тут:

Исторический очерк - хирургия детского возраста

Оглавление
Хирургия детского возраста
Исторический очерк
Особенности хирургии детского возраста
Исследование детей с хирургическими заболеваниями
Оперативное вмешательство и подготовка к нему
Обезболивание
Послеоперационный уход
Переливание крови
Переломы
Переломы ключицы
Переломы плечевой кости
Внесуставные переломы
Внутрисуставные переломы
Тяжелые повреждения конечностей и ампутации у детей
Переломы костей таза
Родовые повреждения скелета
Патологические переломы
Вывихи
Повреждения черепа
Повреждение мягких тканей
Ожоги тела
Отморожения
Воспаление мягких тканей
Флегмона новорожденных
Мастит
Гнойный лимфаденит
Гематогенный остеомиелит
Хроническая стадия гематогенного остеомиелита
Рожа
Нома
Туберкулез костей и суставов
Лечение туберкулеза костей и суставов
Спондилит
Коксит
Гонит
Туберкулез голеностопного сустава и костей стопы
Поражение костей и суставов верхней конечности
Туберкулез ребер и грудины
Туберкулез костей черепа и лица
Гемангиомы
Лимфангиома
Пигментное родимое пятно
Дермоиды и тератомы
Доброкачественные опухоли костей
Злокачественные опухоли костей
Мозговая грыжа
Spina bifida
Незаращение верхней губы
Незаращение неба
Ранула
Врожденные свищи и кисты шеи
Кривошея
Аномалии развития грудной клетки
Гнойный плеврит
Лечение гнойного плеврита
Гнойник легкого
Бронхоэктазы
Инородные тела дыхательных путей
Эмбриональная грыжа пупочного канатика
Врожденные свищи пупка
Аномалии мочевого хода
Паховая грыжа
Ущемленная паховая грыжа
Пупочная грыжа
Пороки развития пищевода
Ожоги пищевода и рубцовое сужение его
Врожденный пилоростеноз
Инородные тела пищеварительного тракта
Непроходимость кишок
Механическая непроходимость кишок
Другие формы механической непроходимости кишечника
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
Спленомегалия
Аппендицит
Клиника острого аппендицита
Дифференциальный диагноз острого аппендицита
Лечение острого аппендицита
Пневмококковый перитонит
Туберкулезный перитонит
Мегаколон
Пороки развития заднего прохода и прямой кишки
Выпадение прямой кишки
Полип прямой кишки
Гипоспадия
Эписпадия
Эктопия мочевого пузыря
Неспустившееся яичко
Водянка оболочек яичка и семенного канатика
Фимоз, парафимоз
Сращение малых половых губ
Скопление менструальной крови у девочек
Камни почек, мочеточника, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала
Опухоли почек
Деформации позвоночника
Аномалии развития конечностей
Дефекты развития пальцев
Избыточный рост конечности
Врожденный вывих бедра
Врожденная косолапость
Плоскостопие
Рахитические искривления костей
Деформации после полиомиелита
Деформации на почве спастических параличей

Видео: В Орле мастер-класс проведет врач ММА им. Сеченова Игорь Киргизов

ВВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Видео: Лев Выготский - Детская психология. Часть 1/4 (аудиокнига)

