Цистицеркоз тенуикольный овец и свиней - тениаты - ленточные гельминты
Цистицеркоз тенуикольный — тениидозное заболевание различных копытных млекопитающих, домашних и диких, вызываемое личиночной стадией Taenia hydatigena Pallas, 1766 — Cysticercus tenuicollis.
Цистицерки локализуются на серозных покровах сальника, брыжейки, печени, плевры и реже других органов.
При цистицеркозе тенуикольном различают острую и хроническую фазы инвазионного процесса. У ягнят и поросят в период миграции в организме онкосфер и начала формирования цистицерков заболевание может принимать энзоотический характер, при резко выраженной клинической картине. После того, как зародышевые стадии закончили миграцию в печени, болезненные явления стихают и заболевание протекает субклинически.
На большую патогенность Cysticercus tenuicollis впервые обратил внимание еще Лейкарт (1860). Он наблюдал клиническую картину этого заболевания, а в дальнейшем гибель поросенка, экспериментально зараженного яйцами тении гидатигенной.
Иост (Joest, 1923) дал детальное описание патолого-анатомических изменений в печени свиней при цистицеркозе тенуикольном.
Боргерт (Borgert, 1905) сообщил об интересном случае множественного поражения С. tenuicollis свиньи. При вскрытии животного было обнаружено около 1000 цистицерков, размер которых достигал 3 см, причем они находились не только на серозных оболочках, но проникали в паренхиму легких и печени, а один экземпляр был обнаружен в реберной плевре, около позвоночного столба. Характерно, что скелетная мускулатура не была поражена.
Винк (Vink, 1941) также наблюдал при вскрытии свиней несколько тысяч С. tenuicollis.
В отечественной литературе цистицеркоз тенуикольный у свиней описан рядом авторов (Ефимов, 1940- Демидов и Орлова, 1949- Крутелева, 1952- Анищенко, 1954- Попова, 1954- Шепелев, 1958).
А. З. Ефимов провел детальное изучение клинической картины при экспериментальном цистицеркозе тенуикольном поросят 2 — 3-месячного возраста и пришел к выводу, что развитие болезненных явлений начиналось у подопытных животных на 3 — 6-й день после заражения и проявлялось депрессией животного и потерей или уменьшением аппетита. На 6—8-й день с развитием острого паренхиматозного гепатита автор наблюдал повышение температуры до 41,4°, учащение дыхания до 58 и пульса до 140 в минуту, увеличение объема живота и болезненность при надавливании на его стенки, периодическую дрожь отдельных групп мышц, бледность конъюнктивы, шаткость походки, затрудненный акт дефекации и рвоту. На 10—12-й день клинические признаки остро протекающего тенуикольного цистицеркоза достигали максимального развития, и поросята в большинстве случаев погибали при явлениях, свойственных острому паренхиматозно-геморрагическому гепатиту.
С появлением клинических признаков заболевания подопытные поросята резко отставали в росте и развитии. Привес их снижался от 28 до 60% по сравнению с контрольными. После угасания клинических признаков остро протекающего тенуикольного цистицеркоза привес больных животных в течение 2 — 4 месяцев не восстанавливался до уровня привеса контрольных поросят.
В отдельных случаях у искусственно зараженных поросят заболевание протекало в подострой форме. При этом в первые 11 — 16 дней после заражения клинические признаки не проявлялись. В дальнейшем на протяжении 7—12 дней наблюдалось уменьшение аппетита, бледность слизистых обол_очек, исхудание, незначительное повышение температуры, общая слабость- затем эти признаки исчезали.
Хроническая форма тенуикольного цистицеркоза, развивающаяся самостоятельно или в результате острого переболевания, часто не сопровождалась клинически выраженными признаками. Реже наблюдалось угнетенное состояние, периодическое изменение аппетита, отставание в росте, уменьшение привеса.
При интенсивном заражении у поросят уменьшалось количество эритроцитов до 4,4 млн. Содержание гемоглобина снижалось до 38% (по Сали). Наряду с этим увеличивалось общее количество лейкоцитов и в ряде случаев число эозинофилов возрастало до 17,8%. Постоянно наблюдалась резко выраженная местная эозинофилия.
Н. А. Анищенко (1954) при экспериментальном заражении поросят и козлят С. tenuicollis разделил патологический процесс в организме промежуточного хозяина в связи с развитием клинико-анатомических признаков, миграций и развитием цистицерков на четыре периода. Скрытый период болезни с 1-го по 6-й день после заражения (от начала внедрения онкосфер в стенку кишечника до начала миграции личинок в паренхиме печени) характеризуется отсутствием клинических и патологоанатомических признаков.
Период развития паренхиматозного травматического цистицеркозного гепатита с 6-го до 12-го дня включает в себя процессы, развивающиеся с миграцией цистицерков в паренхиме печени и началом выселения их в брюшную полость. Период развития перитонита с 12-го по 20-й день после заражения связан с гибелью основной массы вышедших в брюшную полость цистицерков, развитием серозно-фиброзного перитонита и закреплением цистицерков на серозных покровах. Период выздоровления с 20-го по 35-й день после заражения характеризуется превалированием восстановительных процессов в организме, инкапсуляцией цистицерков и улучшением общего состояния животного.
Гибель зараженных животных происходит вследствие прободения капсулы печени и внутреннего кровотечения в момент массовой миграции цистицерков из печени в брюшную полость.
Рис. 128. Cysticercus tenuicollis на сальнике крупного рогатого скота (оригинал)
Изменения печени наиболее характерны в период с 8-го по 20-й день после заражения, позволяют точно устанавливать время заражения и могут служить целям диагностики заболевания.
Козлята и поросята молочного периода чувствительны к инвазии, болеют тяжело, и выживают лишь единичные животные.
Н. В. Демидов и Н. В. Орлова (1949) наблюдали клиническую картину у поросят в возрасте от 4 недель до 1,5 месяцев при спонтанном заражении С. tenuicollis. При этом отмечается повышение температуры у больных животных до 41,2°- наблюдается учащенное, поверхностное дыхание, видимые слизистые оболочки анемичны, с желтушным оттенком, вздутие живота, болезненность при пальпации брюшных стенок, отсутствие акта дефекации- частое мочеиспускание небольшими порциями, метеоризм кишечника.
При вскрытии свиней А. З. Ефимов (1959) наблюдал наиболее резко выраженные изменения в печени, которая была уплотнена, увеличена в объеме, пятнисто-красного, красно-кирпичного цвета с синеватым оттенком, поверхность ее шероховатая. На капсуле имелись обильные отложения свертков фибрина, под капсулой многочисленные кровоизлияния. На разрезе паренхима печени пронизана многочисленными разнообразной формы кровоизлияниями. Множественные фокусы кровоизлияний различной величины часто захватывали всю дольку. По периферии кровоизлияний печеночные клетки сдавлены, атрофированы. Между печеночными клетками и в интерстициальной соединительной ткани многочисленное скопление пролиферирующих ретикуло-эндотелиальных клеток, фибробластов, лимфоцитов, в значительном количестве эозинофилов.
Наряду с фокусами кровоизлияний в печени обнаруживаются овальной или неправильной круглой формы полости, содержащие цистицерки, отделенные от печеночных клеток слоем соединительной ткани.
В случае хронического течения цистицеркоза тенуикольного свиней патологоанатомические и гистологические изменения наблюдаются преимущественно в печени и серозных покровах брюшной полости. Печень, в зависимости от интенсивности инвазии, была уплотнена, красно-желтоватого цвета. На капсуле печени и под капсулой обнаруживаются цистицерки величиной от горошины до лесного ореха и больше. На поверхности капсулы часто имелись разращения соединительной ткани в виде мелких ворсинок или пленчатых наложений, придающие грубую шероховатость поверхности. Часто печень оказывалась сросшейся с диафрагмой большей частью своей поверхности или ограниченными участками. Границы между отдельными дольками сглажены, интерстициальная соединительная ткань утолщена. Наблюдались случаи сужения выводного протока желчного пузыря — сдавливание его развивающимися цистицерками. В некоторых случаях в печени обнаруживали узелки величиной с просяное зерно, белого цвета, с сохранившимися крючьями погибшего цистицерка.
Цистицеркоз тенуикольный у ягнят.
Еще в конце прошлого века ряд авторов отмечал гибель ягнят от этого гельминтоза в условиях эксперимента, а Аверадер (Averadere, 1875) сообщает, что в одном хозяйстве из 30 ягнят заболело цистицеркозом тенуикольным 15, из них 6 пало. У ягнят наблюдалось угнетение, расстройство пищеварения, затем развивалась кахексия, приводящая к гибели животных. При вскрытии ягнят были обнаружены сотни С. tenuicollis на серозных оболочках грудной и брюшной полостей, также в легких и печени.
П. С. Иванова, П. В. Ульянов и Д. С. Гринберг (1950) наблюдали спонтанное заболевание и гибель 77 % ягнят в возрасте 2 — 3 месяцев от цистицеркоза тенуикольного в одном из хозяйств Ивановской области.
Ягнята болели от нескольких часов до 2 — 3 суток при следующих клинических признаках: беспокойство, слюнотечение, отказ от корма, понос, болезненность в области кишечника. У отдельных животных температура была повышена.
При вскрытии шести трупов ягнят были отмечены следующие изменения: печень увеличена в объеме, буро-серого цвета, с массой извитых длинных ходов, с мелкими цистицерками, размером в среднем 3 — 5 мм. На поверхности печени, подсерозой, большое количество цистицерков и наличие фибрина. В грудной и брюшной полостях находили экссудат с плавающими в нем цистицерками. На брюшине, брыжейке и плевре также большое количество ларвоцист.
В начальном периоде заболевания патологоанатомические изменения выражались в явлениях острого геморрагического гепатита. Через несколько дней у ягнят развивался фиброзно-геморрагический перигепатит, гнойно-фибринозный перигепатит, гнойно-фибринозный перитонит и перикардит, и наблюдалось большое количество цистицерков на серозных оболочках брюшной и грудной полости.
Массовое заболевание цистицеркозом тенуикольным, сопровождавшееся большим отходом, мы наблюдали среди ягнят в .1943 г. в Северном Казахстане.
В. Ф. Никитин (1958) отмечает, что имеются отдельные сообщения, свидетельствующие о широком распространении этой инвазии и в ряде зарубежных стран. Так, Дивлянович наблюдал широкое распространение цистицеркоза тонкошейного среди овец и крупного рогатого скота в Югославии- Пуллин пишет о большом вреде, причиняемом цистицеркозом тонкошейным в Канаде.
Диагностика.
С целью прижизненной диагностики цистицеркоза тенуикольного овец П. А. Селиверстов (1956) изучал аллергические реакции. Им были испытаны шесть различных аллергенов. Наиболее эффективным оказался аллерген Э — эмульсия из сколексов и оболочек свежих цистицеркозных пузырей, приготовленная на однопроцентном растворе поваренной соли с прибавлением полупроцентного раствора карболовой кислоты из расчета 1 : 10. Этот аллерген дал 93,1 % правильных показаний, подтвержденных вскрытием, однако ценность его значительно снижается, так как аллергическая реакция оказалась групповой, т. е. она давала положительные результаты и при эхинококкозе.
Аллергены вводили овцам внутрикожно в дозе 0,1 — 0,2 мл в область верхнего века глаза при помощи двухграммового шприца. Место инъекции предварительно обрабатывали путем протирания ватой, смоченной в спирте. Через 20—30 минут на месте введения аллергена у овец, больных цистицеркозом тенуикольным, появлялась различных размеров припухлость с наличием местной температуры и болезненности. У овец с непигментированной кожей наблюдался и цветной показатель. При этом появившаяся припухлость вначале имела желтовато-кремовый цвет, затем на периферии ее появлялась краснота, которая постепенно распространялась на всю припухлость. Если реакция была резко положительной, то в дальнейшем припухлость из красной становилась багровой с синеватым оттенком.
У большинства овец отечная припухлость максимального развития достигала через час после введения аллергена- реакция длилась 4 — 5 часов, после чего постепенно исчезала. Аллергическая реакция протекает при явлениях воспалительной инфильтрации на месте введения аллергена.
П. А. Селиверстовым (1956) предложены следующие методы оценки реакции на введение аллергена.
Резко положительная реакция. Припухлость толщиной от см и больше выделяется на фоне общей ткани. Отмечается местная температура и болезненность. У овец светлых мастей на месте инъекции выступает краснота, впоследствии переходящая в багровый цвет с синеватым оттенком. Вскрытие подтверждало заболевание овец гидатигенным цистицеркозом.
Положительная реакция. Размеры припухлости колебались от 2,5 до 3,8 см. Отмечается болезненность и местная температура. У овец с непигментированной кожей ясно выступает краснота. На вскрытии подтверждалось заболевание гидатигенным цистицеркозом. У овец находили от одного до десяти цистицерков различных размеров.
Сомнительная реакция. Толщина кожной складки от 0,8 до 1,5см с незначительной местной температурой и болезненностью. У овец светлых мастей заметна незначительная краснота на коже, распространяющаяся на всю припухлость. При вскрытии таких овец находили у одних единичные экземпляры цистицерков величиной до лесного ореха, у других — эхинококкозные пузыри в различных органах и тканях.
Отрицательная реакция. Толщина кожной складки до и после введения аллергена оставалась в пределах 0,8 см. Вскрытие овец подтверждало отсутствие заболевания гидатигенным цистицеркозом, а также и другими пузырчатыми формами гельминтозов.
Для контроля вводили на другом участке кожи физиологический раствор в дозе 0,1 — 0,2 мл. Какой-либо реакции на его введение не наблюдалось.
Несмотря на то, что Селиверстов считает, что прижизненная диагностика цистицеркоза овец вполне возможна при помощи аллергической реакции, этот метод диагностики до сих пор не вошел в практику и прижизненно цистицеркоз тенуикольный не диагностируется.
Терапия не разработана.
Профилактика такая же, как и при других тениидозах, окончательными хозяевами возбудителей которых являются хищные млекопитающие.