Диагностика ценуроза церебрального - тениаты - ленточные гельминты
Диагностируется ценуроз церебральный обычно в третьей стадии заболевания клиническими исследованиями. При перкуссии черепных костей в месте расположения ценура обнаруживают притупление- пальпацией устанавливают утончение и прогибание костей черепа на месте локализации ценуров. Следует, однако, учитывать, что истончение черепного свода не всегда совпадает с местом локализации ларвоцисты. Из клинических признаков обращают особое внимание на характер вынужденных движений, на положение головы и конечностей, на наличие у животных судорог и характер их, а также на расстройство зрения.
Опперман (1928), В. Р. Тарасов (1940) отмечают застойные явления в глазном дне у овец в третьей стадии заболевания, а поэтому следует исследовать состояние соска зрительного нерва.
По данным Тарасова, в последней стадии ценуроза изменяются также физико-химические свойства ликвора овец: увеличивается количество белка по сравнению с нормой, золотая реакция Ланге на глобулины всегда положительная, концентрация водородных ионов изменяется в сторону щелочности.
Необходимо самым тщательным образом учитывать эпизоотологические данные — возраст заболевших животных, сезон заболевания, наличие инвазии в прошлые годы и т. д.
В 1939 г. Г. И. Ронжина впервые предложила аллергический метод диагностики ценуроза церебрального овец, который позволяет ставить диагноз на первой и второй стадии заболевания, когда еще отсутствуют ясно выраженные клинические признаки у животных. Ею было испытано 8 различно приготовленных аллергенов. Наилучшие результаты были получены автором при применении аллергена из эмульсии сколексов и оболочек свежего ценура в 1 %-ном растворе поваренной соли из расчета 1 : 20, давшего 96% правильных показаний.
Свежая ценурная жидкость также оказалась весьма эффективной в качестве аллергена и дала 91 % правильных показаний. Аллерген вводился овцам в верхнее веко глаза в дозе 0,2 мл (интрапальцебрально), толщина образовавшейся опухоли измерялась штангенциркулем. При наличии в результате реакции складки кожи в 1,75—4,2 см реакция считалась положительной, при 1,25—1,75 см — сомнительной и при 0,5—1,0 см — отрицательной. Реакция достигала максимального развития через час после введения аллергена и держалась 5—6 часов. Одновременно Ронжиной было установлено, что овцы, зараженные Cysticercus tenuicollis, или совсем не реагировали на антиген из ценуров, или реагировали на него значительно слабее, чем на антиген из цистицерков.
Рис. 126. Coenurus cerebralis
I — в головном мозге овцы- 2 — ценур, извлеченный из мозга овцы (оригинал)
В связи с этим автор считает целесообразным вводить аллерген, приготовленный как из цистицерков, так и из ценуров и сравнением цифровых показателей утолщения складки кожи определять заболевание ценурозом или цистицеркозом.
Р. Г. Исмагилова (1955) с целью изучения аллергической диагностики ценуроза провела опыты на 700 овцах и 150 головах крупного рогатого скота. Лучшие результаты ею получены при испытании полного аллергена из жидкости и сколексов ценуров.
Аллерген перед употреблением разводят в физиологическом растворе 1 : 750, вводят его 1 — 2-граммовым шприцем в толщу кожи верхнего века после предварительной обработки кожи дезинфицирующим раствором. Доза аллергена для овец 0,2 мл, для крупного рогатого скота 0,5 — 0,75 мл. Реакция считается отрицательной, если складки кожи имеют толщину до 2 см, от 2,1 до 2,5 см — сомнительной и от 2,6 см и выше — положительной. У крупного рогатого скота — до 3,5 см отрицательная, от 3 — 6 до 4,5 — сомнительная и от 4,6 и выше — положительная.
Результаты реакции учитывались через 3 часа после введения аллергенов у овец и через 2 часа у крупного рогатого скота. Аллерген не теряет своей активности больше года. Необходимо учитывать, что аллергическая реакция сохраняется у овец и телят даже после оперативного извлечения ценур в течение года.
Аллерген, предложенный Исмагиловой, выявляет ценуров с 12-го дня после заражения во всех фазах ценуроза, независимо от дальнейшей судьбы ценуров (их развития или гибели в организме животного). Автор подтверждает возможность дифференцировать ценуроз от эхинококкоза и цистицеркоза тенуикольного путем сравнения показаний реакции на одновременное введение ценурного аллергена и аллергенов эхинококка и цистицерка в веко обоих глаз.
Р. Г. Исмагилова полагает, что разработанный ею метод аллергической диагностики ценуроза может быть использован в целях: дифференциальной диагностики ценуроза от других заболеваний, имеющих сходную клиническую картину- для подтверждения диагноза ценуроза у ягнят, выделенных для оперативного лечения- для выделения ягнят с ранними фазами ценуроза и, наконец, для установления степени пораженности хозяйства, а также для определения эффективности оздоровительных мероприятий при отсутствии в данное время клинически выраженного ценуроза. Однако ценность аллергической диагностики в значительной степени снижается тем, что эта реакция групповая, утолщение складки кожи в месте введения аллергена бывает также у овец, пораженных цистицеркозом тенуикольным и эхинококкозом- одновременное введение цистицеркозного и эхинококкозного аллергенов значительно усложняет постановку реакции.
