тут:

Врожденная косолапость - хирургия детского возраста

Видео: Косолапость

Оглавление
Хирургия детского возраста
Исторический очерк
Особенности хирургии детского возраста
Исследование детей с хирургическими заболеваниями
Оперативное вмешательство и подготовка к нему
Обезболивание
Послеоперационный уход
Переливание крови
Переломы
Переломы ключицы
Переломы плечевой кости
Внесуставные переломы
Внутрисуставные переломы
Тяжелые повреждения конечностей и ампутации у детей
Переломы костей таза
Родовые повреждения скелета
Патологические переломы
Вывихи
Повреждения черепа
Повреждение мягких тканей
Ожоги тела
Отморожения
Воспаление мягких тканей
Флегмона новорожденных
Мастит
Гнойный лимфаденит
Гематогенный остеомиелит
Хроническая стадия гематогенного остеомиелита
Рожа
Нома
Туберкулез костей и суставов
Лечение туберкулеза костей и суставов
Спондилит
Коксит
Гонит
Туберкулез голеностопного сустава и костей стопы
Поражение костей и суставов верхней конечности
Туберкулез ребер и грудины
Туберкулез костей черепа и лица
Гемангиомы
Лимфангиома
Пигментное родимое пятно
Дермоиды и тератомы
Доброкачественные опухоли костей
Злокачественные опухоли костей
Мозговая грыжа
Spina bifida
Незаращение верхней губы
Незаращение неба
Ранула
Врожденные свищи и кисты шеи
Кривошея
Аномалии развития грудной клетки
Гнойный плеврит
Лечение гнойного плеврита
Гнойник легкого
Бронхоэктазы
Инородные тела дыхательных путей
Эмбриональная грыжа пупочного канатика
Врожденные свищи пупка
Аномалии мочевого хода
Паховая грыжа
Ущемленная паховая грыжа
Пупочная грыжа
Пороки развития пищевода
Ожоги пищевода и рубцовое сужение его
Врожденный пилоростеноз
Инородные тела пищеварительного тракта
Непроходимость кишок
Механическая непроходимость кишок
Другие формы механической непроходимости кишечника
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
Спленомегалия
Аппендицит
Клиника острого аппендицита
Дифференциальный диагноз острого аппендицита
Лечение острого аппендицита
Пневмококковый перитонит
Туберкулезный перитонит
Мегаколон
Пороки развития заднего прохода и прямой кишки
Выпадение прямой кишки
Полип прямой кишки
Гипоспадия
Эписпадия
Эктопия мочевого пузыря
Неспустившееся яичко
Водянка оболочек яичка и семенного канатика
Фимоз, парафимоз
Сращение малых половых губ
Скопление менструальной крови у девочек
Камни почек, мочеточника, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала
Опухоли почек
Деформации позвоночника
Аномалии развития конечностей
Дефекты развития пальцев
Избыточный рост конечности
Врожденный вывих бедра
Врожденная косолапость
Плоскостопие
Рахитические искривления костей
Деформации после полиомиелита
Деформации на почве спастических параличей

Видео: Мирослав Волков, 4 месяца, врожденная левосторонняя косолапость, требуется лечение по методу Понсети

