Острый панкреатит - клиника острого живота - острый живот и желудочно-кишечные кровотечения
Видео: КИТАЙСКИЙ МАССАЖ ГУАША (грудь)
Видео: КИТАЙСКИЙ МАССАЖ ГУАША
Проявления острого панкреатита целиком зависят от глубины деструкции и обширности поражения поджелудочной железы, отсутствия или наличия выпота в свободной брюшной полости, путей его распространения и, наконец, от возникших осложнений.
Клиника острого панкреатита, по существу, является симптомокомплексом, включающим в себя болевой синдром, симптомы связанные с тяжелой интоксикацией, и симптомы, соответствующие локальной или тотальной паралитической кишечной непроходимости.
Приступ острого панкреатита всегда начинается внезапными резкими болями в эпигастральной области, часто связанными с употреблением жирной или консервированной пищи. Как правило, боли носят сжимающий характер и нередко являются опоясывающими. Иногда интенсивность болей нарастает настолько быстро, что буквально через несколько минут после их возникновения больной впадает в состояние глубокого, подчас необратимого шока.
Как правило, к болям присоединяется рвота. Будучи вначале однократной, она быстро становится неукротимой. Характерной чертой является то, что рвота не только не приносит никакого облегчения больному, а даже, наоборот, усугубляет его страдания, так как рвотные движения усиливают боли.
Бросается в глаза крайне беспокойное поведение больных, пытающихся путем перемены положения тела найти такую позу, которая хоть в какой-то степени облегчает страдания. Однако эти поиски, как правило, оказываются тщетными. Больные обычно бледны, слизистые губ цианотичны. Пульс учащен, артериальное давление понижено.
В начальных стадиях острого панкреатита нередко наблюдается вздутие живота в эпигастральной области за счет пареза поперечно-ободочной кишки, развившегося вследствие заинтересованности в воспалительном процессе корня ее брыжейки. Впоследствии парез распространяется на все отделы кишечника и живот становится равномерно вздутым.
При пальпации живота определяется той или иной интенсивности болезненность в эпигастральной области соответственно проекции поджелудочной железы и лишь небольшая резистентность передней брюшной стенки в этой области. На остальном протяжении живот остается мягким и безболезненным. Однако при деструктивных формах панкреатита в силу распространения выпота в свободной брюшной стенке болезненность может иметь место при пальпации и других отделов живота. Кроме того, в этих случаях можно определить наличие в верхних его отделах или на всем протяжении симптома Щеткина — Блюмберга.
Большое диагностическое значение при остром панкреатите имеет отсутствие или резкое ослабление пульсации аорты в эпигастральной области (симптом Воскресенского). Этот факт объясняется как отеком поджелудочной железы и расположенной между ней и аортой жировой клетчатки, так и тем, что при остром панкреатите, как мы на это уже указывали ранее, имеет место паретическое вздутие поперечно-ободочной кишки.
Следует отметить, что при поражении хвостовой части поджелудочной железы можно выявить симптом Мэйо — Робсона. Последний характеризуется появлением значительной болезненности при надавливании на заднюю стенку живота в точке, лежащей по биссектрисе угла, образованного XII ребром и длинными мышцами спины слева.
При перкуссии живота определяется или ограниченный тимпанит соответственно расположению раздутой поперечно-ободочной кишки, или тимпанит, распространяющийся на все отделы живота при тотальном парезе кишечника.
О наличии жидкости в свободной брюшной полости можно судить по характерному притуплению в отлогих местах живота, или по пролябированию стенки прямой кишки при пальцевом ректальном исследовании. Как правило, одновременно определяется и болезненность в области заднего дугласова пространства вследствие вовлечения в процесс тазовой брюшины.
Выслушиванием живота, кроме отсутствия кишечных шумов, связанных с парезом кишечника, выявить ничего не удается.
Огромное значение для распознавания острого панкреатита имеют биохимические исследования крови и мочи. Острый панкреатит, пожалуй, является единственным из острых заболеваний органов брюшной полости, при котором соответствующие изменения крови и мочи являются патогномоничными.
Основное дифференциально-диагностическое значение имеет повышение количества диастазы, выделяемой с мочой (свыше 64—128 ед. по Вольгемуту). При наличии других симптомов острого панкреатита диастазурия является неоспоримым подтверждением диагноза. Такое же значение имеет и повышенное содержание амилазы в периферической крови, однако амилаземия является скоропроходящей и ее трудно уловить, тогда как диастазурия значительно более постоянна.
Меньшее значение имеет определение содержания сахара крови. Однако наблюдаемая иногда гипергликемия свидетельствует о вовлечении в процесс и вследствие этого угнетении функции островкового аппарата.
Снижение уровня кальция в крови имеет лишь прогностическое значение.
Изменения формулы крови, характеризующиеся лейкоцитозом и нейтрофилезом, присущи лишь тяжелым и осложненным формам острого панкреатита.
При рентгеноскопии органов брюшной полости, кроме изолированного вздутия поперечно-ободочной кишки в ранних стадиях заболевания, каких-либо других признаков острого панкреатита выявить не удается.