В 1952 г. Г. И. Ронжиной предложена офтальмоскопия как метод ранней диагностики ценуроза овец. Уже за один-два месяца до наступления выраженных симптомов заболевания у овец наблюдаются застойные явления в области дна глаза. Эти изменения наступают в глазу, противоположном от расположения в мозге ценура, и выражаются в слиянии границ соска и сетчатки с нозальной стороны, а позднее и с височной. К появлению симптомов болезни наблюдаются двусторонние застойные соски, изменение цвета соска и его формы, цвета сетчатки, переполнение сосудов кровью, кровоизлияния на сетчатке и на соске. Осмотр глазного дна производится рефлектором после искусственного расширения зрачка 0,5%-ным раствором атропина. Автор указывает, что исследование глазного дна не представляет трудности и может быть использовано практическими врачами при дифференциальной диагностике эстроза, а также цистицеркоза тенуикольного у овец, положительно реагирующих на ценурный аллерген.
Равным образом Ронжиной было установлено, что спинномозговая жидкость при ценурозе у овец претерпевает глубокие изменения у большинства животных. Вначале происходит увеличение количества белка в ликворе, вслед за которым идет увеличение клеточных элементов. Лимфоцитоз бывает ярко выражен за 40—60 дней до появления первых признаков ценуроза. Повышается давление ликвора.
В итоге работы Ронжина рекомендует проводить комплексный метод диагностики ценуроза овец: аллергическим методом и исследованием глазного дна и ликвора, что позволяет своевременно выделять больных овец в период, когда они не имеют еще явных признаков ценуроза церебрального и сохранили хорошую упитанность.
Клинические симптомы, наблюдаемые при ценурозе церебральном овец, могут быть и при ряде других инвазионных, инфекционных и незаразных заболеваниях. С ценурозом овец по ряду признаков имеют сходство эстроз, сетариоз, эхинококкоз мозга и в отдельных случаях мониезиозы, из инфекций — листереллез, протекающий чаще всего с признаками поражения центральной нервной системы- бешенство, шотландский энцефаломиэлит, братзот, болезнь Ауэски. Из незаразных заболеваний необходимо учитывать отравления кормами и некоторыми химическими веществами, пищевые интоксикации, авитаминозы и минеральную недостаточность, функциональное нарушение центральной нервной системы и т. д. Однако чаще всего приходится дифференцировать ценуроз от эстроза, который также имеет весьма широкое распространение.
Эстроз поражает овец всех возрастов, тогда как ценуроз обычно молодых животных. Круговые движения овец при поражении полостным оводом менее характерны и совершаются в различных направлениях.
При эстрозе наблюдается серозно-слизистое, гнойное или кровянистое выделение из носовой полости, с образованием вокруг ноздрей корочек. Слизистая носовой полости катарально воспалена. Дыхание у овец затруднено.
Перкуссия и пальпация черепа значительно помогают диагностировать ценуроз церебральный, так как истончение черепных костей обнаруживают почти исключительно при этом заболевании.
Офтальмоскопия дает полную возможность дифференцировать ценуроз от эстроза, поскольку при ценурозе, как правило, наблюдаются изменения в виде застойных сосков в дне глаза, тогда как при эстрозе глазное дно остается нормальным.
В 1955 г. в одном из племенных овцеводческих хозяйств Дальнего Востока А. Н. Каденации впервые на территории СССР зарегистрировал «вертячку», возбудителем которой оказалась нематода — сетария. Сетариоз имел массовое распространение и клинически проявляется так же, как и ценуроз церебральный.
Однако сетариоз имеет резко выраженный сезонный характер, заболевание проявляется со второй половины пастбищного сезона (август — сентябрь). Первые случаи инвазии наблюдаются в конце июля, максимальное количество больных отмечается в августе — сентябре, с последующим спадом числа заболеваний в октябре и прекращением заболеваний с наступлением заморозков.
Для диагностирования сетариозной «вертячки» необходимо обнаружение микросетарий в раздавленной капле крови или в осадке после центрифугирования гемолизированной крови, взятой из яремной вены овцы.
Посмертная диагностика сетариоза у овец заключается в обнаружении под твердой мозговой оболочкой, в желудочках больших полушарий мозга или в тканях мозга, свернувшихся в клубки и хорошо заметных невооруженным глазом нематод — Setaria marshalli Boulenger, 1921.
У крупного рогатого скота при дифференциальной диагностике ценуроза нужно иметь в виду менинго-энцефалит и эпилепсию. В отличие от ценуроза, менинго-энцефалит наступает внезапно, большей частью сопровождается возбуждением и затем коматозным состоянием. При эпилепсии признаки заболевания наблюдаются лишь во время припадков.
