Переливание крови и жидкостей - остеомиелит у детей
Видео: Кровь (Группы крови, антигены, резус-фактор) [Все просто]
Видео: Женщина-донор: чем вы можете быть полезны
Хороший эффект оказывает переливание крови. С. И. Спасокукоцкий, В. Н. Шамов, А. Н. Спиридонов, А. Л. Фисанович, В. И. Иост рекомендуют систематическое переливание небольших доз крови с самого начала заболевания. Имеются и возражения против гемотрансфузий в ранних стадиях болезни. Н. Н. Бурденко получил при этом успех только в случаях токсемии, при бактериемии эффекта не было. Он считает, что переливание крови может ускорить смерть. Т. П. Краснобаев, В. Ф. Войно-Ясенецкий также советуют подходить к переливанию крови в острой стадии остеомиелита с большой осторожностью и не применять его у больных с токсемией и нарушениями сердечно-сосудистой системы.
Мы охотно прибегаем к переливанию крови при остеомиелите, в том числе у тяжелых септических больных, и случаев смерти, зависевших от переливания крови, не имели. Наоборот, у ряда больных мы наблюдали заметное улучшение после повторных переливаний одногруппной крови дозами по 50—100 мл в зависимости от возраста. У тяжелобольных мы предпочитаем вводить кровь капельным путем. С. Д. Терновский считает необоснованным страх перед переливанием крови, при ocтром остеомиелите и рекомендует повторять каждые 5—7 дней переливание 50—100 мл одногруппной крови.
Наш опыт показывает, что при осторожном применений переливание крови может значительно улучшить течение заболевания. Оно изменяет реактивность организма, стимулирует его защитные средства, способствует выведению токсинов. Еще большее значение приобретает переливание крови после затихания острых явлений, перед оперативным вмешательством и после него, а также при вторичной анемии. Хороший эффект дает также вливание плазмы крови и кровезамещающих жидкостей.
И. Н. Напалков, Г. Н. Хануков и др. рекомендовали переливание иммунизированной крови от донора, специально подготовленного инъекцией вакцины. Однако С. И. Спасокукоцкий справедливо полагает, что эффект от переливания иммунизированной крови такой же, как и при ее переливании от неиммунизированного донора. Отсутствие разницы между иммунотрансфузией и обычным переливанием крови отмечает также И. Блюмин. Мы от этого метода давно отказались.
Некоторые авторы предлагают сочетать переливание крови с предварительным кровопусканием. Считают, что последнее способствует выведению токсинов из организма, хотя выпускается всего около 50—100 мл в зависимости от возраста больного и от тяжести клинического течения. Мы считаем этот метод показанным лишь в отдельных случаях, главным образом при застое в малом круге кровообращения.
Введение большого количества жидкости повышает тургор тканей, увеличивает диурез, способствует понижению концентрации токсинов. Больные с острым нагноительным процессом теряют много жидкости вследствие повышенной перспирации, потливости, профузных поносов и поэтому нуждаются в хлоридах. Большое значение имеет введение глюкозы для улучшения питания сердечной мышцы, усиления обезвреживающего действия на яды со стороны печени. Необходимо также назначать щелочи, так как у данных больных замедлены окислительные процессы в тканях, вследствие чего снижается резервная щелочность крови. Физиологический раствор поваренной соли и 5% раствор глюкозы в равных количествах можно вводить подкожно и путем капельных клизм. Мы предпочитаем внутривенное введение капельным путем больших количеств этих растворов — до 3-5 л. в сутки в зависимости от возраста. К этой смеси прибавляем 100—150 мл консервированной одногруппной крови. Показано и внутривенное введение 10% раствора поваренной соли и 40% раствора глюкозы в количестве 10—20 мл в сутки. Для фиксации гликогена в печени, особенно при повышении концентрации сахара в крови, рекомендуется вводить одновременно инсулин по 5—10 единиц. Целесообразно и внутривенное введение хлористого кальция в виде 1—2% раствора по 100—200 мл или 10% раствора по 5—10 мл 1-2 раза в день, так как кальций уплотняет ткани, увеличивает свертываемость крови, нормализует обмен, улучшает деятельность сердца. В последнее время широкое применение получило вливание гидролизина, аминопептидов, полиглюкина и других лечебных растворов, однако переливать их надо с известной осторожностью.
В Ленинградском институте переливания крови предложены растворы № 22 и 44, содержащие хлористый натрий, сульфат магния, натрий сульфацид, фурацилин, синтомицин, глюкозу, для лечения больных с гнойно-септическими процессами, особенно если возбудителем заболевания является микрофлора, устойчивая к пенициллину и стрептомицину. Растворы эти вводятся капельным способом внутривенно и подкожно, но .могут быть использованы для промывания гнойных полостей и для орошения инфицированных ран (А. Д. Беляков).
При спавшихся венах и для удобства длительного введения мы практикуем внутрикостное вливание крови и других жидкостей. Под местным обезболиванием иглу вводят в верхний метафиз большеберцовой кости, в пяточную кость или в гребень подвздошной кости. Особенно удобен этот способ у маленьких детей, у которых попасть в вену не всегда удается. Простого нажатия на иглу с мандреном достаточно, чтобы она проколола тонкий корковый слой и попала в губчатую ткань кости.
Если больной в состоянии пить, ему дают, сообразуясь с его вкусами, клюквенный морс, молоко, чай, 5% раствор глюкозы, жидкость Рингера. Рекомендуются также щелочные минеральные воды (нарзан, боржом, славяновская и др.). Соду или молочнокислый натрий в количестве 20—10 г дают пить в молоке или газированной воде.