тут:

Психологическая оценка и психологическое лечение - психиатрия позднего возраста

Оглавление
Психиатрия позднего возраста
Биологические аспекты старения человека
Методы изучения процессов старения
Теории старения
Генетика старения и связанных с возрастом патологических состояний
Экспериментальные методы модификации темпов старения
Старение как энергетический кризис
Социология старения
Социально-экономический контекст старения
Выход людей на пенсию, доход и бедность
Условия жизни пожилых людей
Удовлетворение от жизни, различия в опыте переживания старения
Когнитивные функции и старение
Решение задач и творчество
Функции памяти
Деменция
Синдром рассогласованного исполнения при деменции
Эпизодическая память
Память на отдельные события
Речь
Эпидемиология
Значение демографических тенденций для Великобритании
Эпидемиологический подход
Проведение описательного исследования в популяции людей позднего возраста
Случаи
Доступ, сбор данных
Нейроморфология
Патологические изменения при деменции - болезнь Альцгеймера
Цереброваскулярная деменция
Болезнь Паркинсона, болезнь с диффузными тельцами Леви и деменция
Алкогольное повреждение мозга, гидроцефалия
Болезнь Пика
Болезнь Гентингтона, прогрессивный супрануклеарный паралич, паранеопластический синдром
Болезнь Крейтцфельдта-Якоба
ВИЧ, СПИД и деменция
Нейрохимическая патология нейродегенеративных расстройств
Нейрохимическая патология при болезни Альцгеймера
Нейрохимия и гистохимия глутаматергических нейронов
Предполагаемые связи между патологией нейронов и нарушением метаболизма белков
Нейротрансмиттерная регуляция активности корковых нейронов
Нейрохимическая патология при долевой атрофии
Молекулярная биология и молекулярная генетика деменции
Нейрофибриллярные клубки
Молекулярная генетика болезни Альцгеймера
Молекулярная модель, лечение и молекулярная диагностика болезни Альцгеймера
Деменция, ассоциированная с тельцами Аеви
Болезнь Гентингтона и другие
Спонгиоформные энцефалопатии
Перспектива психиатрии позднего возраста, молекулярной биологии и молекулярной генетики
Психиатрическое обследование
Психиатрический расспрос
Исследование психического состояния
Оценка когнитивных функций
Особые проблемы при беседе с пациентом
Беседа с человеком, предоставляющим информацию о пациенте
Оценка соматического состояния - введение
Оценка соматического состояния
Оценка соматического состояния - сердечно-сосудистые заболевания
Оценка соматического состояния - заболевания органов грудной полости, желудочно-кишечные, опухоли
Оценка соматического состояния - цереброваскулярные заболевания
Оценка соматического состояния - болезнь Паркинсона
Оценка соматического состояния - неврологические знаки, старение и деменция
Оценка соматического состояния - эндокринные и обменные заболевания
Оценка соматического состояния - другие заболевания и состояния
ЭЭГ
Нейровизуализация
Психофармакология позднего возраста
Психофармакология - побочные эффекты лекарств
Психофармакология - побочные эффекты антидепрессантов
Психофармакология - побочные эффекты ингибиторов моноаминоксидазы
Психофармакология - побочные эффекты противоэпилептических препаратов
Психофармакология - побочные эффекты седативных препаратов
Психофармакология - лекарственные препараты в лечении деменций
Психофармакология - режим и схема лечения
Психофармакология - изучение и исследование препаратов
Социальная работа с пожилыми людьми
Социальная работа - юридическая защита
Социальная работа - уход
Социальная работа - ограничения коммунальных служб оказания помощи
Разработка и использование инструментов для психологической оценки
Вопросы измерений в гериатрической оценке
Скрининговые тесты
Диагностические инструменты
Психологическая оценка и психологическое лечение
Как обследовать?
Психологическое лечение
Управление памятью, инсомния, боль, горе
Психоаналитический психотерапевт
Психоаналитический психотерапевт - психодинамическая групповая терапия, примитивные процессы
Психоаналитический психотерапевт - концепция психотерапии
Психоаналитический психотерапевт - тренинг
Семейная терапия
Основные подходы к семейной терапии
Семейная оценка
Общие положения в лечении людей позднего возраста и их семей
Терапия занятостью
Лечение с помощью занятости
Специфические формы и лечебные средства терапии занятостью
Сенсорная стимуляция, адаптация, физическая активность
Виды экспрессивной терапии
Процесс сестринского ухода
Сестринский уход - специфические проблемы
Коммунальный психиатрический сестринский уход
Юридическая ответственность медицинских сестер
Общая медицинская практика и психически больные лица позднего возраста
Эпидемиология и проявление психических болезней
Психически больные - работа с дементными пациентами
Психически больные - врачи общей практики и специальные службы
Психически больные - возможности проведения исследований
Психиатрия позднего возраста в общесоматической больнице
Психиатрия в общесоматической больнице - эффективная консультация
Психиатрия в общесоматической больнице - депрессивное расстройство
Деменция и делирий в общесоматической больнице
Злоупотребление алкоголем среди пожилых пациентов общесоматической больницы
Агрессивное поведение в общесоматической больнице
Юридические и этические вопросы, возникающие в общесоматической больнице