Что касается опухолей и эхинококков мозга, которые могут симулировать клинику ценуроза, то они у жвачных встречаются крайне редко и практического значения почти не имеют.
Терапия. Лечение «вертячки» привлекало внимание исследователей еще во времена далекой древности, но насколько многочисленны и разноречивы были мнения об этиологии ценуроза, настолько и многообразны были рекомендованные лечебно-профилактические мероприятия: кровопускание, орошение головы холодной водой либо прикладывание льда или холодных компрессов на череп больных животных, прижигание кожи раскаленным железом. Из медикаментов рекомендовались десятки средств — слабительные, деготь, смола, скипидар, табак, белладонна, масло оленьего рога, втирание настойки йода со свиным салом или настойки из шпанских мух и др. Гомеопаты предлагали ценурин в качестве якобы весьма эффективного средства. Однако еще во второй половине XVIII в. Леске отмечал, что все средства терапии совершенно бесполезны, и рекомендовал больных ценурозом овец как можно быстрее убивать, пока у животных не наступило истощение.
Методов только медикаментозного лечения больных ценурозом церебральным животных не существует и до сих пор. Правда, В. Миклашевский (1951) предложил лечить овец, больных ценурозом, 1 %-ным раствором уроихтиола на дистиллированной воде. Раствор вводился шприцем субарахноидально в области первого шейного позвонка в дозах: для молодняка 5 мл, для взрослых животных 10 мл. Однако В. И. Бондарева (1954), проверявшая этот метод лечения на 33 овцах, пришла к выводу о полной его непригодности. Кроме того, уроихтиол, применяемый по методике, указанной Миклашевским, нередко вызывает осложнения в форме стойких параличей.
Р. Ш. Тайматов (1963) с успехом применил на ранних стадиях ценуроза овец ионогальванизацию йодом. Излечение наступало более чем у 90% животных.
В последнее время ряд авторов применяет комбинацию хирургического и медикаментозного лечения, а именно, после отсасывания жидкости иа ценура в его полость вводят раствор йода или гексахлорана.
В целях излечения животных от ценуроза с давних времен применялись разнообразные оперативные методы, однако они были настолько примитивны и несовершенны, что обычно после хирургического вмешательства животные погибали.
В 1940 г. В. Р. Тарасовым был разработан метод оперативного вмешательства при ценурозе овец, обеспечивающий 80% выздоровления оперированных овец. Автор рекомендует оперировать всех овец, больных ценурозом в третьей стадии заболевания. При неясном проявлении признаков инвазии, вследствие малых размеров ценуров, к операции прибегать не следует. Операция заключается в удалении ценура после предварительной трепанации или пункции черепной полости.
Метод Тарасова, благодаря его сравнительной простоте и высокой терапевтической эффективности, имеет самое широкое распространение в ветеринарной практике.
Р. С. Шульц и В. И. Бондарева (1957) отмечают, что в опытах на большом количестве животных подтверждена возможность проведения в практических условиях хирургического лечения ценуроза этим методом, дающим 83% полного выздоровления животных. Длительное наблюдение за оперированными овцами показало их полное функциональное восстановление, нормальную оплодотворяемость и окот. Оперативная техника настолько легка, что при соответствующем освоении методики она осуществляется не только средним, но и младшим ветеринарным персоналом.
За последние годы рядом ветеринарных работников (Яковлев, 1950- Васильев, 1952- Герцен, 1953- Горюнов, 1954- Седышева, 1953- Сычков, 1956- Сидорова, 1956- Шкодин, 1956- Бондарева и Ермолова, 1957, и др.) методика оперативного лечения ценуроза церебрального овец модифицировалась и упрощалась.
Особого внимания заслуживает метод оперативного лечения ценуроза церебрального овец, предложенный Л. И. Седышевой (1953).
Методом Седышевой за два года (1952 — 1953) лишь в Ставропольском крае было оперировано около 20 тыс. овец, из которых выздоровело 13 053, т. е. примерно 2/3 всех оперированных животных. Всего в хозяйствах оперировано 70% больных овец, что позволило сократить отход от ценуроза почти в два раза (с 0,42 до 0,24%).
А. А. Домбровский (1953) видоизменил методику Тарасова, предложив оперативное лечение ценуроза крупного рогатого скота. Выздоровление наступало у 83,3% оперированных животных. Жамьянжав (1952) применил метод Тарасова при ценурозе церебральном яков. Им было оперировано 40 голов яков, из них выздоровело 37, т. е. 92,5%.
Таким образом, в настоящее время мы располагаем хирургическим методом терапии ценуроза церебрального как овец и коз, так и крупного рогатого скота и яков.
Оперативное лечение дает высокий процент выздоровления, однако применение его возможно лишь в третьей стадии заболевания.
При невозможности применения оперативного лечения или его экономической нерентабельности больных животных отправляют на убой под контролем ветеринарно-санитарного надзора, исключающего попадание ценуров к окончательным хозяевам. Убой необходимо производить без промедления, пока не наступило истощение животных.