Хирургия детского возраста выделилась в самостоятельную дисциплину только после Великой Октябрьской социалистической революции. В царской России сеть детских лечебных учреждений была очень слабо развита, и хирургическую помощь дети получали в общих больницах, где они находились вместе со взрослыми. Только в больших городах, например в Петербурге, Москве, Владимире, в детских больницах были хирургические отделения, которыми большей частью руководили хирурги, мало интересовавшиеся специально хирургией детского возраста и работавшие обычно по совместительству. Они уделяли недостаточно времени и внимания вопросам детской хирургии и смотрели на нее как на дополнительный заработок. Врачи, занимавшиеся специально хирургией детского возраста, насчитывались в стране буквально единицами.
Еще хуже обстояло дело с амбулаторной и поликлинической хирургической помощью: дети должны были лечиться в амбулаториях для взрослых, и это особенно неблагоприятно отражалось на лечении детей раннего возраста, у которых особенности течения болезни, свойственные растущему организму, выражены наиболее ярко. Детям уделяли мало внимания, врачи были недостаточно знакомы с характером течения хирургических заболеваний у детей, лечение их было поставлено плохо, детская летальность, особенно в грудном возрасте, достигала огромных цифр.
Хирургия детского возраста в то время делала только первые шаги, и этот период ее развития с полным правом может быть назван больничным периодом. Основоположниками детской хирургии в Петербурге были доктора медицины Э. К. Валь и А. И. Шмитц — старшие врачи хирургического отделения детской больницы имени Ольденбургского, ныне больницы имени Раухфуса, а в Москве — В. В. Иршик, старший врач хирургического отделения Владимирской детской больницы, ныне больницы имени Русакова. Это были образованные хирурги и опытные операторы.
Э. К. Валь был первым старшим врачом хирургического отделения во вновь открытой в 1869 г. детской больнице. Однако он вскоре перешел на кафедру судебной медицины в Дерптский университет, а затем там же на кафедру хирургии.

Эдуард Карлович Валь (1833—1890).

Кроме того, он был ректором университета. За 5 лет работы в детской больнице он опубликовал 9 статей по вопросам детской хирургии и костно-суставного туберкулеза, из которых видно, что он глубоко интересовался этой специальностью.

  1. И. Шмитц занял место старшего врача после ухода Э. К. Валя. Это был уже детский хирург, получивший подготовку по педиатрии, так как ассистентом он работал под руководством К. А. Раухфуса, бывшего в то время главным врачом больницы. А. И. Шмитц проявил большой интерес к научным вопросам. За 19 лет он опубликовал ряд статей по различным отделам детской хирургии.
  2.  В. Иршик также прошел ассистентуру под руководством К. Л. Раухфуса и был приглашен первым старшим врачом хирургического отделения Владимирской детской больницы в Москве, которая была открыта в 1876 г. Это был опытный хирург-практик, имевший ученую степень доктора медицины.



Арнольд Иванович Шмитц (1843—1895).
Кроме Владимирской больницы, в Москве тогда существовала еще Софийская детская больница (ныне Клиническая больница имени Филатова). В этой старейшей детской больнице (основана в 1842 г.) первоначально, до перехода на кафедру в Московском университете, работал Н. Ф. Филатов. Хирургическим отделением заведовал Д. Е. Горохов, доктор медицины, который оставил после себя, кроме ряда других печатных работ, монографию в трех частях под названием «Детская хирургия. Избранные главы». Это первая русская книга, посвященная хирургии детского возраста.
В 1886 г. в Москве открылась Ольгинская детская больница, старшим врачом хирургического отделения которой был Л. П. Александров, тогда еще молодой врач, ученик А. А. Боброва. Благодаря своим большим способностям Л. П. Александров очень быстро выдвинулся среди специалистов по хирургии детского возраста и стал пользоваться заслуженным авторитетом. Кроме практической деятельности, Л. П. Александров занимался научными вопросами детской хирургии. В своей разносторонней научной деятельности он особенно большое внимание уделял костно-суставному туберкулезу и мочекаменной болезни у детей. Всем известен теперь симптом утолщения кожной складки Александрова при туберкулезном поражении суставов конечности и его докторская диссертация «Высокое сечение мочевого пузыря с наложением шва».

Василий Васильевич Иршик (1846—1906).
Л. П. Александров первый разработал технику камнедробления у детей и доказал его преимущества перед камнесечением. Л. П. Александров был доктором медицины, стремился к распространению научных знаний, для чего издавал в течение 10 лет на собственные деньги журнал «Детская медицина». Л. П. Александров был одним из основателей Общества Российских хирургов. Его авторитет среди педиатров был так велик, что после смерти Н. Ф. Филатова он был избран председателем Московского общества детских врачей. Таким образом, можно сказать, что в этот больничный период Л. П. Александров является основоположником хирургии детского возраста как науки.
В 1902 г. была открыта в Москве детская больница имени Морозова (ныне Клиническая детская больница). На должность старшего врача хирургического отделения был приглашен Т. П. Краснобаев.

