Обследование мочевого аппарата во время чревосечения - хирургическое обследование брюшной полости
Видео: Детский медицинский центр «Приватна Лікарська Діяльність”
Глава XVII
Обследование мочевого аппарата во время чревосечения
Обследование ретроперитонеальных отрезков мочевого аппарата при наличии точных данных дополнительного клинического исследования производится обычно путем люмботомии. В этой главе мы рассмотрим только обстоятельства, при которых общий хирург вынужден обследовать мочевой аппарат во время чревосечения. В самом деле, нередко бывают случаи, когда неясная симптоматология, для разъяснения которой была показана диагностическая лапаротомия, в действительности связана с заболеванием не абдоминального, а ретроперитонеального органа.
Известно, что при многих заболеваниях почек и мочеточников наблюдаются различные абдоминальные симптомы, а при некоторых даже клиника острого живота, при котором необходимо срочное вмешательство. Почечно-кишечный рефлекс может вызвать через афферентные раздражители, идущие от капсулы почки или от лоханочно-мочеточниковых мышц, боли, которые больше иррадиируют в сторону брюшной полости. В других случаях этот рефлекс определяет спазм привратника, изменения кишечного тонуса, вздутие живота и клиническую картину паралитической непроходимости кишечника. Эти абдоминальные симптомы при заболеваниях почек и мочеточников объясняются тесной связью почек с перитонеальной серозной оболочкой. В этих условиях значительное увеличение почек в объеме или воспалительные процессы в них могут обусловить трудно интерпретируемые симптомы и ошибки в диагнозе.
Кроме того, обычно в хирургическом отделении обследование мочевого аппарата сводится к пальпации поясничных областей и к суммарным пробам мочи. Полное обследование проводится только в особых случаях, а качество его нередко оставляет желать лучшего из-за отсутствия достаточного опыта.
К тому же полное обследование мочевого аппарата в обычном понятии этого слова не всегда уточняет диагноз. Так, даже урографии, которая по праву считается самым надежным способом морфологического и функционального обследования почек, может дать совершенно нормальную картину, где в действительности происходит патологический процесс. Например, опухоль кортикального слоя почки не вызывает архитектонических изменений мочеиспускательного канала, пока она развивается эксцентрически, и поэтому результаты урографии в таком случае кажутся совершенно нормальными. Более того, напомним, что интерпретация урографических снимков — дело отнюдь не легкое в случае минимальных или умеренных изменений, которые трудно дифференцировать с морфологическими вариантами.
Правда, нужно признать, что совершенствование, обогащение и появление новых способов обследования вообще и мочевого аппарата в частности (урографии с компрессией, простой или комбинированной ретропневмоперитонеум, скеннирование почек, селективная аортографии и артериографии почки и т. д.) позволяют в настоящее время уточнять диагностику в самых неясных по своим проявлениям заболеваний. Однако методы такого комплексного обследования еще не вошли в обычную практику.
Наблюдение 42. Больной II. И. поступил в хирургическую клинику больницы «Пандур» по поводу пульсирующей опухоли и правом подреберье и правом боку. Характер пульсирующей опухоли, а также изменения со стороны сердца позволяют поставить диагноз артерио-венозной аневризмы, однако нужно еще определить ее местонахождение. Проведенные исследования — холецистография, скеннирование печени, рентгеноскопия пищеварительного тракта и т. д.— не дают достаточных оснований для определения локализации аневризмы. Только с помощью урографии получены некоторые косвенные признаки поражения почки — небольшая деформация оси лоханки. Но в конце концов селективная артериография позволила поставить правильный диагноз, подтвержденный во время операции: артерио-венозная аневризма правой почечной артерии (рис. 40).
Видео: УЗИ-диагностика животных
Рис. 40. Артерио-венозная аневризма ворот почки.