Клиника дизентерии - острый живот и желудочно-кишечные кровотечения
Среди возбудителей бациллярной дизентерии наиболее часто встречаются бактерии Григорьева — Шига, бактерии Штуццера — Шмидта, бактерии Флекснера и бактерии Зонне.
Дизентерия представляет собой заболевание с кишечнооральным путем передачи инфекции — от больных или выздоравливающих людей. Патологические изменения локализуются в толстой кишке, главным образом в прямой и сигмовидной кишках, и характеризуются фибринозным воспалением и образованием язв в кишечной стенке. Заболевание начинается остро. Больные жалуются на общую слабость, головные боли, боли в животе, понос с кровью и слизью, болезненные позывы на дефекацию, иногда отмечается болезненность и припухлость суставов. Температура тела обычно повышена. Однако бывают и стертые формы дизентерии. Объективно при исследовании органов пищеварения отмечается обложенный язык, живот чаще втянут, умеренно напряжен и резко болезненный при пальпации по ходу толстых кишок, особенно сигмовидной, которая определяется в виде спастически сокращенного тяжа. Большую помощь в дифференциальной диагностике дизентерии и острого аппендицита оказывают тщательная пальпация слепой и сигмовидной кишок, наличие или отсутствие симптома Ситковского и других признаков аппендицита- ректальное пальцевое исследование и наблюдение за характером стула.
Диагноз бациллярной дизентерии ставится на основании клинических симптомов заболевания, данных микроскопического и бактериологического исследований кала, а также результатов ректороманоскопического исследования слизистой оболочки прямой и сигмовидной кишок.
В процессе дифференциальной диагностики следует исключить поражения толстой кишки, вызываемые простейшими, особенно амебиаз кишечника. Острый правосегментарный геморрагический колит без явлений общей интоксикации, а также рецидивирующий колит, протекающий с длительными ремиссиями должны заставлять врача подумать об амебиазе кишечника, в распознавании которого решающее значение имеет нахождение амеб в нативных препаратах кала. Следует помнить о стертых и хронических формах течения бациллярной дизентерии и амебиаза кишечника и детально расспрашивать больного о пребывании его в местах распространения амебиаза.
В некоторых случаях остро протекающая дизентерия может симулировать острый аппендицит (И. С. Комаровский, 1929- И. И. Зольберг, 1948, и др.). В. А. Баташев (1957) описал случай операции по поводу динамической кишечной непроходимости при дизентерии. Р. П. Аскерханов (1961) наблюдал 7 больных с ложным «острым животом» при атипично протекающей дизентерии.
Мы наблюдали больную Б., 33 лет, которую доставили в больницу с диагнозом «острый живот». Больную беспокоили боли в нижней части живота, преимущественно локализованные в области сигмовидной кишки, которая при пальпации была болезненной и спазмированной. Напряжение мышц брюшной стенки и симптомы раздражения брюшины отсутствовали. Наличие частого кровянисто-слизистого стула позволило поставить диагноз острой дизентерии, который в дальнейшем был подтвержден в инфекционной больнице.
Следует помнить о том, что бациллярная дизентерия и особенно амебиаз кишечника могут начинаться с сильных болей в правой подвздошной области и рвоты. У таких больных иногда ошибочно диагностируют аппендицит и даже производят необоснованную аппендэктомию. С другой стороны, при дифференциальной диагностике необходимо учитывать, что картину дизентерии может симулировать инвагинация сигмовидной кишки или аппендицит при тазовом расположении червеобразного отростка. Однако в пользу аппендицита свидетельствуют локализованная болезненность и напряжение мышц в правой подвздошной области, а также высокий лейкоцитоз.
К числу хирургических осложнений бациллярной дизентерии следует отнести кишечные кровотечения и прободение язв кишечника с последующим развитием перитонита. Иногда перитонит возникает и без перфорации кишечных язв (К. Д. Толпаров, 1958). При хронической дизентерии возможно возникновение кишечной инвагинации. Наконец, амебиаз кишечника относительно часто осложняется абсцессами печени.