Психологическая оценка и психологическое лечение - психиатрия позднего возраста
14 Психологическая оценка и психологическое лечение
Введение
У пожилых пациентов, членов семей, осуществляющих за ними уход, а также у профессиональных сотрудников медицинской и социальной служб есть много общего с клиническим психологом. Все они (с разной степенью искушенности) предсказывают и следят за поведением человека и строят гипотезы на этот счет, проводят поведенческие эксперименты, пытаются своими действиями усилить позитивные и уменьшить негативные последствия поведения.
Хотя все люди — индивидуумы и их индивидуальность должна уважаться, общей для них является принадлежность к тем или иным человеческим группам или системам, и их лучше всего понять именно в таком контексте. Эти сходства часто скрываются профессиональной лексикой, но здесь они нами вновь подтверждаются, и на них строится видение будущего, которое в целом разделяется клиническими психологами, работающими с пожилыми людьми.
Роль психологической оценки состоит в том, чтобы помочь в определении нужд и желаний индивидуума в условиях его социальной системы, в установлении специфических факторов, нарушающих способности человека адаптироваться к болезни, изменениям в стиле жизни либо в системе его поддержки. При этом должна быть сведена воедино вся важная информация, чтобы сформулировать гипотезу, на основании которой будет реализована индивидуальная программа вмешательства, а затем прослежена ее эффективность.
Зачем проводить оценку у пожилых?
В психиатрии давно установилась традиция считать главной задачей клинического психолога проведение оценки психических функций, хотя так происходит все реже, поскольку информация о тех или иных специфических сторонах процедуры оценки получает все более широкое распространение (Beech & Harding, 1990- Wattis & Martin, 1994- Wood, 1994a). Психологи становятся все более активными в осуществлении лечебных программ и программ ухода за пожилыми людьми, а также в проведении непрямых форм вмешательств через лиц, обеспечивающих уход за пациентом, хотя в то же время и понимают, что это не должно идти в ущерб тщательности обследования и четкости формулирования его результатов — основ эффективности помощи.
Тем не менее, поскольку на обследование пожилого клиента может потребоваться несколько сеансов, на которые придется затратить скорее часы, чем минуты, перед его началом важно задать себе вопрос: «Зачем это нужно?» Woods определил несколько целей для формальной психологической оценки в такой группе клиентов:
- дифференциальная диагностика, особенно между депрессией и деменцией;
- раннее распознавание болезни Альцгеймера и других деменций;
- определение и дифференцирование когнитивных нарушений при различных деменциях;
- мониторинг происходящих с течением времени изменений (например, описание естественного течения деменции);
- оценка реакции пожилого человека на разные виды вмешательств (например, на физические упражнения, определенные лекарства, психологические вмешательства) и уточнение побочных эффектов (например, влияния антидепрессантов на память);
- выявление пациентов, которым показаны особые виды лечения;
- выбор адекватного места и формы обслуживания для пожилого человека;
- обеспечение пожилых людей и/или лиц, осуществляющих за ними уход, информацией об их сильных и слабых сторонах (включая нейропсихологические нарушения) и о возможных путях компенсации.
Диагностическая оценка
Необходимо признать, что немногие психологические тесты вполне пригодны в качестве инструментов для принятия решения в пограничных случаях. Тесты разрабатывались и стандартизировались преимущественно на материале ясных клинических случаев (исключая те случаи, где диагностическая оценка наиболее важна). Используемые при классификации такого материала клинические суждения легко ведут к ошибке, а информация об общей распространенности изучаемого состояния в местной популяции часто неадекватна для определения пороговых значений диагностических тестов.
Хотя тесты и могут дать полезную информацию, они все же скорее дополняют данные анамнеза и клиническую оценку, а не заменяют их.
Видео: Выраженность нарушенного поведения у детей
Описательная оценка
Описательная оценка охватывает состояние психологических функций на данный момент, их изменения со временем (вследствие лечебного вмешательства и/или прогрессирования болезни), которые наблюдаются непосредственно или устанавливаются косвенным путем, а также оценку ряда возможных объяснений наблюдаемых нарушений (с возможной диагностической категоризацией, но чаще выходя за ее рамки). Такая оценка не только бывает полезной при планировании курса психиатрического лечения, она также помогает при консультировании пациентов и лиц, осуществляющих уход за ними, давая возможность предвидеть и использовать адаптивные изменения и стратегии самопомощи, а также принимать решения о привлечении различных служб поддержки пациента или о том, куда его поместить.