Заполнение костной полости другими пломбировочными и дезинфицирующими материалами - остеомиелит у детей
Давно уже предложена пересадка кости человеку от человека и животных (А. А. Абражанов, 1900- И. И. Греков, Н. Богораз, 1925- Ф. К. Вебер, 1926- Н. В. Словцов, Д. Чаклин, В. Р. Брайцев, Л. И. Шулутко и др.). Все новые предложения появляются в литературе и в последнее время. Г. С. Инасаридзе, 3. М. Мамедов и Г. М. Кулиев, И. Л. Зайченко, В. Я. Моськин, Г. Л. Эдельштейн предлагают свободную пересадку костных пластинок. В. Н. Исмаилова, Р. Д. Болотин заполняют костную полость мелкими кусочками кости (костной щебенкой) или костными стружками. Папкиров, Грундман и др. рекомендуют для этой цели губчатую ткань из гребня подвздошной кости, Л. М. Нисневич — измельченную кость с вазелином. Л. Г. Школьников советует выполнять костную полость костным столярным клеем, а некоторые — хрящевой стружкой (А. Г. Федотенков, Фройнд и др.), А. Ф. Зверев и Г. М. Казаков (1959) — пастой, состоящей из стружек консервированного гомохряща и пенициллина со стрептомицином.
В свое время предложена была также свободная пересадка мышцы [(С. И. Праведников, В. В. Бадмаева, Рюль (Rtihl)]. жировой ткани (Э. Р. Гессе, М. П. Лаврова), связок и сухожилий (Н. Н. Петров), сальника (Ю. А. Ратнер), брюшины (П. П. Хохлов и А. М. Красота), куриного желтка (З. П. Лубегина) и др. С этой целью применяли воск, парафин, расплавленный животный жир, губку, кетгут, а также декальцинированную, пережженную или обезжиренную кость и другие рассасывающиеся материалы.
В качестве пломб использовали также гуттаперчу, зубном цемент, медную амальгаму, морской песок и другие нерассасывающиеся материалы, но распространения они не получили.
Рекомендовали для заполнения костной полости простоквашу (С. М, Рубашев), культуру палочки молочнокислого брожения (Г. И. Лукьянов и И. А. Абрамов), нафталан (Н. М. Аламазян и др.), парафино-вазелиновую пломбу (Ольби), мазь Вишневского (Б. К. Осипов), пихтовый бальзам, можжевеловое масло и другие бальзамические масла, экстракты и настои (Н. Н. Петров, В. С. Козловский, С. Л. Заяц и др.), пасту из витаминоля, рыбьего жира, вазелина и воска (В. И. Иост и И. Г. Кочориш).
Существуют также предложения заполнять костный дефект дезинфицирующими растворами и смесями: пастой с алюминиево-калийными солями, камфарой — фенолом Хлумского, йодоформной эмульсией, хлористым цинком, риванолом (З. И. Пономарев, Н. И. Романцев и др.), смесью хлорамина с сахаром (А. И. Иванченко). Одно время были распространены пасты Мосетит—Моргофа, BIP, Корнева, в состав которых входят висмут и йодоформ.
С введением в лечебную практику сульфаниламидных препаратов основной составной частью пломбировочных материалов стал и стрептоцид и другие сульфаниламиды [Л. М. Нисневич, Я. М. Брускии, В. А. Голубева, Кей, Диксон (Key. Dickson) и др.].
В послевоенное гремя в качестве основной части пломб входили антибиотики, причем все чаще стали применяться пломбы из крови больного в смеси с пенициллином, стрептомицином и антибиотиками широкого спектра действия.
Усиленно рекомендуется пломбаж гипсом вследствие его антисептических свойств и содержания кальция [А. А. Абражанов, Г. Е. Островерхов, С. И. Елизаровский, М. К. Чачава, А. А. Петрова, В. С. Кононов, Стахов, Дресман, Оликер (Stachow, Dreesmaun, Oelecker], М. А. Корендясев (1959) экспериментально установил, что гипсовая пломба в сочетании с антибиотиками полностью рассасывается и приводит к ускорению образования новой костной ткани.
