тут:

Медико-юридические и организационные вопросы - клиническая фармакология

Оглавление
Клиническая фармакология
Принципы классификации, виды фармакотерапии
Деонтологические вопросы
Медико-юридические и организационные вопросы
Обеспечение лекарственными средствами
Контроль качества и за безопасностью применения
Разработка, испытания и регистрация
Основные вопросы фармакодинамики
Всасывание лекарственных средств
Пути введения лекарственных средств
Распределение и связывание лекарственных веществ
Биотрансформация лекарственных средств
Выведение лекарственных веществ
Моделирование фармакокинетических процессов
Биологическая доступность лекарственных средств
Клиническая фармакокинетика
Фармакогенетика
Недостаточность ацетилтрансферазы
Атипичные реакции на лекарства при наследственных болезнях
Значение фармакогенетики для клинической фармакологии
Беременность
Влияние детского возраста на действие лекарств
Влияние пожилого возраста на действие лекарств
Влияние алкоголя и табака на действие лекарств
Фармакокинетическое взаимодействие взаимодействие лекарственных средств
Фармакодинамическое взаимодействие
Побочные эффекты лекарственных средств
Лекарственные средства, применяемые при стенокардии
Блокаторы бета-адренорецепторов
Антиадренергические средства
Антагонисты кальция
Лекарства разных групп, применяемые при стенокардии
Сочетанное применение антиангинальных средств и выбор при стенокардии
Артериальная гипертензия
Диуретики при артериальной гипертензии
Блокаторы адренергических систем при артериальной гипертензии
Вазодилататоры при артериальной гипертензии
Ингибиторы синтеза ангиотензина II и другие при артериальной гипертензии
Выбор препаратов при артериальной гипертензии
Хроническая застойная сердечная недостаточность
Сердечные гликозиды при хронической застойной сердечной недостаточности
Диуретики при хронической застойной сердечной недостаточности
Вазодилататоры при хронической застойной сердечной недостаточности
Выбор препаратов при хронической застойной сердечной недостаточности
Острая сердечная и сосудистая недостаточность
Лечение отека легких
Лечение шока при острой недостаточности
Лечение аритмий при острой недостаточности
Антиаритмические препараты I группы при острой недостаточности
Антиаритмические препараты II группы при острой недостаточности
Антиаритмические препараты III, IV,  V группы при острой недостаточности
Выбор препаратов аритмиях
Тромбозы и склонность к тромбообразованию
Антикоагулянты и антиагреганты
Антитромботическая фармакотерапия и лабораторный контроль
Передозировка антитромботических препаратов
Средства, применяемые при ревматических и аутоиммунных заболеваниях
Нестероидные противовоспалительные средства при ревматических и аутоиммунных заболеваниях
Производные индолилуксусной кислоты
Производные фенилалкановой кислоты при ревматических и аутоиммунных заболеваниях
Производные пиразолона
Медленно действующие средства при ревматических и аутоиммунных заболеваниях
Иммунодепрессанты и иммуностимуляторы при ревматических и аутоиммунных заболеваниях
Глюкокортикостероиды при ревматических и аутоиммунных заболеваниях
Выбор препаратов при ревматических и аутоиммунных заболеваниях
Патогенез бронхообструктивных состояний
Лечение бронхообструктивных состояний
Лекарственные средства, применяемые при инфекционных и паразитарных заболеваниях
Принципы антибактериальной терапии
Классификация антибиотиков
Пенициллины
Цефалоспорины
Макролиды, ванкомицин, ристомицин и линкомицин
Аминогликозиды
Полимиксины и антифунгальные препараты
Тетрациклины и некоторые другие
Сульфаниламиды
Производные 4- и 8-оксихинолина и нафтиридина
Нитрофураны и некоторые другие
Средства для лечения протозойных инфекций
Противовирусные препараты
Выбор препаратов при бактериемии и сепсисе
Выбор препаратов при инфекционном эндокардите
Выбор препаратов при инфекциях дыхательных путей
Выбор препаратов при инфекциях мочевыводящих путей
Выбор препаратов при инфекциях системы пищеварения
Выбор препаратов при артритах и остеомиелитах
Выбор препаратов при менингитах
Выбор препаратов при малярии
Выбор препаратов при амебиазе
Лекарственные средства при гемобластозах и других опухолях
Антиметаболиты
Противоопухолевые антибиотики
Алкалоиды и ферменты при гемобластозах и других опухолях
Выбор препаратов при гемобластозах и других опухолях
Лекарственные средства, применяемые при анемиях
Лекарственные средства при язвенной болезни
Лекарственные средства при заболеваниях желчного пузыря и поджелудочной железы
Лекарственные средства при заболеваниях щитовидной железы
Лекарственные средства при сахарном диабете
Лекарственные средства, применяемые при психоневрологических заболеваниях
Список сокращенных названий микроорганизмов, литература

