Цистицеркоз целлюлезный свиней - тениаты - ленточные гельминты
Возбудителем цистицеркоза целлюлезного свиней является Cysticercus cellulosae — ларвальная стадия Taenia solium L., 1758.
Клинические признаки заболевания обычно отсутствуют, и свиньи, зараженные цистицеркозом целлюлезным, как правило, кажутся совершенно здоровыми, даже при сильной интенсивности инвазии.
В отдельных случаях у свиней регистрируются сильные конституциональные расстройства, а при локализации цистицерков в глазу и мозге могут наблюдаться заметные клинические явления.
Саботта (Sabotta, 1880) наблюдал у свиньи полный паралич языка, так что животное не могло удерживать пищу и погибло от истощения. При вскрытии на языке было обнаружено множество цистицерков.
Греве, как сообщает Нейман (1892), установил у многих больных цистицеркозом свиней повышенную чувствительность «пятачка». При приеме пищи свиньи избегали контакта с кормушкой, поднимая верхнюю губу и поддерживая пищу языком. Легкая перкуссия в области «пятачка» вызывала у таких свиней болезненную реакцию.
Флорман (Florman, 1819) констатировал манежные движения у свиней в тех случаях, когда цистицерки локализировались в мозге.
Pep (Rehrs, 1842) описывает эпилептиформные судороги у свиньи: животное скрежетало зубами, наблюдалось обильное выделение слюны, шаткость походки. При вскрытии свиньи он обнаружил в мозге и мозжечке множество цистицерков, часть из них была исключительно большого размера. Симптомы, подобные бешенству, были отмечены также Фушэ (Foucher, 1874).
Неберт (Neubert, 1861) диагностировал слепоту у животного, при вскрытии которого установлено размягчение мозга в результате паразитирования в нем большого количества цистицерков.
Липпольд (Lippold, 1875) описывает клинику энцефалита свиньи, вызванного цистицеркозом мозга.
Мы полагаем, что клинические явления, связанные с нарушением, центральной нервной системы у свиней при цистицеркозе целлюлозном, наблюдаются довольно часто, однако они либо просматриваются, либо неправильно диагностируются. Убеждают нас в этом данные о частоте поражения мозга свиней С. cellulosae, полученные А. Мировичем (1927). на ленинградской бойне. При исследовании им 1000 свиных туш со слабой степенью инвазии цистицерки были обнаружены в мозгу в 386 случаях, т. е. в 38,6%. У 189 свиней цистицерки располагались под оболочкой и свободно лежали в субдуральном и субарахноидальном пространстве- у 197 животных они локализовались в сером веществе мозга- 47 раз цистицерки были зарегистрированы в мозжечке и 14 раз в спинном мозге. Большой интерес представляют наблюдения А. Мировича о количестве цистицерков в мозге. От двух до пяти цистицерков обнаружено в мозге у 27 туш, от 5 до 20 — в мозге 53 туш, от 20 до 50 у 64 туш, от 50 до 100 у 34 туш и свыше 100 цистицерков было найдено в мозге 11 туш свиней.
Характерно, что при осмотре другой партии, состоящей из 1000 свиных туш с сильным поражением мышц, цистицерки в мозге были обнаружены в 81%. Ясно, что такое частое и интенсивное поражение цистицерками мозга свиней не может оставаться бесследным.
Нейман, 1905, Гутира и Марек, 1934, и ряд других авторов отмечают при генерализованном цистицеркозе общую слабость, угнетение, диареею, приводящую в отдельных случаях к гибели животных.
Добней (Daubney, 1936) наблюдал при генерализованном цистицеркозе клинику острого миозита.
К. И. Абуладзе и С. Н. Москвин (1961) провели опыты по заражению зрелыми члениками Taenia solium семи поросят, из которых у трех в первые дни после заражения наблюдалось резкое отклонение от нормы. Так, например, у свинки двух с половиной месяцев, которой было скормлено 5 зрелых члеников, на третий день после заражения отмечался отказ от корма, сильное возбуждение, гиперемия слизистых оболочек рта и глаз, повышение температуры до 41,7. На следующий день состояние такое же, температура 41°. В последующие несколько дней у животного постепенно исчезали указанные признаки, к десятому дню после заражения аппетит полностью восстановился, температура понизилась до нормы. Интересно отметить, что при вскрытии семи опытных свиней через несколько месяцев — спустя полтора года после экспериментального заражения их цистицеркозом — единичные цистицерки были обнаружены в различных участках мозга у четырех животных, однако при жизни у них никаких явлений, связанных с нарушением центральной нервной системы, не наблюдалось.
Известно, что в ряде случаев даже интенсивное поражение сердца свиней цистицерками может не вызвать значительных функциональных расстройств сердечной деятельности и животные кажутся клинически здоровыми. Интересная работа, объясняющая это явление, была проведена Е. Д. Логачевым и Б. Р. Брускиным (1959), которые гистологически изучали случай цистицеркоза миокарда клинически здоровой и нормально упитанной свиньи и установили ряд компенсаторно приспособительных проявлений мышцы сердца.
Итак, клиника цистицеркоза свиней почти совершенно не изучена, хотя заслуживает самого серьезного внимания.
Диагностика.
Цистицеркоз целлюлезный у свиней протекает как правило, клинически совершенно незаметно и диагностируется лишь после убоя животных.
В тех случаях, когда цистицерки локализуются в глазу, на языке и под слизистой оболочкой ануса, они вызывают заметные патологические изменения и могут быть диагностированы при жизни. У сильно инвазированных свиней можно обнаружить цистицерки в области промежности.
Рис. 110. Cysticercus cellulosae в сердце свиньи 1 — препарат ВИГИС- 2 — оригинал
Попытки диагностики цистицеркоза целлюлезного осмотром языка и прощупыванием его поверхности на наличие цистицерков известны со времен глубокой древности. С целью диагностики цистицеркоза свиней фиксируют, кладут на землю, а затем раскрывают рот и извлекают язык. Цистицерки, располагающиеся под слизистой оболочкой языка, хорошо заметны в виде прозрачных пузырьков, а расположенные в толще мышц языка прощупываются при пальпации, как узелки.
Ноэл (Noel, 1937) указывает, что в Южной Африке у 25% сильно инвазированных цистицеркозом свиней можно обнаружить возбудителя при осмотре языка.
И. А. Черкас (1954) неоднократно на туапсинском мясокомбинате при осмотре свиней находил на поверхности слизистой оболочки нижнего и верхнего века по одной-две финны. При ветеринарной экспертизе мяса этих животных автор обнаруживал в его мышечной ткани от 5 до 20 и более цистицерков на площади в 40 см.
Несмотря на то, что при интенсивной инвазии иногда удается диагностировать цистицерки языка и глаз свиней, однако метод этот весьма неточный, громоздкий и примитивный.
Отсутствие характерных клинических признаков у больных цистицеркозом и трудность диагностики этого заболевания заставляют исследователей искать другие пути и методы.
Рядом авторов были испытаны иммунобиологические методы диагностики: реакция преципитации, глазная реакция, кожная проба и реакция связывания комплемента.
Травинский (Trawinski, 1936) испытал реакцию преципитации с целью прижизненной диагностики цистицеркоза у свиней. Эта реакция ставилась с использованием сыворотки больных цистицеркозом свиней и экстракта из цистицеркозного мяса. В опытах с 25 инвазированными животными в 22 случаях получены положительные результаты. Одна сомнительная и две отрицательные реакции получены с сыворотками крови свиней, в мышцах которых при вскрытии были обнаружены недоразвитые цистицерки. Автор приходит к выводу о специфичности реакции.
М. А. Агульник (1940), проводя ряд исследований по изучению реакции преципитации у цистицеркозных свиней, пришел к противоположному выводу.
Равным образом Агульник не получил положительных результатов дри испытании реакции связывания комплемента, где в качестве антигена использовался экстракт из сколексов, приготовленных в различных модификациях как в части концентрации, так и в части использования экстрагирующих жидкостей.
Интересные данные по применению реакции преципитации при цистицеркозе свиней получены E. Т. Машировым (1952), который пришел к выводу, что прижизненная диагностика цистицеркоза у свиней при помощи реакции преципитации с антигеном из сколексов цистицерков возможна. Положительная реакция преципитации получается с сыворотками крови свиней, в мышцах которых обнаруживают значительное количество (три и более на срезе в 40 см?) вполне развитых живых цистицерков. Сыворотка же крови слабоинвазированных свиней или имеющих не вполне развитые цистицерки, дает сомнительные или отрицательные результаты.
