Функции памяти - психиатрия позднего возраста
Общепризнано, что память в старости снижается. Это подтверждается анализом мнений людей об изменениях различных психических функций с возрастом. Например, есть сообщения, что забывчивость и рассеянность непрофессионалы воспринимают как наиболее нежелательные проявления в позднем возрасте (Heckhausen et al., 1989- Heckhausen and Baltes, 1991). Если у человека проблемы с памятью, они скорее расцениваются как «нарушения психики», иными словами, как тотальное нарушение психической деятельности. В таких случаях люди склонны считать необходимым постороннее вмешательство (Erber et al, 1990) и ожидают снижения личности (Ryan and See, 1993).
Возрастное снижение памяти имеет значение при оказании медицинской помощи, включая понимание и запоминание рекомендаций и их последующее соблюдение. К примеру, это может влиять на адекватный прием лекарственных средств. Это также имеет значение для расспроса пациента и проведения групповых занятий, в том числе для групповой терапии, как будет показано ниже.
Память не следует рассматривать как единый психологический процесс. Многое в понимании возрастного снижения памяти связано с выделением нескольких типов памяти.
Структура памяти изучалась путем когнитивных и нейропсихологических исследований, по результатам которых создана концептуальная основа понимания возрастных изменений. Были предприняты попытки классифицировать память человека. По одной из основных классификаций она делится на декларативную память, то есть память, непосредственно доступную сознательному припоминанию, и процедурную память, связанную с приобретенными навыками или модифицированными когнитивными операциями (Squire, 1992). Декларативная память делится на эпизодическую, содержащую определенные пережитые события, и семантическую, накапливающую багаж лингвистических знаний и понятий человека. При старении изменения в эпизодической памяти наиболее заметны.
Оперативная память
В рамках эпизодической памяти есть различие между кратковременным удержанием информации «наготове» и продолжительным хранением информации. Такое кратковременное удержание необходимой в данный момент информации, особенно связанной с параллельными когнитивными процессами, названо «оперативной памятью». Распространенными примерами являются попытки в телефонной будке запомнить номер телефона и одновременно искать телефонную карточку, или запомнить промежуточный результат, продолжая суммировать в уме.
Показано, что память этого вида существенно нарушается у пожилых. В одном исследовании Morris et al. (1988) предлагали человеку запомнить краткий список слов и затем требовали подтвердить (или опровергнуть) какое-то утверждение (например, «воробьи могут строить гнезда») путем нажатия кнопок «да» или «нет». Точность и скорость ответов в большей степени зависели от необходимости запомнить этот краткий список у людей старшего возраста, особенно при усложнении предъявляемого утверждения. Несколько других примеров возрастного снижения оперативной памяти в подобных экспериментах с использованием «двойной задачи» описаны Gick et al. (1988) и Morris et al (1990).
Ухудшение оперативной памяти не только предсказывает еще большие трудности в решении задач, таких как арифметические действия в уме, но и нарушает способность к вербальным рассуждениям. Например, возрастные изменения в рассуждениях в форме силлогизмов в значительной мере обусловлены изменениями в оперативной памяти. Например, Glinski и Judd (1994) предложили несколько задач взрослым людям, молодым и позднего возраста, в том числе вопрос, приведенный ниже:
«Если среди хирургов нет женщин, а некоторые врачи — женщины, то некоторые врачи — не хирурги». Это утверждение истинно или ложно?»
Решение таких задач коррелировало с различными показателями непосредственного измерения объема памяти испытуемых. Вариабельность способностей к рассуждению в значительной степени определяется работой оперативной памяти.
Нарушения оперативной памяти иногда влияют на понимание речи. Kemper и Rash (1988) предположили, что текст прозы с усложненным синтаксисом хуже понимается и в последующем хуже воспроизводится, так как требования к оперативной памяти возрастают. Например, смысл сложного предложения с множеством подчиненных плохо понимают пожилые люди (Norman et al., 1991). Иными словами, если предложение очень сложное, его надо удерживать в оперативной памяти дольше, чтобы понять смысл. Если оперативная память не очень эффективна, то такое «удержание» не соответствует необходимому. Это можно проиллюстрировать на следующем предложении, которое привели Norman et al. (1992):
«Никто не доверял полиции, потому что она контролировалась мэром».
В этом предложении загрузка оперативной памяти весьма высока, так как следует установить, к чему относится местоимение, а также определить соподчинение двух предложений, связанных словосочетанием «потому что». Norman et al. (1992) обнаружили, что признаки возрастного снижения способности понимать прочитанное высоко коррелируют с результатами тестирования оперативной памяти.
Практический вывод из этих результатов: необходимо уменьшать сложность вербального материала, чтобы снизить загрузку памяти. Это необходимо учитывать, например, при расспросе пожилых пациентов, обращая особое внимание на то, чтобы меньше использовать сложные предложения и больше прямолинейные грамматические конструкции с целью не превысить возможности оперативной памяти пациентов.
Вербальная долговременная память
Материал, который активно не повторен в течение 15-30 секунд, имеет тенденцию выпадать из оперативной памяти. Последующее его восстановление зависит от того, насколько хорошо он закодировался в более постоянных структурах памяти. Этот процесс назван «долговременной памятью». Достоверно установлено, что степень возрастного снижения долговременной памяти зависит от способа представления задачи. Если субъекту приходится вспоминать материал без подсказок, например вспоминать рассказ или список слов, то обычно выявляют существенные возрастные изменения памяти. Если же ему что-то подсказывают, например, требуя узнать отдельный предмет из набора предметов, из которых он предварительно видел только один, то отмечают незначительные возрастные изменения (Schonfield and Robertson, 1966). При частичных подсказках, таких как подсказки слов, семантически связанных со словом, которое человек пытается вспомнить, объем дефицита памяти также уменьшается (Craik, 1977). Единственное объяснение этому факту такое: у пожилых людей нарушается способность инициировать процесс извлечения информации, но подсказками обеспечивают дополнительную «средовую» поддержку ее воспроизведению (Craik, 1986).
Видео: Dementia_360p
Пространственная память и ориентация в пространстве
Многие исследователи сосредоточены на изучении запоминания вербального материала. Но некоторые также исследуют пространственную ориентацию и научение. Пожилые люди часто жалуются на потерю ориентации в незнакомом окружении. Они склонны свою повседневную деятельность ограничивать знакомыми местами (Kirasic and Allen, 1985). Некоторые исследователи установили, что пожилым людям сложно создавать адекватное пространственное представление о значительных по масштабу «реальных» местностях или среде окружения. Им также хуже удается интегрировать черты окружающей среды, такие как ориентиры на местности, в последовательные и понятные маршруты или Евклидовы представления пространства (Lipman,1991).
Caplan и Lipman (1991) предлагали молодым и пожилым людям просмотреть серию слайдов, изображающих путь через деревню. Затем им давали карту и проверяли их способность к запоминанию маршрута. Интересно, что пожилые люди обоего пола плохо выполняли задание, если на карте не было ориентиров. Но если ориентиры были нанесены, то плохо справлялись с заданием только женщины. Это еще один пример средовой «поддержки» памяти, ухудшающейся с возрастом, но с половыми различиями. Aubrey et al. (1994) также определяли возрастные особенности в использовании карт типа «вы находитесь здесь», созданных для облегчения ориентировки. Когда карты располагались с учетом их правильной ориентации на местности, пожилые люди успешно могли ими пользоваться. Но если карты не были правильно ориентированы, у пожилых заметно замедлялось выполнение задания и учащались ошибки.
Видео: Психология и психиатрия
Память на источник информации
Феномен припоминания, где приобретена определенная информация, называется памятью на источник информации. Память этого вида основана на способности интегрировать отдельные события с их контекстом. Память на источник информации у пожилых людей исследована McIntyre и Craik (1987), которые представляли субъектам факты о 36 известных личностях. Например: «Джейн Фонда всегда ест овсяные хлопья на завтрак» и «Любимая сладость Рональда Рейгана — желатиновые конфетки». Спустя неделю у испытуемых тестировали запоминание этих фактов при условии, о котором им сначала не сообщали, что испытуемым необходимо было указать, откуда они получили эту информацию — от экспериментаторов, из теле- или радиопередач, из книг или газет. Пожилые люди вспоминали факты сравнительно неплохо, но с большим трудом припоминали, откуда они узнали об этих фактах.