Глава 3
МЕДИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ
В «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» установлено, что в медицинской практике врачи должны применять только такие методы диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственные средства, которые разрешены Министерством здравоохранения СССР г.
Для организации всей работы по клиническим исследованиям и оценке новых и уже разрешенных ранее для применения лекарственных препаратов в Министерстве здравоохранения СССР создана Государственная инспекция по контролю за качеством лекарственных средств и изделий медицинской техники. Экспертным органом управления, ответственным за все вопросы испытаний и применения лекарственных, диагностических и профилактических средств, является Фармакологический комитет. В состав Фармакологического комитета входят высококвалифицированные специалисты в различных областях медицины, а также работники смежных областей науки — фармации, химии, биологии. Состав комитета утверждается приказом министра здравоохранения СССР.
Основными задачами Фармакологического комитета являются:

  1. оценка результатов экспериментальных исследований новых фармакологических средств с целью определения возможности и целесообразности разрешения их клинических испытаний;

Видео: Типовой договор с пациентом по оказанию ГОБМП

1 В статье 34 Основ допускается, что в интересах излечения больного врач может применять новые, научно обоснованные, но еще не допущенные к всеобщему применению методы диагностики, профилактики, лечения и лекарственные средства. Однако для этого нужно согласие больного, а если ему нет еще 16 лет либо он психически болен, то согласие его родителей, опекунов или попечителей.

  1. организация клинических испытании;
  2. оценка результатов клинических испытаний с целью определения необходимости применения в медицинской практике испытуемого препарата;
  3. оценка результатов исследований, подтверждающих возможность и целесообразность проведения клинических испытаний новых и уже выпускаемых препаратов по новым показаниям;
  4. пересмотр номенклатуры лекарственных средств с целью исключения из Государственного реестра малоэффективных и относительно токсичных лекарственных средств.

