Тифозные остеомиелиты - остеомиелит у детей
Видео: Уникальное свидетельство исцеления от остеомиелита
Некоторые особенности может представить течение тифозных остеомиелитов, среди которых А. М. Рыбак различает две формы: 1) острую с исходом в рассасывание или, реже, в нагноение с образованием свища- 2) хроническую с постепенным развитием процесса, утолщением периоста и деструкцией коркового слоя.
Патологоанатомически, как и при гноеродном остеомиелите, отмечается образование гиперостозов, поднадкостничных гнойников, некрозов с последующей секвестрацией кости. При тифозном остеомиелите изменения обычно характеризуются утолщением, уплотнением кости и образованием полости в корковом слое с преимущественной локализацией — поражение в плоских костях.
При острой форме тифозного остеомиелита бурного начала не наблюдается- появляются неопределенные боли, которые вначале носят летучий характер, но в дальнейшем становятся довольно сильными и мучительными и принимают дергающий, колющий характер. Боли локализуются в одной или нескольких костях, при давлении они усиливаются- сильнее всего они бывают ночью- из-за них больной не может заснуть. В ряде случаев боль является единственным симптомом поражения кости. Вскоре появляется ограниченная припухлость с неясной флюктуацией. По вскрытии гнойника вытекает в небольшом количестве желтоватый, сливкообразный гной или серозная, кровянистая жидкость- кость обнажена, утолщена. После операции боли обычно быстро проходят, и часто наступает полное выздоровление. Нередко, однако, остаются свищи, в гною при этом находят тифозную палочку и смешанную инфекцию. В ряде случаев образуются поверхностные секвестры, требующие оперативного удаления или выделяющиеся наружу самостоятельно после длительного нагноения. В отдельных случаях наблюдаются и рецидивы как в пораженной кости, так и в другой части скелета.
При вторичной хронической форме начало заболевания незаметное, процесс развивается медленно, хронически, без всяких болей и функциональных расстройств. Кость постепенно деформируется, утолщается, образуются гиперостозы. При этой форме обычно не наблюдается ни нагноения, ни секвестрации- иногда процесс проходит совершенно бесследно, в отдельных случаях остается утолщение кости.
На рентгеновских снимках при тифозном остеомиелите часто отмечают в корковом слое продолговатое просветление, сопровождающееся утолщением периоста преимущественно с одной стороны. При дальнейших повторных исследованиях можно проследить, как очаг деструкции постепенно суживается, заполняется костной тканью и исчезает, а образовавшаяся из надкостницы новая кость сливается с корковым слоем и дает стойкое его утолщение. Все это отличает тифозный остеомиелит от гнойного, при котором чаще поражается костномозговая полость, образуются длинные плотные секвестры, секвестральная коробка лучше выражена, значительно больше выражен и склероз кости.
Для дифференциальной диагностики с гнойным остеомиелитом имеет также значение, что при тифозном остеомиелите температура большей частью не достигает высоких цифр, общее состояние мало нарушено, пульс не учащен и может быть даже реже нормы- наблюдается лейкопения, повышенное содержание лейкоцитов при тифе может быть только при осложнениях, главным образом при флебите. Кроме того, при тифе изменения в кости наступают гораздо позднее, воспалительный процесс большей частью носит ограниченный характер, без всякой наклонности к распространению- при этом прежде всего поражаются надкостница и поверхностные пластинки коркового слоя диафиза.
Все же в отдельных случаях течение тифозного остеомиелита мало отличается от подостро протекающего гнойного остеомиелита или периостита, поэтому при каждом неясном заболевании кости или хроническом остеомиелите надо думать и о тифозном его происхождении. Что же касается реакции Видаля, то она большого диагностического значения не имеет, так как бывает положительной только в начале болезни и дает неясный пли отрицательный результат в поздних случаях послетифозных осложнений. Между тем осложнения в кости могут наступить через много лет после перенесенного брюшного тифа. Известно, что тифозная палочка способна жить в костной ткани в дремлющем состоянии в течение многих лет. Описаны случаи вспышки остеомиелита через 10—20, 23 и даже 27 лет после перенесенного тифа. Необходимо отметить, что нельзя приписывать тифозной палочке все костные нагноения, которые встречаются при тифе или после него, так как эти остеомиелиты нередко могут быть вызваны и гноеродными бактериями — стафилококками или стрептококками. Впрочем, эти диагностические ошибки большого значения не имеют, так как и при тифозном остеомиелите лечение тоже заключается в разрезе, удалении гноя и секвестров и обработке костной полости.
Аналогично протекают паратифозные остеомиелиты, однако встречаются они относительно редко. Рожанский (Rozansky, 1948) нашел в литературе всего 21 случай паратифозного остеомиелита и описал 2 своих наблюдения. Два случая остеомиелита, вызванного паратифозной палочкой (В. suipestifer), приводит Н. Н. Костюкова. О случаях паратифозного остеомиелита сообщают Эрбиг, Виль и Мейктридж (Erbig, Veal, Meketridge) и др. В литературе все чаще встречаются описания паратифозного остеомиелита, вызванного сальмонеллой разного типа [Гарвей, Дуннаган, Торрегроза (Harwey, Dunnagan, Torregrosa) и др.].
В последнее время стали распознавать случаи оспенного остеоартрита, который описал в 1933 г. В. А. Дьяченко. Долгое время это осложнение оспы не было известно благодаря иммунизации всего населения. Однако в ряде стран Запада наблюдали заносную инфекцию. О такой эпидемии в Гейдельберге сообщил недавно Грундман (1961). Течение оспенного остеомиелита аналогично паратифозному: характерны неровность контуров и очаги просветления в эпифизах, встречаются и анкилозы.