Резекция кости - остеомиелит у детей
Высокая первичная смертность, частота длительных и опасных для жизни и функции конечности осложнений, годами длящиеся нагноения и постоянная опасность рецидивов привели к мысли о полном или частичном удалении пораженного участка кости. Резекцию кости при остром гнойном остеомиелите ввел в хирургическую практику Холмс (Holms, 1866). Это предложение вызвало резкую критику со стороны Вернейль (Verneille), который иронически заявил, что единственным достоинством операции является ее оригинальность. Однако вскоре эта операция была одобрена Кохером, Лангенбеком, Ланелонгом, Жираром, Дюнке и др., особенно после того, как было установлено, что надкостница обладает способностью восстанавливать новый диафиз. Резекция кости при остеомиелите стала затем применяться все шире (цит. по Sorrel и Guichard). Несмотря на большое число опубликованных работ, эта операция при остеомиелите не получила большого распространения, так как результаты ее оказались далеко не благоприятными вопреки положительным отзывам сторонников этой операции.
Основным недостатком резекции при остеомиелите является то, что далеко не всегда бывает регенерация кости.
Существует мнение, что у ребенка она наступает быстро и совершенно, если при операции щадить периост. Однако ряд авторов опубликовал наблюдения, когда кость после резекции не восстанавливалась даже у детей. Я. Б. Рывлин предостерегает от резекции в связи с риском получения ложного сустава. Он сообщил об отсутствии регенерации у 2 детей после резекции кости, произведенной через 2 месяца после начала заболевания. Необходимо опасаться также послерезекционных укорочений вследствие мышечной тракции и возможного повреждения эпифизарного хряща.
Многие авторы рекомендуют поэтому применять первичную резекцию при остром остеомиелите только в виде исключения, в тяжелых случаях (В. А. Оппель, Н. Н. Петров, Н. И. Романцев, Н. Н. Теребинский, В. П. Вознесенский и др.).
И. И. Греков, В. Д. Чаклин, П. Г. Корнев высказались вообще против круговой резекции при остеомиелите длинных трубчатых костей, так как при этом наносится большая травма, а все инфицированное не удаляется.
Мы также возражаем против резекции кости при остеомиелите, так как цель этой операции — удалить из организма инфекционный очаг не достигается, ибо инфекция гнездится не только в пораженной кости, но и в надкостнице, окружающих мягких тканях и эпиметафизах, которые остаются неудаленными. Да и сама операция в острой стадии остеомиелита, принимая во внимание общее состояние этих больных, представляет тяжелое вмешательство. Кромe того, всегда имеется опасность, что регенерация кости после резекции не наступит. Поэтому совершенно не показана резекция при остеомиелите бедренной, плечевой и большеберцовой костей, целость которых имеет большое значение для правильного хода заживления и последующего восстановления функции. Лишь когда диафиз оказывается отделенным от метафизов и со всех сторон омывается гноем поднадкостничного абсцесса, его следует резецировать, но по сути дела операция здесь заключается лишь в извлечении отделившейся кости.
Более показана резекция диафиза при остеомиелите ключицы или малоберцовой кости, особенно при диффузном их поражении с образованием множественных очагов или тотальной секвестрации с полной отслойкой надкостницы, так как замедление или даже отсутствие регенерации но имеет здесь столь большого значения для функции конечности. Все же и в этих случаях к резекции кости мы прибегаем редко, главным образом в хронической стадии остеомиелита. Резекцию кости мы считаем показанной при поражении плоских костей (ребер, лопатки, костей таза), так как в плоских костях вследствие относительного преобладания коркового вещества воспалительный процесс может тянуться годами. Охотно мы прибегаем к резекции кости и при остеомиелите коротких костей кисти и стопы. Резекции костей мы выполнили в 48 случаях, из них 12— в стадии острого остеомиелита и 36 — в хронической стадии.