Дмитрий Егорович Горохов (1863—1921).
Тимофей Петрович Краснобаев родился в 1865 г. в Смоленске в семье служащего. Окончив гимназию в 1883 г., он поступает на медицинский факультет Московского университета, по окончании которого
в 1888 г. начинает свою врачебную деятельность в Смоленской земской губернской больнице. С 1889 по 1896 г. Тимофей Петрович работал в Москве больничным ассистентом сначала во Владимирской детской больнице (ныне больница имени Русакова), далее в Ольгинской детской больнице (ныне 1-я детская туберкулезная). Будучи ассистентом, Т. П. Краснобаев работал во всех отделениях детских больниц: терапевтическом, инфекционном и хирургическом. В Ольгинской больнице он вместе с А. А. Киселем работал под руководством Л. П. Александрова. В 1903 г. Тимофей Петрович был принят по конкурсу на должность старшего врача хирургического отделения во вновь открытую Морозовскую (ныне Клиническая) детскую больницу. В этой больнице Т. П. Краснобаев работал до последних дней своей жизни, являясь ее научным руководителем.
С 1919 г. он состоял научным руководителем детского костно-суставного санатория в Сокольниках в Москве, который в настоящее время превращен в клинику костного туберкулеза Института туберкулеза Академии медицинских наук СССР.

Леонтий Петрович Александров (1857—1929).
В 1935 г. Т. П. Краснобаеву была присуждена степень доктора медицинских наук (без защиты диссертации), присвоено звание профессора и заслуженного деятеля науки. За многочисленные заслуги в области медицины Т. П. Краснобаев был избран почетным членом ряда научных обществ: Ленинградского хирургического общества имени Н. И. Пирогова, Ленинградского ортопедического, Московского хирургического, Московского общества ортопедов и травматологов, Московского общества детских врачей, Московского рентгенологического, Смоленского хирургического общества. С 1944 г. Т. П. Краснобаев состоял действительным членом Академии медицинских наук СССР.
За многолетние заслуги в области медицины Т. П. Краснобаев в 1943 г. награжден орденом Ленина, а в 1945 г. — орденом Трудового Красного Знамени. В 1949 г. Т. П. Краснобаеву присуждена Сталинская премия I степени за книгу «Костно-суставной туберкулез у детей».
Т. П. Краснобаев заслуженно считается одним из основоположников детской хирургии, и его авторитет в этой области был непререкаем.
Ученик Л. П. Александрова и В. В. Иршика Т. П. Краснобаев был отлично подготовлен к работе хирурга-педиатра. Благодаря своей огромной эрудиции он занял ведущее место среди детских хирургов и явился продолжателем научной деятельности своего учителя Л. П. Александрова. Научная работа Т. П. Краснобаева в области детской хирургии широко развернулась после Великой Октябрьской социалистической революции. Особенно много им сделано по вопросу о лечении остеомиелита, костно-суставного туберкулеза и о камнедроблении у детей.