Врожденная косолапость ( pes eauino - varus ) — наиболее часто встречающаяся врожденная деформация стопы. На 1200 новорожденных приходится один случай врожденной косолапости. Она характеризуется следующими тремя основными признаками: опущением наружного и поднятием внутреннего края стопы (супинация), приведением переднего отдела стопы (аддукция) и усиленным подошвенным сгибанием ее (конская стопа). В некоторых случаях последний компонент отсутствует, и тогда говорят о pes varus. В легких случаях иногда наблюдается только приведение передней части стопы, которое называют pes adductus.
Деформация может быть одно- и двусторонней. В отличие от врожденного вывиха бедра, двусторонние поражения встречаются значительно чаще односторонних, причем мальчики страдают в 1,5—2 раза чаще, чем девочки. Нередко врожденная косолапость сочетается с другими пороками развития: синдактилия, полидактилия, множественные врожденные контрактуры и пр.
Вопрос о происхождении врожденной косолапости до настоящего времени является спорным и окончательно не разрешен. Ее образование объясняют влиянием механических факторов, пороком развития или нервно-мышечными нарушениями.
К механическим факторам относят повышенное внутриматочное давление при недостаточном или чрезмерном количестве околоплодных вод и опухолях матки, укорочение пуповины, наличие амниотических перетяжек. Считают, что обусловленное ими вынужденное положение плода и ограничение его подвижности могут вести к развитию косолапости. Против этого положения следует возразить, что на практике при наличии этой деформации указания на патологию беременности и родов встречаются сравнительно редко. Другие авторы объясняют деформацию стопы задержкой развития конечности на одной из более ранних эмбриональных стадий, когда у зародыша стопы физиологически находятся в положении супинации, приведения и подошвенного сгибания. В пользу этого говорит и отставание в росте косолапой стопы, отмечаемое уже при рождении ребенка. Причины, тормозящие нормальное развитие конечности, остаются неясными.
Сторонники нервно-мышечной теории видят причину порочной установки стопы в нарушении мышечного равновесия между пронаторами и супинаторами стопы на почве патологических изменений в центральной и периферической нервной системе.
Развитие косолапости пытаются, с другой стороны, поставить в связь с замедленным появлением ядер окостенения в костях предплюсны и недостаточной васкуляризацией стопы на почве врожденной аномалии сосудов (Губанов).
Разнообразие клинического проявления врожденной косолапости и ее течения позволяет считать, что в разных случаях этиологические моменты могут быть различными.
Патологические изменения при врожденной косолапости обусловлены более или менее продолжительным нахождением конечности в порочном положении и в основном сводятся к следующему: кости стопы с внутренней стороны сплющены и уменьшены в размерах, а с наружной стороны, наоборот, отмечается их разрастание. Пяточная, таранная, кубовидная и ладьевидная кости смещены, и правильное сочленение их друг с другом нарушено.
Оси суставов, как голеностопного, так и пяточно-таранного, изменяют горизонтальное направление на косое, что отражается на характере и объеме движений. Нормальное сгибание и разгибание в голеностопном суставе заменяется ограниченной подвижностью в боковом направлении. Нарушение нормальных суставных соотношений ведет к вторичным изменениям со стороны костей голени в виде характерного их перекручивания. Нарушается параллельность осей коленного и голеностопного суставов.
Изменения со стороны мягких тканей стопы также весьма значительны: связки, сухожилия и мышцы укорочены с вогнутой стороны и растянуты и расслаблены с наружной.
Клиническая картина полностью вытекает из патологоанатомических изменений: стопа супинирована, внутренний край ее приподнят, наружный опущен и закруглен. Дистальный конец стопы находится в приведении (иногда до 90°), так что пальцы обращены подошвенной стороной кзади (рис. 211). Свод стопы значительно углублен из-за чрезмерной подошвенной флексии. В зависимости от выраженности этих симптомов М. О. Фридланд различает три степени косолапости: легкую, среднюю и тяжелую. При легкой степени деформация стопы легко исправляется пассивно. В случаях средней тяжести при попытках выпрямить стопу ощущается противодействие главным образом со стороны мягких тканей, меньше — со стороны костей. Тяжелая форма косолапости характеризуется почти полной неподатливостью стопы при попытке ее выпрямить. В нелеченных случаях дети ходят на наружном крае или на тыльной поверхности стоны, где постепенно кожа утолщается и развивается мозолистый натоптыш. При двустороннем поражении ходьба становится особенно затруднительной, так как при каждом шаге приходится переступать одной ногой через другую. Для удержания тела в равновесии ребенок несколько откидывается назад, что усиливает поясничный лордоз и дает подчеркнуто прямую осанку.
Левосторонняя врожденная косолапость
Рис. 211. Левосторонняя врожденная косолапость.
