Роль нервной системы в патогенезе остеомиелита - остеомиелит у детей
Широкие перспективы для более глубокого понимания патологических процессов дают работы отечественных авторов, создавших учение о нервной трофике и роли нервной системы в физиологии человека. Рядом исследователей выявлена роль центральной нервной системы в аллергических процессах. Так, еще Безредка установил, что если разрешающее впрыскивание чужеродного белка производить животным, находящимся в состоянии наркоза, то анафилактического шока не получается. И. Я. Учитель у сенсибилизированных кроликов не получала аллергической реакции, если разрешающая доза вводилась под наркозом или при применении новокаинового блока. И. И. Федоров, С. С. Бадылькес, М. М. Горбенко и др. также экспериментально показали роль нервной системы в сенсибилизации и гиперергическом воспалении. В. С. Галкин с сотрудниками вводил в брюшную полость наркотизированным белым мышам живую культуру пневмококка, но сепсис не развивался- без наркоза животные погибали от сепсиса. Если мышей усыпляли после возникновения сепсиса, развитие его останавливалось.
А. А. Вишневский и его сотрудники добились успеха при лечении барбитуратами или новокаиновой блокадой ряда заболеваний, в том числе и острых воспалительных процессов.
Р. Г. Федотова изучала действие лекарственного сна на возникновение и течение гнойного воспаления суставов. Ею было установлено, что впрыскивание в коленный сустав кроликов культуры золотистого стафилококка под гексеналовым наркозом с последующим систематическим введением снотворных средств в течение недели не дает клинических проявлений воспаления сустава. При перерыве сна развивается легкая степень гонита. При контрольных опытах с введением стафилококка в сустав без наркоза образовалось гнойное воспаление сустава с последующей гибелью животных в срок от 3 до 15 дней. Если кроликов в конце вторых суток после -возникновения воспаления сустава подвергали лечению сном, течение воспалительного процесса было более благоприятным. У детей с тяжелым течением остеомиелита и других гнойных заболеваний осторожное применение лекарственного сна в сочетании с лечением антибиотиками и другими обычно применяемыми методами также давало благоприятный эффект.
И. Ф. Вечеровский (1961) провел ряд опытов над взрослыми кроликами. В одной группе опытов он вводил кроликам в переднюю камеру глаза столбнячный токсин — столбняк не развивался. Если через 10 дней или одновременно он впрыскивал в костномозговой канал или внутривенно суточную культуру золотистого стафилококка, у части кроликов возникал остеомиелит. Тот же эффект И. Ф. Вечеровский получил при введении в переднюю камеру глаза 1% раствора формалина. В другой группе опытов он впрыскивал в седалищный нерв кролика 2 капли эмульсии мозга белой мыши и на этом уровне перерезал нерв, затем вводил внутривенно или внутрикостно культуру того же штамма золотистого стафилококка и у части кроликов также развивался остеомиелит.
На основании этих данных автор приходит к выводу, что в патогенезе остеомиелита решающую роль играют скрытые и добавочные раздражения нервной системы.
В. В. Таранец (1958) перевязывал седалищный нерв кроликов тонкой проволокой и затем вводил однодневную культуру золотистого стафилококка в большеберцовую кость и также получал различные формы остеомиелита.
Следует, однако, учесть, что результаты экспериментальных работ нельзя переносить в клинику без достаточно критического к ним подхода. Известно, насколько сложны и разнообразны патологические процессы, развивающиеся в организме человека, как трудно их воспроизвести в эксперименте на животных. Эксперименты открывают перед нами лишь отдельные стороны патологического процесса, да и далеко не всегда ими можно объяснить процессы, происходящие в организме больного человека. Кроме того, остеомиелит у детей не представляет единообразного заболевания, а дает ряд форм, существенно отличающихся по своему течению. Одно несомненно, что организм активно реагирует на патогенные раздражители, соответственно перестраивая свои жизненные отправления. Еще И. И. Мечников в «Сравнительной патологии воспаления» указывал, что организм не геометрическое место приложения действия вредных начал, а исторически сложившаяся форма, своим внутренним содержанием опосредующая и определяющая результат действия раздражителей. Согласно учению Н. Е. Введенского и А. А. Ухтомского, рабочие механизмы животного организма меняются после воздействия на них раздражителя и дают в дальнейшем течении совершенно иную реакцию.