14 Психологическая оценка и психологическое лечение

Введение

У пожилых пациентов, членов семей, осуществляющих за ними уход, а также у профессиональных сотрудников медицинской и социальной служб есть много общего с клиническим психологом. Все они (с разной степенью искушенности) предсказывают и следят за поведением человека и строят гипотезы на этот счет, проводят поведенческие эксперименты, пытаются своими действиями усилить позитивные и уменьшить негативные последствия поведения.
Хотя все люди — индивидуумы и их индивидуальность должна уважаться, общей для них является принадлежность к тем или иным человеческим группам или системам, и их лучше всего понять именно в таком контексте. Эти сходства часто скрываются профессиональной лексикой, но здесь они нами вновь подтверждаются, и на них строится видение будущего, которое в целом разделяется клиническими психологами, работающими с пожилыми людьми.
Роль психологической оценки состоит в том, чтобы помочь в определении нужд и желаний индивидуума в условиях его социальной системы, в установлении специфических факторов, нарушающих способности человека адаптироваться к болезни, изменениям в стиле жизни либо в системе его поддержки. При этом должна быть сведена воедино вся важная информация, чтобы сформулировать гипотезу, на основании которой будет реализована индивидуальная программа вмешательства, а затем прослежена ее эффективность.

Зачем проводить оценку у пожилых?

В психиатрии давно установилась традиция считать главной задачей клинического психолога проведение оценки психических функций, хотя так происходит все реже, поскольку информация о тех или иных специфических сторонах процедуры оценки получает все более широкое распространение (Beech & Harding, 1990- Wattis & Martin, 1994- Wood, 1994a). Психологи становятся все более активными в осуществлении лечебных программ и программ ухода за пожилыми людьми, а также в проведении непрямых форм вмешательств через лиц, обеспечивающих уход за пациентом, хотя в то же время и понимают, что это не должно идти в ущерб тщательности обследования и четкости формулирования его результатов — основ эффективности помощи.
Тем не менее, поскольку на обследование пожилого клиента может потребоваться несколько сеансов, на которые придется затратить скорее часы, чем минуты, перед его началом важно задать себе вопрос: «Зачем это нужно?» Woods определил несколько целей для формальной психологической оценки в такой группе клиентов:

  1. дифференциальная диагностика, особенно между депрессией и деменцией;
  2. раннее распознавание болезни Альцгеймера и других деменций;
  3. определение и дифференцирование когнитивных нарушений при различных деменциях;
  4. мониторинг происходящих с течением времени изменений (например, описание естественного течения деменции);
  5. оценка реакции пожилого человека на разные виды вмешательств (например, на физические упражнения, определенные лекарства, психологические вмешательства) и уточнение побочных эффектов (например, влияния антидепрессантов на память);
  6. выявление пациентов, которым показаны особые виды лечения;
  7. выбор адекватного места и формы обслуживания для пожилого человека;
  8. обеспечение пожилых людей и/или лиц, осуществляющих за ними уход, информацией об их сильных и слабых сторонах (включая нейропсихологические нарушения) и о возможных путях компенсации.


Диагностическая оценка

Необходимо признать, что немногие психологические тесты вполне пригодны в качестве инструментов для принятия решения в пограничных случаях. Тесты разрабатывались и стандартизировались преимущественно на материале ясных клинических случаев (исключая те случаи, где диагностическая оценка наиболее важна). Используемые при классификации такого материала клинические суждения легко ведут к ошибке, а информация об общей распространенности изучаемого состояния в местной популяции часто неадекватна для определения пороговых значений диагностических тестов.
Хотя тесты и могут дать полезную информацию, они все же скорее дополняют данные анамнеза и клиническую оценку, а не заменяют их.

Видео: Выраженность нарушенного поведения у детей

Описательная оценка

Описательная оценка охватывает состояние психологических функций на данный момент, их изменения со временем (вследствие лечебного вмешательства и/или прогрессирования болезни), которые наблюдаются непосредственно или устанавливаются косвенным путем, а также оценку ряда возможных объяснений наблюдаемых нарушений (с возможной диагностической категоризацией, но чаще выходя за ее рамки). Такая оценка не только бывает полезной при планировании курса психиатрического лечения, она также помогает при консультировании пациентов и лиц, осуществляющих уход за ними, давая возможность предвидеть и использовать адаптивные изменения и стратегии самопомощи, а также принимать решения о привлечении различных служб поддержки пациента или о том, куда его поместить.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее