Тениидозы собак - тениаты - ленточные гельминты
Б. ИМАГИНАЛЬНЫЕ ТЕНИИДОЗЫ ЖИВОТНЫХ
- Тениидозы собак
Тениидозы собак вызываются многочисленными представителями цепней семейства Taeniidae, паразитирующих в тонком отделе кишечника различных хищных млекопитающих.
У собак в настоящее время зарегистрировано 26 видов тениид.
Из тениидозов особенно широкое распространение у собак имеют тениозы, мультицептозы и эхинококкоз. Альвеококкоз, имеющий очаговое распространение, сравнительно редко встречается у собак и до последнего времени диагностировался как эхинококкоз. Патогенная роль остальных тениид в комплексе тениидозных инвазий совершенно не изучена.
Рис. 130. Echinococcus granulosus (Batsch, 1786) Rudolphi, 1801 — larvae Локализация эхинококков в кишечнике собаки (Носик, 1953)
Редко у собак отмечаются тениидозы, возбудителями которых являются личиночные стадии цестод: ларвальный эхинококкоз (Echinococcus unilocularis) и цистицеркоз целлюлезный (Cysticercus cellulosae).
Тениидозы у собак часто протекают субклинически, однако в ряде случаев животные тяжело переболевают и может наступить летальный исход.
В патогенезе тениидозов большую роль играет способность цепней оказывать многостороннее действие на организм хозяина. Все тенииды, паразитирующие у собак, имеют мощное хитиновое вооружение в виде хоботка, снабженного хитиновыми крючьями. Прикрепляясь при помощи присосок и крючьев к кишечнику собак, тенииды нарушают целостность его слизистой оболочки, а это, в свою очередь, ведет к более или менее значительным нарушениям кровообращения в соответствующей области. Кроме того, тенииды являются источником раздражения рецепторов стенки кишечника.
Тенииды вызывают серьезные нарушения как моторной, так и секреторной функции кишечника, и, кроме того, происходит нарушение всасывающей функции.
В. М. Коропов и С. Л. Роберман (1934) пришли к выводу, что при тениидозах собак происходит резкое торможение секреторной деятельности желудочных желез. Авторы наблюдали, что после дегельминтизации животных, больных тениидозами, секреторная деятельность желудочных желез повышается и кислотность желудочного сока увеличивается.
При интенсивной инвазии может наступить закупорка просвета кишечника, инвагинация, а в исключительных случаях даже перфорация кишечника.
Во время рвоты тенииды могут попасть через рот в дыхательные пути и вызвать асфиксию и механическую пневмонию.
В настоящее время установлено, что цестоды выделяют особые токсины (тениотоксины), при всасывании которых в патологический процесс вовлекается весь организм, о чем свидетельствуют изменения в центральной нервной системе, крови и в деятельности органов внутренней секреции.
Клиника при тениидозах зависит от вида возбудителя, интенсивности инвазии, также и от состояния организма собаки: возраста, упитанности, условий содержания, кормления и т. д. Обычно у животных происходит расстройство деятельности пищеварительного тракта, появляются коликообразные явления, острое катаральное состояние кишечника переходит в хроническое, поносы чередуются запорами. Аппетит извращен, значительно понижен, или, наоборот, животное становится очень прожорливым, однако продолжает терять в весе.
Особенно интенсивно развиваются симптомы при тениидозах у щенят. А. М. Петров (1941) отмечает, что большинство щенят делаются крайне беспокойными, без причины воют, часто меняют свое ложе, мечутся, кусают животных, иногда наблюдаются судороги. Затем симптомы могут исчезнуть, и некоторое время у щенят не наблюдается никаких отклонений от нормы. Слизистые оболочки анемичны, при сильной инвазии иногда отмечается зуд в области ануса, при этом собака елозит по земле и трется о разные предметы. Шерсть становится взъерошенной, появляются истечения из глаз, наступает быстрая утомляемость. В дальнейшем развивается угнетение и прогрессирующее исхудание.
Из тениидозов собак наиболее тяжело протекает эхинококкоз. Мы неоднократно наблюдали при интенсивном заражении эхинококкозом у молодых собак острый энтерит, заканчивающийся смертью животных.
А. Ф. Носик (1953), изучавший клинику эхинококкоза у экспериментально инвазированных собак, установил, что температура тела животных колеблется в пределах нормы, а при тяжело протекающей инвазии падает ниже нормы. У подопытных собак автор наблюдал рвоту, понос, сменяющийся запорами, болезненность живота. Резко выражена анемия конъюнктивы, количество эритроцитов снижается с 6,3 до 1,85 млн. и с 7,1 до 1,5 млн., т. е. на 20,4 и даже 21,196. В начальной стадии заболевания встречаются нормобласты, а в далеко зашедших случаях — пойкилоциты, цветной индекс обычно колеблется в пределах нормы, а в некоторых случаях повышается до 1,5. В отдельных случаях наблюдается незначительный лейкоцитоз.
Далее Носик отмечает: «Лейкоцитарная формула при эхинококковой инвазии подвержена на протяжении длительного периода болезни значительным колебаниям, но так как последние находятся и в зависимости от интенсивности инвазии, то она имеет лишь прогностическое, а не диагностическое значение».
