Рентгеновская картина в хронической стадии остеомиелита - остеомиелит у детей
По мере дальнейшего течения остеомиелита на передний план все более выступают на рентгеновских снимках репаративные процессы. Преобладающей картиной является отграничение пораженной и образование новой костной ткани, благодаря чему восстанавливается прочность кости. Особенно хорошо видно образование секвестральной коробки из надкостницы.
Можно также проследить, как новообразованная кость приобретает одинаковую плотность со старым корковым слоем и сливается с его тенью. Нередко образование костной ткани бывает избыточным, что дает чрезмерное утолщение кости- вся кость становится толще, костномозговая полость сужена или представляется полностью облитерированной, образуются гиперостозы, которые годами не рассасываются. По мере уплотнения коркового слоя склерозируется и новообразованная кость. Нередко наряду со склерозом кости обнаруживаются и участки се истончения, становятся заметными процессы перестройки (рис. 41).
Рис. 41. Остеомиелит бедра. Давность заболевания 1 год 2 месяца (ребенок К., 12 лет).
А — рентгеновский снимок с анатомического препарата. Утолщение и склероз диафиза с облитерацией костномозговой полости и образованием отдельных пристеночных полостей. В метафизе и эпифизе — разрежение кости- строение эпифизарного хряща смазано- Б — гистоструктурный препарат: а — разрушение эпифизарного хряща- б — остеопороз- в — остеосклероз- г — истончение коркового слоя- д — смещение эпифизарного хряща к эпифизу- е — смещение эпифизарного хряща к диафизу.
Рентгеновские снимки позволяют не только проследить динамику процесса, но и выявить патологический перелом или вывих как в этой, так и в более ранних стадиях заболевания. Рентгенологически можно также определить величину секвестров, степень их демаркации, форму и величину костных полостей, состояние остальных отделов кости, степень развития секвестральной коробки. После секвестрэктомии можно проследить заживление костной полости, равно как и отторжение оставшихся неудаленными старых секвестров и образование новых. С течением времени секвестры различаются на рентгеновских снимках в виде более светлых участков кости неправильной формы, окруженных темной широкой каймой костной полости, окаймленной в свою очередь светлой полосой склероза периостальной капсулы (рис. 42).
Рис. 42. Остеомиелит бедра через 2 года после начала заболевания (ребенок Ж., 8 лет). Тотальный секвестр, окруженный секвестральной коробкой с толстыми плотными стенками. Секвестр изъеден по краям, окружен демаркационной щелью.
Рис. 43. Остеомиелит большеберцовой кости через 17г года после начала заболевания (ребенок Т., 8 лет). Длинный пластинчатый секвестр, расположенный центрально в костномозговой полости и окруженный толстыми плотными стенками, состоящими из старого коркового слоя и слившейся с ним новообразованной кости. Секвестр вполне отделился, края его изъедены.
Рис. 44. Остеомиелит большеберцовой кости через 2,5 года после начала заболевания (ребенок К., 10 лет). На фоне склероза и утолщения кости — несколько полостей с заключенными в них пластинчатыми секвестрами. Полости отделены костными перемычками.
Еще отчетливее определяются секвестры на фоне атрофии окружающей костной ткани (рис. 43). Секвестры обычно располагаются в диафизе, реже в метафизе и эпифизе, где они видны на фоне чередования участков разрежения и уплотнения кости. Секвестры губчатого вещества, если они не окружены слоем склерозированной кости, легко могут быть просмотрены. Нередко в толще склерозированной кости обнаруживается несколько полостей с заключенными в них пластинчатыми секвестрами. Помимо центральных секвестров, часто встречаются и пристеночные, окруженные костью, образованной из надкостницы (рис. 44).
Рис. 45. Остеомиелит подвздошной кости (ребенок В., 7 лет). Фистулография через В месяцев после начала заболевания. Свищ в средней трети бедра по переднелатеральной поверхности. Свищевой ход направляется к двум секвестрам, расположенным у края тела подвздошной кости.
В затруднительных случаях для определения связи свища с пораженным отделом кости и установления локализации этого поражения весьма удобна фистулография со слабым раствором сергозина или другими контрастными веществами. Она дает возможность выяснить, с каким секвестром или с какой костной полостью связан свищ, а также позволяет определить удобный доступ к секвестру при установлении плана секвестрэктомии. Особенно это важно в том случае, когда свищи расположены в некотором отдалении от секвестра и имеют извилистый ход (рис. 45). При отсутствии условий для фистулографии можно прибегнуть и к старому методу зондирования кости через свищевой ход (В. Ф. Вошто-Ясенецкий, Н. Н. Вазин, А. С. Крюк и др.).
Что касается предложенной Б. Н. Ерофеевым и др. томографии пораженной кости, то она может быть показана лишь в исключительно редких случаях и у детей старшего возраста. Лучше обойтись без нее- достаточно данных для диагностики представляет и обычная рентгенография в двух или трех проекциях. Детей следует оберегать от излишнего облучения и проводить рентгеновское исследование по строгим показаниям.
Мы изложили главным образом рентгеновскую картину при поражении длинных трубчатых костей и при более или менее типическом течении заболевания. Что касается данных рентгеновских снимков при отдельных клинических формах, а также при остеомиелите плоских и коротких костей, то их мы приведем ниже, при описании клиники этих форм и локализаций.
В соответствующих разделе и главах дается описание рентгеновской картины при остеомиелите у маленьких детей и при часто встречающемся у них поражении эпифизов, а также при осложнениях, в частности при воспалении суставов и патологических переломах, и при отдаленных результатах.