В те годы, когда рану после секвестрэктомии не зашивали, были предложены способы тампонады марлей, пропитанной вазелином, рыбьим жиром или другими маслами. Орр (Огг, 1927) на основании опыта первой мировой войны рекомендовал после секвестрэктомии рыхло тампонировать костную полость марлей, пропитанной вазелиновым маслом, с последующим наложением глухой гипсовой повязки. Способ Орра мы применили у 56 больных и признали неудобным, так как гипсовая повязка быстро пропитывалась гноем и маслом. Вследствие разложения гноя от повязки исходил резкий запах, от которого не спасало и смазывание ее йодной настойкой или марганцовокислым калием. Не помогало и предложение М. О. Фридланда и С. А. Новотельнова прибавлять в гипсовую повязку нафталин у 23 (41%) больных остались незажившие свищи.
Т. Ю. Гордышевский (1936) при трепанации черепа в ушной практике применял для заполнения костной полости рыбий жир. Лер (1936) рекомендовал рыбий жир с вазелиновым маслом в соотношении 1 : 3 и для заполнения других костных полостей. Способ Гордышевского — Лера был применен нами в 33 случаях и был также признан неудобным: 13 больных остались с незажившими свищами.
Мы пытались также совместить полезные свойства вазелинового масла и рыбьего жира с преимуществами глухого шва. Для этого после щадящей секвестрэктомии перед зашиванием мягких тканей рану заполняли вазелиновым маслом в равной пропорции с рыбьим жиром (аналогичный способ предложен В. А. .Парамоновым в 1937 г.). Этот способ применен намят в 51 случае, однако результаты оказались малоблагоприятными. Секреция значительно увеличивалась, вазелиновое масло и рыбий жир не удерживались в ране и, выделяясь между швами, препятствовали ее первичному заживлению. Последующее заживление также затягивалось, нередко возникали длительно не заживающие свищи, регенерация явно замедлялась. Заживление раны мы получили всего в 24 случаях (47%).
У 12 больных мы использовали для заполнения костной полости предложенную Д. И. Гольдбергом (1944) эмульсию из размельченных тканей плодов, растертых с вазелином или рыбьим жиром. Результаты оказались также малоудовлетворительными.
Одно время был распространен способ лечения ран личинками мух [Вер (Baer, 1931)], которые выполняют роль «подметальщиков улицы», пожирая бактерий и некротические ткани. Способ этот не нашел большого числа последователей вследствие неэстетичности. М. А. Сресели (1948) предложил уреазно-мочевинные препараты, обладающие свойством уменьшать концентрацию водородных ионов в ране. По данным
С. А. Новотельнова, Г. Е. Владимирова и др., эти препараты, подобно личинкам мух, вызывают быстрое очищение раны, способствуют разрастанию ярких и сочных грануляций. Эти методы мы не применяли.
ИММОБИЛИЗАЦИЯ
Большую роль в благоприятном исходе операции при хроническом остеомиелите играет иммобилизация глухой гипсовой повязкой без ватной подкладки, наложенной по принципам, указанным в разделе лечения острого остеомиелита. Отсутствие сколько-нибудь значительного нагноения после применения антибиотиков и глухого шва позволило избежать неприятных последствий гипсовой повязки — сильного промокания ее гноем и неприятного запаха. Кроме того, глухая гипсовая повязка без подкладки дает полный покой конечности, предохраняет рану от повреждений и вторичной инфекции, создает лучшие условия для заживления.
Послеоперационное течение у больных с гипсовой повязкой проходило достаточно гладко. В ряде случаев в ближайшие дни после операции наблюдалось повышение температуры до 38°, но вскоре она становилась субфебрильной и нормальной- отека, болезненности конечности не отмечалось, дети на боли не жаловались.
Таким образом, помимо способа заполнения костного дефекта и глухого шва раны при секвестрэктомии, в успешном исходе большую роль играет неуклонное проведение принципа предоставления больной конечности полного покоя в течение всего времени лечения, т. е. безупречная иммобилизация.