Тимофей Петрович Краснобаев (1865—1952).
Он первый в СССР произвел в 1922 г. операцию рассечения привратника по
поводу врожденного пилоростеноза. Его монография «Костно-суставной туберкулез у детей» является классическим трудом по этому вопросу.
Т. П. Краснобаев создал собственную школу и воспитал много учеников, среди которых надо отметить А. Н. Рябинкина. Это один из блестящих больничных детских хирургов, всю жизнь работавший вместе с Т. П. Краснобаевым.
Следует отметить, что ряд общих хирургов проявлял интерес к детской хирургии и разрабатывал ее отдельные вопросы. Так, Н. К. Лысенков и П. А. Герцен предложили оригинальные способы операции при мозговой грыже, Н. В. Склифосовский одним из первых начал делать радикальное грыжесечение у детей.
Кроме работ упомянутых авторов, можно было бы привести другие многочисленные примеры работ по детской хирургии, опубликованных общими хирургами, но все они носят случайный характер. Не умаляя заслуг этих хирургов, следует, однако, признать, что систематическое изучение вопросов детской хирургии до Великой Октябрьской социалистической революции проводилось только очень немногими детскими хирургами.
Таким образом, благодаря работе отдельных талантливых врачей хирургия детского возраста начала формироваться в отдельную дисциплину, но условия царского режима препятствовали ее быстрому развитию.
Нельзя не упомянуть и о том, что наиболее передовые представители хирургии и педиатрии считали необходимым выделить детскую хирургию и преподавать ее студентам и молодым врачам. Заняв после смерти Н. А. Тольского место профессора, заведующего кафедрой детских болезней, Н. Ф. Филатов получил клинику во вновь построенной Хлуловской детской больнице. Здесь, согласно проекту Н.     А. Тольского, с 1893 г. в детской клинике было открыто хирургическое отделение на 5 коек с изолятором, операционной и перевязочной. Для ведения этого отделения был приглашен проф. П. И. Дьяконов, заведовавший тогда кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии. Как видно из опубликованного П. И. Дьяконовым отчета о работе хирургического отделения детской клиники за 3 года, в отделении проводились различные операции, при клинике был хирургический амбулаторный прием. Кроме того, хирургических больных иногда помещали на свободные терапевтические койки, а в некоторых случаях из-за недостатка мест оперировали амбулаторно, после чего они долечивались тоже амбулаторно.
Ординаторы-педиатры клиники занимались в хирургическом отделении по очереди, меняясь ежегодно. За 3 отчетных года из хирургического отделения вышло 11 научных работ.
Из этих кратких сведений видно, что Н. Ф. Филатов организовал в клинике специальное хирургическое детское отделение, которое вело не только практическую работу, но и научную и педагогическую. Хирургическое отделение существовало недолго, всего несколько лет. Однако можно сказать, что Н. Ф. Филатов и П. И. Дьяконов уже тогда правильно оценивали значение детской хирургии и сделали первую попытку выделить ее преподавание на медицинском факультете. Только при советской власти были учреждены кафедры детской хирургии и мысль Н. Ф. Филатова,
Н.   А. Тольского и П. И. Дьяконова о необходимости введения этой отрасли медицины в систему преподавания получила осуществление и полное признание.


Константин Дмитриевич Есипов (1874—1935).
После Великой Октябрьской социалистической революции коренным образом изменилась жизнь нашей страны и представилась широкая возможность развернуть и организовать работу по лечению детей на совершенно новых началах, создать стройную систему детских учреждений, которые теперь широкой сетью раскинулись по самым отдаленным уголкам страны. С этого момента начинается второй, советский период детской хирургии, которая в настоящее время выделилась в отдельную дисциплину.
В созданных при советской власти детских поликлиниках и консультациях были открыты приемы по хирургии. Началось строительство новых детских больниц, благодаря чему резко возросло число детских хирургических коек. В связи с этим сразу обнаружился недостаток в специалистах-педиатрах и детских хирургах.
Для создания кадров необходимых специалистов был открыт ряд педиатрических факультетов в медицинских институтах, а также педиатрические научно-исследовательские институты. Фактом огромного принципиального значения явилось выделение детской хирургии в самостоятельные кафедры: на всех педиатрических факультетах были учреждены кафедры детской хирургии. Хирургия детского возраста, таким образом, получила общее признание как отдельная самостоятельная дисциплина и стала быстро развиваться.