В начальной стадии заболевания появляется эозинофилия, а в дальнейшем, в зависимости от тяжести заболевания, идет снижение эозинофилов, вплоть до анэозинофилии. Одновременно наступает сдвиг ядра влево до юных и только в одном случае до миэлоцитов- в стадии выздоровления в некоторых случаях отмечен лимфоцитоз с незначительным моноцитозом.
В моче при тяжелых формах эхинококковой инвазии у собак появляется белок, а при более нарастающей анемии в некоторых случаях и гемоглобин. На почве эхинококкоза значительно снижается стойкость организма к воздействию внешних неблагоприятных факторов, в результате чего может наступить смерть. Носик наблюдал также случаи абортов у собак, зараженных эхинококкозом. Ф. Носик (1953) сообщает, что еще в старой литературе (Пильвакс, 1882- Лейзеринг, 1865- Боллингер, 1877- Блюмберг, 1886- Гертвич, 1880- Пютц, 1883- Гаубнер, 1884- Воронцов, 1899) отмечены симптомы бешенства при эхинококкозе собак.
Равным образом на явления, симулирующие бешенство, указывают С. А. Грюнер (1894), Кадио и Бретон (1937).
Однако при этих симптомах ложного бешенства не наблюдается изменения голоса, паралича нижней челюсти и задних конечностей. Кроме того, после дегельминтизации явления ложного бешенства исчезают.
Диагностика.
Зрелые проглоттиды, наполненные яйцами, периодически выделяются с экскрементами собак, зараженных тениидозами. Иногда членики разрушаются в кишечнике, и тогда во внешнюю среду выходят онкосферы.
Тениид можно легко определить по отдельным гермафродитным или зрелым членикам и дифференцировать их от остальных цестод собак, однако диагноз этот будет групповой, на тениидозы вообще. Для точного видового диагноза необходимо иметь целую стробилу, со сколексом, хотя на эхинококкоз и альвеококкоз диагноз может быть поставлен по отдельным изолированным членикам.
При применении гельминтоскопии, с целью обнаружения проглоттид в фекалиях собак, необходимо брать свежевыделенные экскременты, так как через короткий промежуток времени членики расползаются и при исследовании фекалий их можно не обнаружить.
Что касается яиц возбудителей тениидозов, то они, как известно, однотипны по своей морфологии и одинаковы по величине, поэтому при микроскопическом исследовании фекалий, если их в отдельных случаях и обнаруживают, не представляется возможным ставить точный видовой и даже родовой диагноз. Обычно при овоскопии фекалий различных плотоядных животных, а также человека, при обнаружении яцц, содержащих шестикрючный зародыш — онкосферу,— ставится диагноз Taeniidae sp.
Поскольку, как правило, зрелые проглоттиды выходят не систематически, методы гельминтоскопии, как и гельмицтоовоскопии, далеко не всегда оказываются эффективными. Г. Эвранова (1962) применила для дифференциальной диагностики некоторых яиц и личинок гельминтов метод люминесцентной микроскопии. Этот метод заключается в том, что в люминесцентном микроскопе обработанные флюорохромами яйца и личинки гельминтов рассматриваются в свете, излучаемом самим объектом во время облучения его ультрафиолетовыми лучами или сине-фиолетовыми лучами видимого спектра. Для яиц гельминтов можно применять различные флюорохромы в разведении от 1 : 1000 до 1 : 100 000. По окраске и интенсивности свечения удается в течение нескольких минут определить жизнеспособность и дать дифференциальную диагностику яиц и личинок гельминтов сельскохозяйственных животных.
Люминесцентная микроскопия яиц гельминтов проводилась В. Г. Эврановой при помощи микроскопа МУФ-3 при применении светофильтра в Диске 365 и второго светофильтра 250—400, увеличение—объектив 40 и окуляр 10.
Люминесцентной микроскопии подвергались яйца трех возбудителей тениидозов: Е. granulosus, М. multiceps и М. serialis, обработанные акридином оранжевым в разведении 1 : 10 000—1 : 25 000 при продолжительности окраски от 10 минут до 22 часов.
В. Г. Эвранова наблюдала свечение оболочки яйца Е. granulosus ярко-оранжевым цветом, а содержимое яйца красноватым цветом. При окраске яиц М. multiceps акридином оранжевым через 10 минут наблюдается свечение почти всех яиц оранжевым цветом с более темной окраской внутренней части яйца, и только незначительная часть (1 — 2 на 100) светилась красным цветом. Средняя часть яиц имела коричневый цвет.
Оболочка яиц М. serialis светилась желтовато-оранжевым цветом с зеленоватым оттенком, а содержимое яйца имело желтый цвет.
С целью прижизненной диагностики тениидозов собак были также испытаны иммунологические реакции (Маградзе, 1939- Ажинов, 1960). Однако эти методы требуют дальнейшего изучения.
Наиболее надежным методом прижизненной диагностики имагинальных цестодозов собак является метод диагностической дегельминтизации, которая проводится бромисто-водородным ареколином в той же дозе, что и терапевтическая дегельминтизация.
Необходимо учитывать, что онкосферы некоторых видов тениид, особенно эхинококков и альвеококков, могут служить источником заражения человека, поэтому в целях профилактики при манипуляциях с фекалиями собак необходимо соблюдать меры предосторожности.
При лабораторных исследованиях фекалии собак рекомендуется обезвреживать термически, доводя их до кипения в воде или в автоклаве.