Неправильная функция мышц и ограниченная подвижность косолапой стопы ведут к атрофии мышц голени, иногда очень значительной. Функциональная способность нижних конечностей при косолапости резко падает: больные жалуются на скорую утомляемость и тянущие боли после ходьбы.
Диагноз врожденной косолапости обычно не представляет никаких затруднений и легко ставится при рождении ребенка. Следует помнить, что у новорожденных и маленьких детей может быть врожденная паралитическая косолапость на почве пороков развития спинного мозга (spina bifida, миелодисплазия). У детей в более старшем возрасте бывает травматическая и паралитическая косолапость. Для первой формы характерно наличие следов повреждения со стороны костей (костная мозоль) и мягких тканей (рубцы). Паралитическая косолапость развивается вследствие паралича отводящих мышц, чаще всего при полиомиелите или ранении малоберцового нерва. Тщательное неврологическое исследование и анамнез приводят к правильному решению вопроса.
Лечение врожденной косолапости следует начинать с первых дней жизни ребенка. При описании патологоанатомических изменений уже было указано влияние порочного положения стопы на ее скелет и мягкие ткани.
С возрастом нарушение взаимоотношений костей и мышц неуклонно усиливается, поэтому необходимо возможно раньше исправить неправильную установку стопы и обеспечить тканям нормальный рост и развитие. Только при этих условиях можно добиться восстановления правильных анатомических соотношений и полноценной функции конечности.
Бинтование конечности при косолапости мягким бинтом
Рис. 212. Бинтование конечности при косолапости мягким бинтом.
У новорожденных лечение практически начинается на 2—3-й недели после полного заращения пупка и при хорошем состоянии кожных покровов. В это время оно проводится с помощью ручного выправления в сочетании с массажем и бинтованием мягким бинтом. Цель этих мероприятий — постепенное, осторожное растяжение мягких тканей и последовательное устранение приведения, супинации и подошвенного сгибания стопы.
Техника ручного выправления косолапости такова: при поражении правой стопы ладонью левой руки захватывают пятку, упираясь тенаром в наиболее выпуклую часть наружного края стопы. III—IV—V пальцы той же руки фиксируют пятку с внутренней стороны. Правая рука, захватывая пальцы и среднюю часть пораженной стопы, отводит их, одновременно стараясь пронировать, т. е. опускать их книзу. Подошвенная флексия исправляется осторожным тыльным сгибанием стопы. Движения следует производить медленно, ритмично, не вызывая боли, в течение 3—4 минут 2—3 раза в день. К этому присоединяется массаж для растяжения сокращенных и укрепления растянутых мышц. Для закрепления полученных при гимнастике результатов стопу следует забинтовать мягким фланелевым бинтом в 5—6 см шириной и 1,5 м длиной. Бинт ведут через наружный край стопы кнутри так, чтобы каждым ходом бинта стопа отводилась и пронировалась. Последние туры бинта кладут на голень до колена во избежание перетяжек и закрепляют завязками (рис. 212). Техника пассивного выправления, массажа и бинтования не сложна, но в первое время ее в присутствии матери должен проводить врач или обученная медицинская сестра. Освоив приемы лечения, мать может проводить его в домашних условиях под периодическим контролем врача.
После этого подготовительного периода переходят к лечению гипсовыми повязками. В последнее время прежняя установка начинать наложение гипсовых повязок у детей не раньше 7—8-месячного возраста уступает место более раннему сроку применения этого метода лечения врожденной косолапости. Наблюдения показали, что в ряде случаев ребенок к началу ходьбы уже может быть избавлен от деформации стоп. Поэтому и следует начинать этапное наложение гипсовых повязок у детей, достигших 1,5—2 месяцев, при хорошем состоянии кожных покровов. При первичном обращении по поводу косолапости у детей этого возраста сразу начинают с гипсования.
Как показал опыт клиники детской хирургии II МГМИ, лечение косолапости этапными гипсовыми повязками может производиться в амбулаторных условиях даже с конца первого месяца жизни ребёнка.
Гипсовую повязку накладывают в положении ребенка на животе при согнутой в коленном суставе до 90° ноге. Ходы гипсового бинта, как при бинтовании мягким бинтом, ведут в направлении снаружи кнутри для пронации и отведения стопы. Через 10 дней повязку меняют, причем стараются без грубого насилия придать стопе более правильное положение, которое и фиксируют новой повязкой. Этапными гипсовыми повязками последовательно устраняют все три компонента косолапости: приведение переднего отдела стопы- затем супинацию пятки и, наконец, подошвенное сгибание, обусловленное напряжением трехглавой мышцы и укорочением задних связок голеностопного сустава. При устранении последнего компонента не следует оказывать чрезмерного давления на передний отдел стопы. Этот прием, при видимости коррекции, может повести к прогибу среднего отдела стопы в тыльную сторону и развитию новой деформации, так называемой стопы-качалки (pes flexus-reflexus). Поэтому, устраняя подошвенное сгибание в голеностопном суставе, нужно передний отдел стопы и пальцы удерживать в положении небольшой подошвенной флексии.
