Удовлетворение от жизни, различия в опыте переживания старения - психиатрия позднего возраста
Удовлетворение от жизни
Определенные ответы на вопрос, изменяется ли существенно удовлетворенность жизнью с возрастом, не могут быть получены без результатов лонгитудинальных исследований, которые бы включали изучение соответствующих количественных параметров через определенные промежутки жизни человека. Таких данных недостает, но сравнение между молодыми и пожилыми людьми не дает оснований считать, что старение само по себе вызывает уменьшение удовлетворения от жизни (Ва1tes & Baltes, 1990).
Результаты исследований удовлетворенности жизнью и морального состояния в позднем периоде жизни неоднозначны, но ни одно из исследований не показывает, что пожилые люди большую часть времени чувствуют себя несчастными. Результаты некоторых исследований с применением различных шкал свидетельствуют о том, что примерно от одной пятой до одной трети людей в возрасте 65 лет и старше оценивают как «низкую» удовлетворенность своей жизнью и как «плохое» свое душевное состояние. От 12 до 27% набирают баллы по шкалам тревоги и депрессии, соответствующие критериям «случая», причем депрессия встречается чаще всего среди самых пожилых (Bowling & Browne, 1991). Национальное исследование в США показало, что менее четверти людей в возрасте 65 лет и старше согласились с тем, что «это самое ужасное время моей жизни», в то время как большинство согласились с тем, что «я точно так же счастлив, как когда я был моложе» (Hams, 1975). В исследовании почти 300 человек, проживавших в Эссексе в Соединенном Королевстве, в котором использовались те же шкалы, эта пропорция была соответственно 19 и 69%- однако среди тех, кому было 85 лет и больше, проживавших дома в социально обездоленных районах Восточного Лондона, половина чувствовали, что «это самое ужасное время моей жизни» и меньше половины чувствовали себя «точно такими же счастливыми, как когда были моложе» (Bowling & Farquhar, 1991- Bowling et al., 1991). Это дает основание полагать, что как возраст, так и социально-экономические условия влияют на удовлетворенность жизнью. Когортные факторы также могут оказывать важное влияние на более низкую оценку удовлетворенности жизнью людей старше 85 лет, проживающих в Ист-Энде Лондона, по сравнению с пожилыми людьми более раннего возраста в Эссексе.
Социально-культуральные различия в опыте переживания старения
Пол, социальный класс и место проживания, а также другие такие демографические характеристики, как семейное положение и количество детей являются важными источниками различий в популяции людей пожилого и старческого возраста. Среди самых старых людей, проживающих в настоящее время в Британии, возможно, около одной трети не имеют детей. Эта доля ниже среди поколений, которые теперь вступают в поздний период жизни, но даже и в этом случае пятая часть всех женщин, достигших возраста 60 лет в конце 70-х, была бездетной (Timaeus, 1986). Другие социально-демографические характеристики, такие как этническая принадлежность, также могут влиять на опыт переживания старения. Данные Британской переписи населения 1991 года показали, что около 6% популяции чернокожих и этнических меньшинств находились в возрасте 60 лет или старше, что значительно ниже, чем среди белого населения (22%). Хотя пожилые люди из чернокожих и малых этнических групп составляют менее 1% общей популяции пожилых в Британии, в некоторых районах их доля значительно выше (Teague, 1993). Существуют две основные гипотезы, прослеживающиеся в литературе в отношении этнической принадлежности и старения. Первая — это концепция «возраста как выравнивателя». Согласно этой концепции относительное неравноправие представителей национальных меньшинств уменьшается с возрастом, поскольку все люди старшего возраста испытывают одинаковую депривацию вне зависимости от этнической принадлежности. Вторая, преобладающая, модель — это гипотеза «двойного риска», согласно которой неравноправное положение меньшинств усугубляется в старости (Rosenwaike, 1985). Эти гипотезы подходят ко всем исследованиям пожилых людей, а не только принадлежащих к этническим меньшинствам, так как аналогичные заключения могут быть сделаны в отношении любого источника социальных различий. Раса и этническая принадлежность, весьма вероятно, оказывают определенное влияние на опыт переживания старения людьми. Различия между людьми, принадлежащими к разным культуральным группам внутри любого общества, не возникают внезапно в старости, но отражают накапливающиеся в течение всей жизни переживания. Культуральные нормы влияют на ожидания от жизни, характер социальных связей и социальной поддержки, равно как и на реакцию на боль, болезнь и смерть.
Было сделано предположение, что до тех пор, пока пожилые люди, принадлежащие к этническим меньшинствам, могут поддерживать свои культурально стилизованные социальные взаимодействия, они могут быть в какой-то степени защищены от стресса, обусловленного положением изгоев в более широких социальных кругах вследствие расистских установок и действий (Holzberg, 1982). К сожалению, до сих пор мало что известно по обе стороны Атлантики о динамике социальных связей людей из разных культур.
Чернокожие люди часто упоминаются как имеющие «особые» проблемы со здоровьем, хотя существует лишь несколько наследственных болезней, которые чаще встречаются среди чернокожих по сравнению с популяцией белых (например, талассемия). Результаты большинства исследований свидетельствуют о том, что пожилые люди афро-карибского происхождения предъявляют больше жалоб на состояние здоровья, чем люди европейского или азиатского происхождения (Bhalla & Blakemore, 1981), но использование ими служб медицинской помощи, за исключением консультаций врача общей практики, ниже среднего (Evers et al, 1988- McCormick et al, 1990). Проблемы со здоровьем у чернокожих пожилых людей чаще всего те же, что встают перед пожилыми людьми в общем, но осложненные нищетой, языковым барьером и расизмом (Glendenning & Pearson, 1988).
Обсуждение
Несмотря на то, что в основе процессов старения лежат биологические изменения, на опыт переживания старения оказывают значительное влияние культурально обусловленные установки по отношению к пожилым людям, установки и ожидания самих пожилых людей, социально-экономические факторы, семейные узы и социальные связи. Социология старения определяется как научное изучение взаимодействия пожилых людей и общества (Harris, 1990), и ясное понимание этого процесса требует знаний об организации изучаемого общества в целом. Хотя экономическое положение пожилого человека важно, попытки соотнести статус пожилых людей с экономическими структурами не смогли дать объяснений, которые можно было бы применять универсально. Недавние социальные, демографические и экономические изменения могут иметь огромное влияние на будущее. Изменения в рождаемости и смертности, например, привели к возникновению семьи типа «виноградной лозы», охватывающей четыре, даже пять поколений, каждое из которых невелико. Изменения в браках и разводах вызвали большое число распавшихся и «вновь соединившихся» семей, и в следующем столетии все большая доля пожилых людей переживет развод на собственном опыте (Goldscheider, 1994). Изменения в жизни женщин с детьми, такие как огромное возрастание активности на рынке труда, может привести не только к изменениям в их отношениях со своими родителями, но также и к изменениям в социализации их детей. Поскольку создается впечатление, что на характер социального взаимодействия на протяжении жизни оказывают влияние обстоятельства детского возраста (Madge & Marmot), это может означать, что те, кто молод сейчас, в своей последующей жизни будут иметь формы социального поведения совершенно отличные от преобладающих ныне. Для того чтобы углубить наше понимание положения пожилых людей в обществе, нам необходимо узнать больше об изменениях в социальных взаимоотношениях на протяжении жизни, о влиянии принадлежности к отдельной этнической, региональной или социальной группе на опыт переживания старения и узнать больше о том, как первичная и вторичная социализация влияет на отношение к позднему периоду жизни и на поведение в пожилом возрасте.