Психоаналитический психотерапевт - концепция психотерапии - психиатрия позднего возраста
Видео: Понять. Простить. "Призрак папы" 18.08.2006
Видео: Психология
Концепция психотерапии с лицами позднего возраста
Практические аспекты
Работа терапевта основана на здоровых психоаналитических принципах, но ригидно придерживаться ортодоксальной техники в лечении больных позднего возраста не всегда возможно.
Психотерапевт должен учитывать как внешние, так и интрапсихические факторы. Активность пациента ограничена вследствие замедления моторики и постепенного ухудшения физического состояния. Эти реальные аспекты нельзя игнорировать. Вот два простых примера: терапевту иногда придется помочь пациенту сойти с инвалидной коляски или установить слуховой аппарат больному со сниженным слухом.
Прикосновение к пожилому больному связано, как правило, лишь с его физическими нуждами — умывание, одевание. Отсутствие ласкового прикосновения укрепляет убеждение больного в том, что его тело вызывает отвращение как у него, так и у других. Пожатие протянутой руки или прикосновение к деформированному артритом колену может быть частью терапевтического контракта, уверяющего пациентку в том, что ее тело все еще чего-то стоит. Терапевту должно быть ясно, что этот физический контакт служит целям терапии, а не удовлетворению его личных потребностей.
Конфиденциальность
Конфиденциальность важна для всех пациентов независимо от возраста, но в обстановке гериатрического отделения обмен информацией с другими специалистами является необходимым. Помимо оказания помощи больному, это помогает снять ауру таинственности, окружающую психотерапевта при отсутствии его общения с другими членами бригады. Загадочного терапевта можно идеализировать, но более вероятно, что он станет мишенью параноидных проекций группы и от него избавятся.
Время
Время больного. Трудно найти время, чтобы проводить психотерапию так долго, как это может понадобиться. Martindale (1989) отмечает, что некоторые больные хотят, чтобы кто-то или, возможно, целое медицинское учреждение были постоянно в его распоряжении. С другой стороны, знание о том, что время ограничено, может способствовать сосредоточению, и многое может тогда быть достигнуто за короткий период (Nemiroff & Colarusso, 1985).
Время терапевта. Пожилым пациентам нужно больше времени, чтобы высказаться. Они медленно говорят, им может быть трудно подыскивать слова или услышать обращенную к ним речь.
Больной может придти слишком рано или опоздать на сеанс, он может захотеть продлить его или закончить раньше времени. Знание пациента о том, что для него всегда найдется время, само по себе оказывает терапевтический эффект.
Терапевт
Когда врач начинает психотерапевтичеескую работу с пожилым больным, он, может быть впервые, сталкивается с собственным страхом возможной инвалидности и реальностью своей смерти. Это — пугающее переживание. Терапевт использует механизмы психологической защиты, сходные с описанными у больных. Эти (неосознаваемые) механизмы и отрицание вредят работе *.
Мотивы. Психотерапия лиц позднего возраста трудна и болезненна. Многого нельзя сделать. Неудачи являются обычным делом. Хотя мы и признаем альтруистические мотивы, стоит обратить внимание на некоторые другие неосознаваемые причины интереса психотерапевта к пожилым людям, поскольку они могут неожиданным образом повлиять на работу. У терапевта могут быть неразрешенные конфликты со своими родителями. Терапевт среднего возраста польщен разницей между собой и больным. За мыслью: «По крайней мере, я не такой, как он» следует другая, менее утешительная — «но, наверное, буду?»
Предрассудки по отношению к возрасту. Добропорядочному психотерапевту может быть трудно признать, что он сам имеет предубеждение относительно лиц пожилого возраста (Katz, 1990, с. 19-20).
Проективная идентификация
В 1957 году (см. Klein, 1984) Klein впервые описала проективную идентификацию как примитивный психологический механизм, мобилизуемый для защиты от душевной боли. Отвергаемые компоненты собственной психики проецируются одним лицом — пациентом на другого — терапевта. От таких неприятных чувств, как гнев, тревога в связи с беспомощностью, зависимостью и смертью, избавляются, приписывая их терапевту. Он ощущает их в противопереносе.
1 Для того чтобы справиться с подобными трудностями, необходима психоаналитическая супервизия (см. ниже).
Перенос и противоперенос
В разное время пациент воспринимает терапевта то как отца или деда, то как сына или внука, любимого человека или авторитарную фигуру. Перенос меняется быстро, и для терапевта трудно определить, кто представлен в каждый данный момент. Когда психотерапевт кажется преследователем, проекция сильна и он может оказаться неспособным отделаться от мысли о том, что действительно преследует больного (что может иметь место на самом деле). Ни один, даже опытный, терапевт не сможет понять ощущаемые им ярость, страх, вину и беспомощность или дифференцировать собственные чувства от проекций больного без психоаналитической супервизии или учебного анализа (см. ниже).