Мезентериальные адениты, опухоли брыжейки - хирургическое обследование брюшной полости
ОПУХОЛИ БРЫЖЕЙКИ
Опухоли брыжейки представлены самыми различными формами. Некоторые из них являются диффузными (липобластома, липодистрофический паникулит) и имеют вид диффузного или локализованного утолщения с выпуклостями, разделенными беловатыми выемками и полосами (лимфатический стаз). Ограниченные опухоли могут быть кистозными (эхинококковая киста, дермоидная, энтерокистома, лимфангиома) или твердыми (лимфофиброма, фибросаркома, лимфосаркома). Происхождение их невозможно определить без биопсии.
С целью определения показаний и риска удаления нужно проверить, исходит ли опухоль из брыжейки или из забрюшинного пространства и может ли она быть отделена от кишечника (некоторые энтерокистомы являются настоящими дупликациями кишечника, внедренными в его стенку).
Подчеркиваем, что в некоторых случаях мезентериальные сосуды внедрены в опухоль и отделяются с трудом, даже если опухоль доброкачественная, что определяет риск удаления. Напоминаем также о возможности разрыва кистозной опухоли брыжейки, что приводит к развитию перитонита и необходимости экстренного хирургического вмешательства. В случаях кистозных лимфангиом их трудно распознать после разрыва и ретракции, и единственным направляющим признаком является молочно-хилезный вид перитонеального выпота.
МЕЗЕНТЕРИАЛЬНЫЕ АДЕНИТЫ
Воспалительные мезентериальные адениты последнее время наблюдаются чаще. Локализуются они главным образом вблизи илеоцекального угла, где имеются благоприятные анатомические условия (пейеровы бляшки, густая сеть лимфатических сосудов), физиологические (стаз) и патологические условия (острый аппендицит).
В острой фазе мы производим обычно вмешательство с предположительным диагнозом «острый аппендицит». В полости находится небольшое количество серозно-лимонной или мутной жидкости, в которой бактериологическое исследование не обнаруживает микрофлоры. Червеобразный отросток либо нормального вида, либо незначительно изменен, но не соответствует клинической картине. Единственное повреждение, которое мы находим, это гипертрофия лимфатических узлов брыжейки островоспалительного характера. Происхождение этих аденопатий трудно выявить (аденовирус, аллергия, паразитарное заболевание и т. д.)- в 3 случаях из нашей практики в лимфатических узлах была найдена бацилла Mallassez и Vignal, считающаяся в настоящее время возможной причиной повреждения. Таким образом, диагноз ставится чаще всего во время операции методом исключения (острый аппендицит, аденит, наблюдаемый при остром воспалении других органов).
На следующем этапе обследования нужно решить вопрос относительно лечебного воздействия. Аденопатия сама по себе всегда обратима в результате противоинфекционного терапевтического лечения, но бывают случай, когда создается впечатление, что она может быть причиной кишечной непроходимости: сращения, изгибы, инвагинации (инвагинирующая аденопатия Lawrence u Sabatier). Эти предположения кажутся скорее теоретическими, и мы должны склоняться к наиболее консервативному решению. Если имеются одновременные повреждения (смежные?) червеобразного отростка, подвергающие сомнению диагноз, предпочтительнее прибегнуть к аппендэктомии, которая, как кажется, оказывает благоприятное действие и на мезентериальную аденопатию.
В хронической стадии твердые групповые скопления лимфатических узлов требуют прежде всего исключения неопластической аденопатии (лимфосаркома, рак, карциноид, болезнь Ходжкина). Затем следует исключить предположение о болезни Крона и туберкулезе (творожистый вид лимфатических узлов). Иногда даже срочная биопсия не позволяет уточнить диагноз. В таких случаях мы примем условно, что аденопатия является неснецифической, и займем выжидательную позицию (закрытие брюшной полости и наблюдение больного). Проблема удаления лимфатических узлов возникает только в случаях, когда мы считаем, что увеличенные лимфатические узлы затрудняют проходимость или представляют потенциальный риск окклюзии в ближайшем будущем.