Наложенная на стопу и голень до коленного сустава гипсовая повязка с тыльной стороны должна заканчиваться на уровне середины основных фаланг пальцев, с подошвенной стороны — доходить до краев пальцев, которые должны оставаться свободными для наблюдения за окраской: при туго наложенной повязке отмечается цианоз. Вдоль внутреннего края I пальца повязка должна иметь небольшой бортик, препятствующий отклонению пальцев внутрь. После того как лечение закончено, больному следует рекомендовать носить башмак с поднятым наружным краем подошвы.
Известный процент больных (63,7 по Зацепину) излечивается указанным способом без рецидивов.
Лечение можно считать законченным, если ребенок активно пронирует и сгибает стопу к тылу. При тяжелых формах врожденной косолапости не удается достигнуть стойких результатов консервативными методами, и детей в возрасте 3—4 лет приходится подвергать хирургическому вмешательству. Никогда не следует спешить с операцией, особенно с удлинением ахиллова сухожилия, с которого некоторые врачи ошибочно начинают лечение, видя в подтянутой пятке главную причину деформации. Коррекция основных элементов косолапости — приведения и супинации — после указанной операции значительно затрудняется, так как утрачивается нужная точка опоры. Кроме того, чрезмерное подошвенное сгибание стопы обусловлено не только напряжением ахиллова сухожилия, но и укорочением задних связок голеностопного сустава.
Главным препятствием к коррекции является прочный связочно-мышечный аппарат стопы, удерживающий ее в порочном положении. Поэтому оперативное вмешательство в первую очередь должно быть направлено на устранение этого фактора. При большой пластичности тканей детского организма кости стопы, поставленные в нормальные анатомические условия, получают возможность правильно развиваться и расти. Нагрузка при корригированном положении стопы постепенно изменяет и форму костей. При ранних операциях на скелете стопы коррекция, достигнутая на операционном столе, при дальнейшем развитии скелета ребенка сменяется новой деформацией, более сложной и более трудной для исправления, чем косолапость, поэтому оперативные вмешательства на костях стопы у детей производить не следует.
Из операций на сухожильно-связочном аппарате надо указать на рассечение задних и внутренних боковых связок голеностопного сустава с одновременным удлинением сухожилий укороченных мышц с внутренней стороны стопы (операция детально разработана Т. С. Зацепиным).
Техника операции по Зацепину следующая. Из медиального разреза через середину внутренней лодыжки после рассечения поверхностной lig. laciniatum уступообразно удлиняют сухожилия m. tibialis post, и т. flexor digitorum long., после чего рассекают медиальный связочный аппарат голеностопного сустава, фиксирующий стопу в супинации (дельтовидная связка). Задние связки рассекают через задний продольный слегка дугообразный разрез по внутреннему краю ахиллова сухожилия, которое рассекают во фронтальной плоскости, открывая доступ к задней поверхности сустава. Последовательно рассекают lig. talo-calca-neum post, и lig. talo-tibiale post, и суставную сумку между вилкой голени и таранной костью.
При наличии значительного напряжения подошвенной фасции, аддуктора I пальца и его сгибателя, препятствующего полному устранению приведения стопы из дополнительного разреза, производят рассечение подошвенной фасции и Z-образное удлинение указанных мышц. По устранении указанных препятствий стопу устанавливают в корригированном положении при согнутом под углом в 90° коленном суставе. После сшивания удлиненного ахиллова сухожилия и более тонких удлиненных сухожилий m. tibialis post, и т. flexor digitorum long, раны послойно зашивают кетгутом. Затем на стопу и голень до колена накладывают гипсовую повязку, фиксирующую достигнутое положение. Через 10 дней повязку меняют и разрешают нагрузку стопы. Гипсовую повязку больные носят в течение 6, а в тяжелых случаях — 8 месяцев, после чего переходят на обычную обувь.
В результате операции и длительной фиксации в правильном положении стопа приобретает нормальную форму- постепенно развивается и ее полноценная функция.
Эта операция дает положительные результаты во всех случаях врожденной косолапости средней степени, а при тяжелых формах — после предварительной подготовки гипсовыми повязками. В запущенных случаях у детей старше 10—12 лет анатомические изменения скелета стопы и мягких тканей бывают настолько значительны, что требуют иногда другого вмешательства: клиновидной резекции костей среднего отдела стопы или удаления таранной кости. Эти операции как более травмирующие могут дать только удовлетворительный функциональный результат и производятся в настоящее время в исключительных случаях.


Видео: Таня Литовченко, 6 месяцев, врожденная правосторонняя косолапость, требуется лечение

Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее