Нагноения печени - хирургическое обследование брюшной полости
Видео: Узи печени собаки. Портокавальный шунт
Благодаря появлению антибиотиков значительно снизилось число случаев нагноений печени, но одновременно сократился и наш опыт их распознавания.
Одиночный абсцесс — обычная форма, при которой мы прибегаем к вмешательству и которую мы можем вылечить хирургическим путем, в то время как микроабсцессы обнаруживаются чаще во время вскрытия.
На уровне развития абсцесса на поверхности печени образуется локализованное утолщение капсулы Глиссона, исчезает блеск брюшины, появляются сращения. При пальпации прощупывается дряблость или характерная
для скопления жидкости флюктуация, по иногда абсцесс может быть уплотненным и симулировать опухоль или эхинококковую кисту.
Если абсцесс находится в центральной части и его разделяет от поверхности толстая зона нормальной паренхимы, эти признаки могут отсутствовать. В таких случаях, исходя из предположительного клинического диагноза, мы можем обнаружить его путем пальпации печени обеими руками, особенно правой доли, где чаще всего локализуются абсцессы.
В случае если результаты этого обследования не убедительны, прибегают к диагностической пункции. Вид, запах гноя и срочное бактериологическое исследование препарата позволяют определить его происхождение. Посев уточняет каузальный зародыш и антибиотикограмму.
В таких случаях рекомендовалось, чтобы пункции предшествовало закрепление подозрительной зоны печени к стенке во избежание проникновения гноя в полость брюшины. Но, как замечает Quenu, эта предосторожность обманчива, так как после эвакуации абсцесса расположение печени меняется.
Кроме отсутствия точных клинических данных, глубокое местоположение гнойника в труднодоступных зонах (например, дорсальная поверхность печени, особенно соответствующая серповидной связке) является обычно причиной нераспознавания абсцесса. Вот наблюдение из нашего опыта, совмещающее все эти факторы.
Наблюдение 25. Больная К. М., 67 лет, поступила в хирургическую клинику больницы «Фундень» с диагнозом: «желтуха и холангит»- причиной их считали препятствие в нижнем отделе холедоха, по поводу которого уже были сделаны безуспешно две операции.
При вмешательстве найдена равномерно увеличенная печень, холестаз без других патологических признаков- холедох расширен, без камней- полная закупорка терминального отдела холедоха. Холедоходуоденостомия.
После операции, несмотря на восстановление проходимости желчи, сохраняется гектическая температура, которую мы приписали остаточным явлением холангита и ограничились антибиотикотерапией. Мы не подумали о возможности существования абсцесса и не проводили с этой целью исследований.
Больная погибла на 14-й день после вмешательства. При вскрытии печень умеренно увеличена в объеме, поверхность имеет нормальный вид. Только когда патологоанатом рассек извлеченный из брюшной полости орган, чтобы осмотреть вид паренхимы печени, он нашел в центральной части абсцесс величиной с кулак, расположенный против места впадения серповидной связки (рис. 18).
Рис. 18. Обширный внутрипеченочный абсцесс, не распознанный во время операции.
Последний этап обследования заключается в поисках причины абсцесса. Это нередко удается определить путем обследования, проводимого во время операции (гнойный холангит, портальный тромбофлебит и т. д.).