Позднее результаты этих исследований подтвердили Craik et al. (1990), которые обнаружили, что «амнезия источника» у пожилых людей коррелировала с недостаточностью функций лобных долей. Исследователи предположили, что лобные доли участвуют в контекстуальной интеграции событий, и дефицит памяти возникает вследствие подверженности этой области мозга изменениям в позднем возрасте.
«Память на источник» исследовали Brown et al (1995) по мониторингу разговоров. В эксперименте испытуемые участвовали в общем разговоре, меняясь ролями: «интервьюер» задавал вопросы, а «респондент» отвечал на них — и наоборот. Участники разговора затем должны были указать источник информации, полученной в течение разговора. Одновременно проверялась степень запоминания информации как таковой. У людей старшего возраста опять обнаруживались проблемы с «памятью на источник» независимо от запоминания самой информации, но нарушения памяти ограничивались трудностями в указании «интервьюера». Иными словами, люди старшего возраста по сравнению с молодыми были более склонны утверждать, что они задавали вопрос, в то время как на самом деле этого не было. Этот вид нечаянного плагиата, или криптомнезии, имеет очевидные и потенциально смущающие последствия особенностей запоминания разговоров.
Объяснения потери «памяти на источник» появились недавно. Schacter et al. (1994) предполагают, что основная причина этой потери заключается в неспособности припомнить относящиеся к восприятию аспекты эпизодов. Иными словами, люди пожилого возраставшее способны воссоздавать перцептивные характеристики «источника» воспринятой информации, например звук голоса человека или его лицо. Были сообщения о возрастных нарушениях запоминания различной информации такого рода, включая незнакомые лица (Bartlett etal, 1991), и о сенсорной модальности воспринимаемой информации (Light et al., 1992). Ferguson etal (1992) обнаружили у людей старшего возраста большие пробелы в памяти на источники информации, когда два источника близки по восприятию (два женских голоса), чем когда они разнятся (например, мужской и женский голоса).
Видео: Выпуск от 21 сентября 2016 года
Память на отдельные события
Пожилые люди часто вспоминают далекое прошлое благодаря так называемой памяти на отдаленные события (remote memory). До настоящего времени не установлены причины столь частого обращения пожилых людей к давно минувшим событиям: вызвано ли это тем, что эти события лучше запомнились, или причиной являются особенности психологических процессов, как, к примеру, потребность перебирать наиболее важные для становления человека события прошлого. Данные исследований памяти на события прошлого показали, что эффективность воспроизведения информации у пожилых снижается тем значительнее, чем дальше в прошлом находятся вспоминаемые события. Это противоречит распространенному мнению. Однако память на имена и лица давних одноклассников или планировку улицы, на которой человек когда-то жил, остается хорошей (Рооп, 1985). Факт, что пожилые люди часто в мельчайших деталях помнят весьма отдаленные события, частично объясняется тем, что эти события имеют большую эмоциональную значимость, тщательно отобраны из множества других событий (например, день свадьбы), а также многократно вспоминались и обсуждались. Такие воспоминания практически стали частью семантической памяти личности и всей накопленной информации об окружающем мире.
Fromholt и Larsen (1991) в рамках обширного исследования памяти на отдаленные события изучали автобиографические воспоминания пожилых людей, страдающих болезнью Альцгеймера (см. рис. 3.8, стр. 59). По их данным, обследуемые хорошо воспроизводили события раннего периода жизни, хуже — события среднего периода и лучше вспоминали недавние «отдаленные» события. Такие особенности полученных результатов исследователи объясняли значимостью ранних воспоминаний, что обсуждалось выше. Они также полагали, что жизнь человека среднего возраста относительно стабильна и значительные события происходят нечасто. Для людей пожилого и старческого возраста значимость происходящих событий и воспоминаний о них снова возрастает, но часто с негативной эмоциональной окраской (например, воспоминания о смерти близких родственников или друзей).
Возрастные различия в удержании в памяти приобретенных знаний невелики, о чем свидетельствуют данные о том, что словарный запас у людей разного возраста относительно сохранен, за исключением очень старых людей, у которых он резко сокращен (Рооп et al., 1992). По результатам некоторых исследований отмечается возрастание общей осведомленности человека от юношеского до среднего возраста с ее выравниванием в позднем возрасте (Lachman and Lachman, 1980). Так и Perlmutter (1978) показал, что память на фактические знания у пожилых людей хорошая, однако у них грубо нарушена долговременная память.