Впервые аллергическая реакция для диагностики цистицеркоза свиней была испытана В. С. Ершовым в 1930 г. Автором был изготовлен антиген пяти различных серий. Антиген готовили из жидкости цистицеркозных пузырей, высушенных сколексов, разведенных в физиологическом растворе 1 :10 и 1 : 20, и сухого вещества из всего цистицерка, разведенного в физиологическом растворе 1 : 10 и 1 : 50. Опыты были поставлены на 42 свиньях, антиген вводили животным под кожу и в конъюнктивальный мешок. Реакция оказалась групповой и малоспецифичной, так как на испытываемый антиген реагировали животные не только зараженные С. cellulosae, но и инвазированные эхинококками и С. tenuicollis.
Детальное изучение кожной реакции при цистицеркозе у свиней провел М. А. Агульник (1940), который пришел к выводу, что аллергическая диагностика цистицеркоза свиней возможна. Наиболее выраженная реакция получается при применении аллергена из экстракта сколексов С. cellulosae на буферном физиологическом растворе. Доза аллергена для свиней 0,2 мл. Вводили аллерген внутрикожно в тыльную поверхность уха. Реакция у инвазированных свиней наступала уже через 5 минут, через 15—20 минут реакция достигала полного развития и продолжалась более часа, а иногда от 3 до 24 часов. На месте введения аллергена образуется покраснение кожи от розового до багрово-красного цвета с фиолетовым оттенком, появляется отек, чаще различного характера, и складки кожи уха утолщаются от 3,5 до 7—10 мм. При чтении реакции Агульник пользовался следующими обозначениями.
++++++++++----------- Резко положительная реакция. Протекает с наличием на месте введения аллергена покраснения свыше 14 мм в диаметре и наличия отека, часто разлитого. Длительность реакции более одного часа. Незначительные уплотнения сохраняются более трех часов, иногда до 24 часов.
++--Положительная реакция. Протекает с наличием покраснения на
месте введения аллергена диаметром от 1.1 до 1,4 см и резко выраженного отека. Длительность реакции более 1 часа. Спад реакции начинается через 45 минут.
Все менее выраженные реакции М. А. Агульник считает отрицательными.
Значительно снижает ценность предложенного Агульником метода диагностики цистицеркоза то обстоятельство, что реакция оказалась групповой. Применение подобного антигена, приготовленного из С. tenuicollis, у свиней, инвазированных С. cellulosae, также вызывает положительную реакцию.
В 1950 г. Травинским была проведена работа по изучению прижизненной диагностики ряда гельминтозов иммунологическими методами. В частности, им были испытаны при цистицеркозе реакция преципитации и аллергическая реакция.
Метод приготовления антигенов сводился в основном к высушиваний паразитических червей при 37° и длительному экстрагированию полученного порошка физиологическим раствором в соотношении 1 : 100—1 : 500, экстракт выдерживался 45 минут в водяной бане при 55° и затем сохранялся в рефрижераторе.
При приготовлении антигена из цистицерков автор использовал только головку и шейку паразита.
В последнее время мексиканские исследователи Бьяджи и Тай (Biagi а. Тау, 1958) остановились на реакции преципитации, как на наиболее простом и удобном для массового применения методе диагностики цистицеркоза свиней.
К. И. Абуладзе и С. Н. Москвин (1961) провели опыты по испытанию реакции преципитации по методике, предложенной Травинским (1950) и Бьяджи и Тай (1958) на 11 поросятах, искусственно зараженных цистицеркозом.
Авторы пришли к выводу, что реакция преципитации является высокочувствительной, способной выявить незначительную степень инвазированности свиней цистицеркозом, которая практически, при существующем методе послеубойного осмотра, остается неуловимой, однако вопрос о специфичности этой реакции остается открытым.
Практически цистицеркоз свиней до сих пор прижизненно не диагностируется. Необходимо продолжать работу по испытанию иммунологических методов диагностики как в лабораторных, так и производственных условиях.