Видео: Тренинги по доврачебной помощи

Материалы о новых фармацевтических препаратах или новых лекарственных формах, созданных в научно-исследовательских институтах и лабораториях, передаются в Фармакологический комитет. Министерством здравоохранения СССР для внедрения новых лекарств утвержден следующий перечень документов, которые должны быть представлены при подаче заявки на разрешение проведения клинических испытаний новых лекарственных средств: нормативно-технические данные о препарате и его лекарственных формах- данные об общих фармакологических свойствах препарата- экспериментальные данные о его специфических эффектах- подробная информация о тестах на токсичность, проведенных на трех видах животных- данные о возможных побочных действиях и мерах, которые необходимо принимать в случае их проявления- данные об изучении возможной тератогенности, канцерогенности, мутагенности и аллергических свойств. Образцы препарата в той форме, в какой его предполагается применять при клиническом испытании, должны быть представлены Фармакологическому комитету наряду с упомянутой выше документацией.
Если признается возможным и целесообразным проведение клинических испытаний предложенного фармацевтического препарата, комитет определяет требуемое количество препарата, время, необходимое для проведения испытаний, и медицинские учреждения, в которых они должны быть проведены.
Важно отметить, что ни управление, ни его комитеты в правовом и материальном отношении не зависят от сторон, представляющих новый препарат для клинических испытаний, от фармацевтического предприятия, которое будет производить его, от организаций, осуществляющих продажу препарата. Кроме того, клинические испытания всех новых фармацевтических препаратов проводятся в государственных медицинских учреждениях. Фармакологический комитет, не ставя в известность изготовителей лекарств, выбирает клиники, в которых наилучшим образом могут быть проведены специальные испытания. Не менее важно отметить, что образцы препарата, подлежащего клиническим испытаниям, закупаются у изготовителей Министерством здравоохранения и бесплатно выдаются медицинским учреждениям. Таким образом, медицинские учреждения, проводящие клинические испытания новых фармацевтических препаратов, в материальном отношении не зависят от предприятий, производящих эти препараты.
Следует отметить, что не любое лечебное учреждение имеет право проведения клинических испытаний новых фармакологических средств. Это право предоставлено только ведущим специализированным учреждениям страны, имеющим квалифицированных специалистов в области клинической фармакологии, соответствующее оборудование и все необходимые условия для проведения клинических испытаний. Список клинических баз Фармакологического комитета утверждается Министерством здравоохранения СССР.
Клинические испытания новых фармакологических средств, новых лекарственных форм или уже выпускаемых препаратов по новым показаниям без разрешения Фармакологического комитета недопустимы.
Основная цель подобной строгой регламентации клинических испытаний заключается в том, чтобы обеспечить проведение только таких исследований, которые являются полезными и не будут связаны с опасностью для больного.
Решение о допустимости проведения клинических испытаний с правовой точки зрения и их оправданности в этическом отношении основывается на оценке экспериментальных данных, полученных в опытах на животных. Для того чтобы такое решение было принято, результаты подробных экспериментальных, фармакологических и токсикологических исследований должны убедительно свидетельствовать о целесообразности проведения испытания новых фармацевтических препаратов на людях.
В соответствии с советским законодательством клинические испытания нового фармацевтического препарата проводятся на больных, страдающих теми заболеваниями, для лечения которых предназначен данный препарат, причем необходимой предпосылкой является экспериментальное доказательство его лечебной эффективности. Исследование такого рода проводится в интересах больного.
Методология и проведение клинических испытаний охватывают чрезвычайно важные научные, практические и этические вопросы. Министерством здравоохранения СССР утверждены методические инструкции по клиническому изучению новых лекарственных средств, относящихся к разным фармакологическим категориям. Эти инструкции разрабатываются ведущими медицинскими учреждениями, обсуждаются на заседаниях Фармакологического комитета и утверждаются министром здравоохранения СССР. Применение этих инструкций гарантирует безопасность больных и способствует повышению уровня клинических испытаний.
Фармакологический комитет может рекомендовать медицинское применение нового фармацевтического препарата только в том случае, если клинические испытания подтверждают его эффективность, безопасность и преимущества перед уже разрешенными препаратами. Этот подход позволяет выявить препараты, необходимые здравоохранению, рекомендовать их к медицинскому применению, а также предотвратить распространение лекарств малоэффективных или обладающих таким же действием, как уже выпускаемые.
После того как Фармакологическим комитетом вынесено решение рекомендовать новые фармацевтические препараты к медицинскому применению, техническая документация о них передается Фармакопейному комитету для включения в Государственную фармакопею СССР. Соответствующая статья в фармакопее является юридическим документом, определяющим процедуру контроля качества данного препарата, т. е. идентификацию и количественное определение всех входящих в него ингредиентов.
Требования, устанавливаемые фармакопеей в отношении обеспечения качества препарата и контроля за ним, обязательны для всех предприятий и учреждений, изготавливающих или использующих лекарственные средства.
После того как принято решение о включении препарата в фармакопею, Фармакологический комитет Министерства здравоохранения СССР утверждает инструкцию по его применению. Затем министр здравоохранения СССР издает приказ, разрешающий использование препарата в медицинской практике, и сертификат о регистрации, разрешающий производство этого препарата.
Главное аптечное управление Министерства здравоохранения СССР определяет общегосударственную потребность в разрешенных лекарственных средствах на 2 года вперед и посылает заказ на их изготовление в Министерство медицинской промышленности СССР. Впоследствии Министерство здравоохранения СССР закупает эти препараты и распределяет их между медицинскими учреждениями.
Фармацевтические предприятия Министерства медицинской промышленности СССР производят только те лекарства, которые разрешены Министерством здравоохранения СССР- последнее определяет также количество каждого препарата, необходимое для нужд здравоохранения.

