Схема оценки физического развития ребенка - практические навыки педиатра
Физическое развитие ребенка обычно оценивается путем сопоставления его индивидуальных показателей с возрастными стандартами. При этом важно не только решить вопрос о соответствии длины и массы тела, окружности грудной клетки и других показателей возрасту ребенка, но и указать, насколько гармонично его развитие. Для детей школьного возраста эти показатели следует оценивать с учетом биологической зрелости.
Для оценки физического развития детей использовались различные методы — индексов, сигмальных отклонений, шкалы регрессии, центили. Однако метод индексов признан непригодным для оценки физического развития растущего организма, поскольку установлено, что отдельные размеры тела ребенка увеличиваются неравномерно, а значит, антропометрические показатели изменяются непропорционально. Метод сигмальных отклонений и шкалы регрессии основываются на предположении, что исследуемая выборка соответствует закону нормального распределения, хотя исследование форм распределения ряда антропометрических признаков (масса тела, окружность груди, мышечная сила рук и др.) указывает на их асимметрию, чаще правостороннюю. Поэтому границы сигмальных отклонений могут искусственно завышаться или занижаться, искажая истинную оценку.
Центильный метод не ограничен характером распределения вариантов. Он прост в работе, так как при использовании центильных таблиц или графиков исключаются расчеты. Двухмерные центильные шкалы «длина тела — масса тела», «длина тела — окружность груди», в которых рассчитываются масса и окружность груди на должную длину тела, позволяют судить о гармоничности развития.
При индивидуальной оценке физического развития определяют уровень признака по его положению в центильном ряду. Длина тела в этом случае оценивается пятью группами. Показатели, попавшие в 25—75 центили, следует считать средними, в 10—25 — нижесредними, в 75—90 — вышесредними, в 3—10 — низкими, в 90—97 — высокими.
Табл. 12. Схема оценки физическою развития детей по центильным таблицам
Центили (длина тела) | ||||||
3-10 | 10-25 | 25-75 | 75-90 | 90-97 | ||
Центили (масса тела) | 90—97 | Низкое резко дисгармоничное ИМТII ст. | Нижесреднее резкодисгармоничное ИМТ II ст. | Среднее резко дисгармоничное ИМТII ст. | Вышесреднее резко дисгармоничное | Высокое резко дисгармоничноеИМТ II ст. |
75—90 | Низкое дисгармоничное ИМТ I ст. | Нижесреднее дисгармоничное ИМТ Iст. | Среднее дисгармоничное ИМТ Iст. | Вышесреднее дисгармоничное ИМТ Iст. | Высокое дисгармоничное ИМТ Iст. | |
25—75 | Низкое гармоничное | Нижесреднее | Среднее гармоничное | Вышесреднее | Высокое гармоничное | |
10—25 | Низкое дисгармоничное ДМТ I ст. | Нижесреднее дисгармоничное ДМТ Iст. | Среднее дисгармоничное ДМТ Iст. | Вышесреднее дисгармоничное ДМТ Iст. | Высокое дисгармоничное ДМТ Iст. | |
3—10 | Низкое резко дисгармоничное ДМТII ст. | Нижесреднее резко дисгармоничное | Среднее резко дисгармоничное ДМТII ст. | Вышесреднее резко дисгармоничное | Высокое резко дисгармоничноеДМТ II ст. |
В настоящее время все шире используется комплексная схема оценки физического развития детей. В ней учитывают как биологический уровень зрелости, так и морфофункциональное состояние организма. При определении биологического уровня зрелости детей (см. табл. 10, 11) оценивают длину тела, характер ее погодовых прибавок, число постоянных зубов, развитие вторичных половых признаков. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в различные возрастные периоды отдельные показатели биологического развития могут быть ведущими или вспомогательными. Для детей младшего школьного возраста ведущими показателями биологического развития являются число постоянных зубов, скелетная зрелость, длина тела. Для детей среднего и старшего школьного возраста большее значение имеют выраженность вторичных половых признаков, оссификация костей, характер ростовых процессов и меньшее — длина тела и развитие зубной системы.
Физическое развитие детей оценивается в такой последовательности. Вначале с помощью табл. 10, 11 определяют соответствие календарного возраста уровню биологического развития. Уровень биологического развития отвечает календарному возрасту, если большинство показателей биологического развития находится в средневозрастных пределах (М ± 1 а). Если же показатели биологического развития отстают от календарного возраста или опережают его, то это свидетельствует о задержке (ретардации) или ускорении (акселерации) темпов биологического развития.
Затем оценивают антропометрические и функциональные показатели. Для оценки антропометрических показателей используют центильный метод, а функциональные показатели, как уже отмечалось, сравнивают с возрастными стандартами. Выделение в группу детей с отклонениями в физическом развитии (дисгармоничных, особенно резко дисгармоничных) обусловлено тем, что у них часто имеются нарушения деятельности сердечнососудистой, эндокринной, нервной и других систем и они подлежат специальному углубленному обследованию. Для таких детей с учетом причины отклонений физического развития от возрастных показателей разрабатываются индивидуальные планы лечения и оздоровления. Функциональные показатели у детей с гармоничным развитием находятся в пределах от М — 1а до Af+ 1а или больше. У детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным физическим развитием эти показатели, как правило, ниже возрастной нормы. Крайние положения обычно занимают патологические типы конституции.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время необходим пересмотр основных физиологических параметров, характеризующих рост и развитие детей. Оценка физического развития детей должна быть комплексной и наряду с антропометрическими и функциональными включать биохимические показатели.