,9

16,6

17,6

18,7

100

13,7

14,4

15,1

16,8

Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее