Пересадка в костную полость мышцы на ножке - остеомиелит у детей
ПЕРЕСАДКА В КОСТНУЮ ПОЛОСТЬ МЫШЦЫ НА НОЖКЕ И ДРУГИЕ ВИДЫ АУТОПЛАСТИКИ
Особое внимание привлекает способ пересадки в костную полость (Мышцы на ножке, предложенный в 1897 г. финским хирургом Шультеном (Sehultin) и примененный с успехом русскими хирургами при лечении огнестрельных и гематогенных остеомиелитов. Мышца вынослива по отношению к инфекции, обладает кровоостанавливающим действием, она пластична и ее можно приладить к стенкам костной полости. О хороших результатах мышечной пластики сообщила Л. А. Одес (1925): из 25 оперированных таким образом больных первичное заживление наступило у 19. Е. С. Драчинская из 34 больных первичное заживление имела у 6, а у 21 больного развилось нагноение, но в дальнейшем рана хорошо зажила.
До применения антибиотиков мы оперировали по этой методике 83 больных, из них заживление первичным натяжением получено всего у 26 (31,3%), вторичным натяжением — у 36 (43,3%), свищи остались у 21 (25,3%) больного.
Намного улучшились результаты мышечной пластики в послевоенное время, когда стали широко применять антибиотики. По данным Т. Я. Арьева и Г. Д. Никитина (1955), из 120 больных заживление первичным натяжением было у 54%, вторичным у 16,1%. Еще лучше результаты получила Р. М. Рывкина-Фурман (1959): из 165 больных, леченных секвестрэктомией с мышечной пластикой, послеоперационная рана зажила первичным натяжением у 84%- кроме того, у 7% больных частичное нагноение кожного шва закончилось полным заживлением раны. Таким образом, благоприятный результат имелся в 91% случаев.
В. С. Серпенинова в своей диссертации обобщила исходы секвестрэктомии с пересадкой мышцы на ножке у 100 больных с огнестрельным и гематогенным остеомиелитом: полное выздоровление было у 86%.
В период применения антибиотиков секвестрэктомию с последующей мышечной пластикой мы провели у 21 ребенка, главным образом при наличии большой остаточной полости в кости. Первичное заживление раны получено у 17 больных. Несмотря на хорошие исходы, в послевоенное время мы значительно сузили показания к закрытию костной полости мышцей, так как неплохие результаты были и при простом зашивании раны над сгустком крови. Отсутствие особых преимуществ пересадки в костную полость мышцы на ножке подтверждают и другие хирурги (М. JI. Дмитриев, А. А. Троицкий, Напкиров и др.). В. С. Серпенинова (1955), М. М Левантовский и Н. Н. Колесников (1956), экспериментируя на животных, пришли к выводу, что при пересадке мышцы в дефект кости образуется густая сеть новых сосудов, исходящих из трансплантата и анастомозирующих с сосудистой системой кости. Однако на основании своих исследований Г. Д. Никитина, М. М. Мехтиева заключают, что мышечный лоскут не оссифицируется, а превращается в рубцовую ткань- сосуды если и образуются, то очень поздно. М. Н. Гринев и Л. Н. Кулик (1962) считают, что мышечный лоскут на ножке, введенный в костную полость, способствует рассасыванию инфицированных и некротических тканей. Однако свои операции они заканчивают введением резинового дренажа через контрапертуру для стока содержимого полости, и это лишает их данные достаточной убедительности.
З. П. Лубегина и А. В. Мельничук (1962) экспериментально на собаках показали, что лучшие результаты получаются при зашивании раны над сгустком крови- при пересадке в костную полость мышцы на ножке оссификации мышцы не наступило.
Мышечную пластику удобнее применять на бедре и плече, где имеются большие (мышечные массивы. При этом мышечный лоскут должен быть достаточно широким, а края костного дефекта скусаны с целью уменьшить костную полость. При больших костных полостях выкраивают 2—3 лоскута па проксимальной и дистальной ножках. Это значительно усложняет операцию, делает ее травматичной, особенно у детей. К тому же приводятся случаи и омертвения лоскута вследствие нарушения его питания.
Трудно осуществить мышечную пластику при операциях в тех участках конечностей, в которых мало мышц, главным образом в дистальном отделе большеберцовой кости, где часто приходится прибегать к секвестрэктомии. В ряде случаев пластика невозможна вследствие рубцовых изменений или атрофии окружающих мышц. Т. Я. Арьев и Г. Д. Никитин, В. А. Дудин, В. И. Петров, И. С. Линденбаум предложили в таких случаях пересадку мышцы с другой ноги. Эта операция еще травматичнее и совершенно неприемлема у детей.
Имеются и другие предложения в отношении пластики тканей на ножке. Олье, Бир, Пап (Рар) и др. пересаживали в костную полость костно-поднадкостничные лоскуты. Е. С. Вышегородская, В. Д. Чаклин, В. П. Захаржеский, Б. М. Хромов, Р. М. Рывкина-Фурман рекомендуют пластику двумя лоскутами: кожным и поднадкостнично-мышечным. А. П. Соколов, Н. Е. Голубев, Р. М. Рывкина-Фурман, Н. Я. Габуев, Т. Я. Арьев, П. Е. Шмакова, 3. П. Лубегина и др. заполняют костную полость стебельчатым лоскутом Филатова. Стебель может быть применен в двух вариантах: развернутый и круглый- эпидермальный слой при этом снимается. Эти предложения относятся главным образом к случаям рецидивирующего остеомиелита.
Имеются также предложения пересаживать на ножке подкожножировую клетчатку (С. А. Новожилов, В. А. Оппель, Аксгаузен), фасциально-надкостничные или фасциально-жировые лоскуты (М. С. Керопиян), но этими способами мало кто пользуется.