Наум Владимирович Шварц (1875—1941).
В дореволюционное время в России преподавание хирургии детского возраста на медицинских факультетах не велось. Создание кафедр детской хирургии сразу изменило положение. Первой была открыта кафедра детской хирургии на педиатрическом факультете II Московского медицинского института в 1931 г. Заведование кафедрой было поручено проф. К. Д. Есипову. Это был образованный хирург с хорошей общей хирургической подготовкой, блестящий топографо-анатом и специалист по костно-суставному туберкулезу. Хотя он и не имел специальной подготовки по хирургии детского возраста, но, будучи широко образованным врачом и обладая педагогическими способностями, энергично взялся за организацию новой кафедры и хорошо поставил преподавание на ней.
Почти одновременно было открыто более 20 кафедр по детской хирургии на педиатрических факультетах других медицинских институтов. Хирурги, ставшие во главе этих кафедр, посвятили себя изучению вопросов детской хирургии. Под их руководством стали формироваться многочисленные кафедры молодых детских хирургов- ординаторы, аспиранты и ассистенты многочисленных клиник создали необходимый стране отряд молодых специалистов. На всех кафедрах и в исследовательских институтах широко развернулось изучение различных вопросов детской хирургии.
Таким образом, можно сказать, что преподавание детской хирургии в Советском Союзе вошло в программу медицинских институтов и проводится широко, чего нет ни в одной из капиталистических стран.
Преподавание детской хирургии широким массам студентов и молодым врачам потребовало пособий. В дореволюционной России не существовало учебников по детской хирургии. Первый учебник на русском языке «Хирургия детского возраста» был издан в 1935 г. Это руководство было написано покойным Н. В. Шварцем, одним из немногих специалистов по детской хирургии в Ленинграде, где он заведовал хирургическим отделением детской больницы имени Раухфуса и был профессором в Институте усовершенствования врачей. Этот учебник в 1937 г. вышел вторым изданием. В 1932 г. вышел на украинском языке учебник С.       М. Рубашова «Хирургия та ортопедия дитячого вику». В 1933 г. А. Е. Мангейм (Минск) выпустил учебник «Дитячая xipypriя» на белорусском языке. В последующие годы учебник Н. В. Шварца был переведен на грузинский язык. В 1952 г. издан оригинальный учебник детской хирургии на грузинском языке, написанный проф. М. И. Кокочашвили, заведующим кафедрой детской хирургии в Тбилиси. В 1955 г. учебник вышел вторым изданием, в 1944 г. была выпущена в свет книга «Неотложная хирургия детского возраста» В. П. Вознесенского, который после смерти К. Д. Есипова заведовал кафедрой детской хирургии во II Московском медицинском институте.
Наряду с клиниками росла научная работа и в больничных учреждениях. Старейший специалист по детской хирургии действительный член Академии медицинских наук проф. Т. П. Краснобаев и его школа провели большую научную работу и опубликовали труды по ряду основных вопросов детской хирургии (аппендицит, гнойный плеврит, врожденный пилоростеноз, остеомиелит и т. д.). Т. П. Краснобаев выпустил книгу «Костно-суставной туберкулез у детей» — первую русскую монографию по этому вопросу, основанную на многолетнем опыте автора.
Одновременно кафедры других специальностей педиатрических факультетов тоже развернули большую научно-исследовательскую работу. Появились работы по возрастной анатомии (Ф. И. Валькер, С. . Минкин, В. Г. Штефко), по педиатрии, по ортопедии, по травматологии, способствующие дальнейшему росту хирургии детского возраста (Т. С. Зацепин, Н. Г. Дамье и др.).
В связи с переходом на шестилетнее обучение на педиатрических факультетах была введена специализация (субординатура) по детской хирургии, чтобы в наиболее короткий срок обеспечить детское население на местах специализированной хирургической помощью.
В последние годы, однако, все студенты снова заканчивают педиатрические факультеты по общему профилю врачей-педиатров ввиду недостатка их в стране. Специализация врачей по детской хирургии проводится только через ординатуру на кафедрах детской хирургии и в Центральном институте усовершенствования врачей.
Исключительное внимание, которое постоянно уделяется правительством вопросам охраны здоровья детей, ведет к дальнейшему росту сети детских учреждений. Неоднократные постановления правительства и решения XXI съезда КПСС предусматривают ряд мероприятий по дальнейшему расширению сети детских учреждений и улучшению обслуживания детей и матерей. В нашей стране детская смертность из года в год падает. Значительно выросло число детских хирургических коек в различных городах страны. Ни одна страна в мире не имеет такой обширной и организованной сети учреждений, предназначенных для обслуживания всесторонней помощью детского населения, какую имеет Советский Союз.
Можно сказать, что за последние десятилетия хирургия детского возраста сделала огромный шаг вперед и развитие этой дисциплины продолжается, чему способствует постоянная забота Коммунистической партии и Советского правительства о воспитании здорового поколения.


Видео: Игра – как ведущий вид детской деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования

Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее