Тениидозы, при которых хищные млекопитающие являются окончательными хозяевами - тениаты - ленточные гельминты
- ТЕНИИДОЗЫ, ПРИ КОТОРЫХ ХИЩНЫЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОКОНЧАТЕЛЬНЫМИ ХОЗЯЕВАМИ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ
Среди окончательных хозяев тениид наиболее часто регистрируются хищные млекопитающие, особенно из семейства псовых, кошачьих и куньих.
Так, например, к настоящему времени у собак зарегистрировано 23, у лисиц 14 и у песцов 9 видов тениид. Часто тенииды паразитируют у таких высокоценных пушных зверей, как соболь, горностай, куница. Шесть видов тениид приспособились к паразитированию у кошки.
Тенииды, с одной стороны, паразитируя в организме хищных млекопитающих, оказывают большое патогенное влияние на их организм, а с другой,— что особенно важно, некоторые из этих цестод являются общими человеку и многим видам сельскохозяйственных, охотничье-промысловых животных и пушных зверей.
Из всех хищных млекопитающих собака, находясь в наиболее тесном контакте с человеком и сельскохозяйственными животными, представляет наибольшую опасность в медико-ветеринарном отношении как основной источник распространения гельминтозоонозов и ларвальных тениидозов сельскохозяйственных животных.
В известной монографии А. М. Петрова «Глистные инвазии собак и их санитарное и экономическое значение», вышедшей в 1931 г., указано, что всего у собак зарегистрировано 12 видов цестод семейства Taeniidae, из числа которых на территории СССР обнаружены следующие пять видов Taenia pisiformis, Т. hydatigena, Multiceps multiceps, M. serialis и Echinococcus granulosus.
Кроме того, Петров отмечает, что у собак в СССР установлена личиночная форма Taenia solium — Cysticercus cellulosae.
Таким образом, к 1931 г. у собак на территории Советского Союза выявлено шесть возбудителей тениидозов.
Р. Ш. Делянова (1957) на основании анализа литературных данных и результатов изучения собственного материала пришла к выводу, что всего у собак в СССР обнаружено 82 вида гельминтов, из числа которых 25 видов цестод, а среди них 14 видов тениид: Taenia hydatigena, Т. krabbei, Т. ovis, Т. pisiformis, Т. parenchymatosa, Hydatigena taeniaeformis, Multiceps multiceps, M. serialis, M. skrjabini, M. gaigeri, Echinococcus granulosus и T. solium — larvae.
Следовательно, к 1957 г. у собак регистрируется уже не 6, а 12 видов тениид.
К настоящему времени этот список пополняется еще двумя представителями цестод: Taenia crassiceps и Alveococcus multilocularis.
Собака может служить источником заражения сельскохозяйственных, промысловых и диких животных многообразными ларвальными тениидозами. Так, ей принадлежит роль в распространении эхинококкоза (Echinococcus unilocularis), цистицеркоза тенуикольного (Cysticercus tenuicollis) и ценуроза церебрального (Coenurus cerebralis) различных копытных млекопитающих. Овцы могут инвазироваться через собак ценурозом Скрябина (Coenurus skrjabini), ценурозом Гайгера (Coenurus gaigeri) и цистицеркозом овисным (Cysticercus ovis), последний встречается и у коз.
Северный олень инвазируется двумя ларвальными цестодозами, основная роль в заражении которыми принадлежит собаке: цистицеркозом тарандным (Cysticercus tarandis) и цистицеркозом паренхиматозным (Cysticercus parenchymatosa).
Рис. 117. Собака как источник заражения человека ларвальными тениидозамив СССР (оригинал)
Собаке принадлежит существенная роль в заражении кроликов, зайцев и белок цистицеркозом пизиформным (Cysticercus pisiformis) и ценурозом сериальным (Coenurus serialis). В отдельных случаях она является источником инвазии такого ценного пушного зверя, как ондатра, альвеококкозом (Alveococcus multilocularis) и стробилоцеркозом (Strobilocercus fasciolaris).
Собаке принадлежит ведущая роль в поражении человека эхинококкозом, а в последние годы установлено, что она также является источником и альвеококкозной инвазии.
В настоящее время выявлена роль собак в эпидемиологии ценурозов. Как исключение, через собаку человек может заразиться цистицеркозом тенуикольным.
В СССР у собак зарегистрировано 5 тениид, личиночная стадия которых может паразитировать у человека (рис. 117).
Значение собак в эпидемиологии и эпизоотологии ларвальных цестодозов в различных зонах земного шара неодинаково.
Так, собаки, как известно, играют ведущую роль в заражении эхинококкозом людей и животных в условиях нашей страны. С другой стороны, в США имагинальный эхинококкоз собак настолько редок, что за 30 лет (с 1892 по 1922 г.) был обнаружен всего лишь два раза- между тем ларвальный эхинококкоз среди домашних травоядных и особенно среди свиней имеет довольно значительное распространение. Поскольку у волков в США эхинококкозная инвазия очень часта, то есть основания считать, что источником ларвального эхинококкоза домашних травоядных в США служат не столько собаки, сколько дикие плотоядные. Среди диких травоядных США ларвальный эхинококкоз распространен, в свою очередь, сильнее, чем среди домашних представителей этой группы.
Удельный вес диких млекопитающих в эпизоотологии и эпидемиологии этих гельминтозов далеко не одинаков и зависит прежде всего от вида возбудителя и его ареала.
Так, например, в эпидемиологии альвеококкоза основная роль принадлежит песцам и лисицам, в то время как в распространении эхинококкоза песцы никакой роли не играют, а значение лисиц очень ограниченно.
Кроме того, необходимо отметить, что в эпизоотологии отдельных тениидозов среди млекопитающих большая роль принадлежит волкам, которые в условиях нашей страны могут служить источником распространения 11 видов возбудителей тениидозов: Alveococcus multilocularis, Echinococcus granulosus, Multiceps multiceps, M. serialis, M. skrjabini, Taenia crassiceps, T. hydatigena, T. krabbei, T. parenchymatosa, T. pisiformis, Tetratirotaenia polyacantha.
Особенно существенную роль играют волки в заражении копытных цистицеркозом тенуикольным, а в отдельных зонах и эхинококкозом, и лисицы — в распространении цистицеркоза пизиформного кроликов и зайцев.
Очевидно, большая роль принадлежит лисицам также в распространении цистицеркоза овисного. Известно, что в Австралии, где цистицеркоз овец (Cysticercus ovis) встречается довольно часто, Taenia ovis у лисиц регистрируется в 13,5%, в то время как у собак эта цестода почти не встречается.
Что касается кошки, то, хотя у нее и зарегистрировано 9 видов тениид, роль ее в эпизоотологии ларвальных тениидозов крайне незначительна.
Однако необходимо учитывать, что она может быть источником заражения человека таким исключительно патогенным гельминтозом, как альвеококкоз.
Рис. 118. Собака как источник заражения сельскохозяйственных и промысловых животных ларвальными тениидозами в СССР