Анализ научной литературы, посвященной созданию, испытанию и оценке новых лекарственных препаратов, свидетельствует о том, что этот процесс становится все более сложным, длительным и дорогостоящим.
Если создание и исследование нового фармакологического средства в 1964 г. стоило в среднем 4—5 млн. долларов, то в 1978 г. — уже 11 млн. долларов, а в настоящее время обходится еще дороже.
От момента обнаружения у вещества биологической активности до его регистрации в качестве лекарственного средства, по данным разных авторов, проходит в среднем от 7 до 14 лет.
Для освоения производства и внедрения в практику одного нового препарата требуется, как правило, разработать и всесторонне исследовать от 1 до 10 тыс. химических веществ.
Тщательное испытание новых фармакологических средств становится все более важным, так как создание препаратов с высокой биологической активностью неизбежно приводит к повышению риска возникновения при их применении побочных эффектов, а в некоторых случаях — и опасных осложнений у больных.
Поскольку испытание и последующее применение новых медикаментов затрагивает непосредственно права человека, то в большинстве стран внедрение новых лекарственных средств в медицинскую практику регламентируется государственными органами.
Практически во всех развитых странах созданы специальные административные органы, регулирующие процессы клинических испытаний, медицинского применения и контроля за нежелательными побочными эффектами новых лекарственных средств. В Советском Союзе такой организацией является Государственная инспекция по контролю за качеством лекарственных средств и изделий медицинской техники Министерства здравоохранения СССР, в США — Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарствами, в Великобритании — Комитет по оценке безопасности лекарственных средств, в Канаде — Отдел охраны здоровья в Департаменте национального здравоохранения и благосостояния, в Швеции — Отдел и Управление по лекарственным средствам Национального управления здравоохранения и благосостояния.
Этими государственными органами разработаны и утверждены правила, регламентирующие порядок испытания и регистрации новых лекарственных препаратов. Правила различны в каждой стране. Общим для них является необходимость доказательства безопасности и терапевтической эффективности медикамента, а также возможности проведения контроля за его качеством.
В законодательстве Советского Союза имеется еще одно обязательное требование, предъявляемое к новому препарату, — наличие у него преимуществ по сравнению с уже существующими средствами. Обязательность применения этого критерия оберегает больных и врачей от неоправданного расширения номенклатуры лекарственных средств и увеличения числа препаратов, аналогичных с точки зрения их эффективности и безопасности, а также внедрения в медицинскую практику лекарственных средств, обладающих меньшей активностью и худшей переносимостью, чем уже выпускаемые препараты. Соблюдение указанного критерия дает возможность медицинской промышленности нашей страны выпускать в необходимых количествах наиболее ценные и важные для здравоохранения медикаменты.
В соответствующих законодательствах капиталистических стран отсутствует данный критерий, что ведет к появлению на рынке множества дублирующих друг друга препаратов, а это значительно затрудняет работу врачей.
Серьезной проблемой является регистрация зарубежных препаратов. В настоящее время в ряде стран для получения разрешения на применение зарубежных лекарственных средств требуется повторение в большем или меньшем объеме их экспериментальных и клинических испытаний. С
общеприемлемых унифицированных методов их испытания и регистрации.
Большую работу по унификации процесса регистрации лекарственных препаратов проводят органы здравоохранения социалистических стран. Выработка единых требований существенно облегчает обмен информацией и препаратами между странами — членами СЭВ и создает возможность для совместного проведения параллельных испытаний новых лекарств и анализа получаемых при этом результатов. По линии СЭВ фактически создана единая фармакопея социалистических стран.
Рекомендации по изучению новых препаратов для стран Общего рынка разрабатываются Комиссией европейских сообществ.
Много внимания вопросу унификации экспериментальных и клинических исследований новых медикаментов уделяет также Всемирная организация здравоохранения. В октябре 1974 г. научная группа ВОЗ подвела итог имевшимся к тому времени данным по этому вопросу и выработала Рекомендации по оценке лекарственных средств для применения их у человека. Периодически ВОЗ проводит заседания комитетов экспертов по оценке и спецификации фармацевтических препаратов.
Начиная с 1972 г. Европейское бюро ВОЗ ежегодно проводит симпозиумы по клинико-фармакологическому контролю за лекарственными средствами.
Процесс разработки и испытания новых фармакологических средств включает в себя следующие основные этапы:

  1. поиск и создание биологически активного вещества;
  2. доклиническое экспериментальное изучение фармакологической активности и токсичности;
  3. разработку и испытания готовой лекарственной формы;
  4. клинические испытания;
  5. утверждение соответствующими органами здравоохранения.

Перечисленные этапы взаимозависимы, и некоторые из них осуществляются параллельно.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СССР ЗАРУБЕЖНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Зарубежные лекарственные средства могут применяться в СССР только после их регистрации Министерством здравоохранения СССР.
Регистрация всех лекарственных средств, включая зарубежные, разрешается только после их клинического испытания в СССР. Для получения разрешения на проведение в СССР клинических испытаний зарубежного лекарства заинтересованная фирма должна представить Фармакологическому комитету следующие документы: данные изучения его фармакологических свойств и токсикологии- сведения о его хронической и специфической токсичности- техническую документацию о его составе и контроле качества- результаты клинических испытаний- данные о его применении в медицинской практике- образцы препарата и сертификат о его регистрации из страны, в которой производится препарат.
При положительном решении Фармакологический комитет информирует фирму о предстоящих клинических испытаниях и требуемом количестве препарата, после чего организует проведение испытания, на основе которого принимает решение о том, целесообразно или нет разрешить применение препарата в медицинской практике и его закупку.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее