Беседа с человеком, предоставляющим информацию о пациенте - психиатрия позднего возраста
Такая беседа предназначена как для расспроса о пациенте, так и для выяснения вопросов относительно самого человека, предоставляющего информацию. Когда этот человек ведет уход за пациентом и находится в явном напряжении, то лучше всего начать беседу с вопроса о его трудностях и отношении к своим обязанностям. И лишь потом, когда он, ВОЗможно, частично излил свою тревогу или горечь и уверился, что его точка зрения оценена, беседу следует продолжить, собирая сведения о пациенте. (Тема об осуществляющих уход и о той нагрузке, которую они несут, детально затронута в главе 24.)
В приведенном ниже изложении мы сначала остановимся на вопросах, относящихся к пациенту, а затем вернемся к предоставляющему информацию человеку, который одновременно осуществляет уход за пациентом.
Из сообщенных пациентом фактов прошлого нужно проверить следующие аспекты:
- начало и развитие настоящего заболевания (или настоящей проблемы);
- анамнез пациента и особенно любые предыдущие эпизоды болезни, их течение и развитие;
- личность в преморбиде и способности пациента справляться с трудностями (по возможности, с конкретными деталями, а не в форме обобщающего мнения);
- структура семьи, социальные контакты пациента на сегодняшний день, прочность взаимоотношений и связанные с ними стрессы;
- подробности настоящей симптоматики глазами человека, предоставляющего информацию, и любые изменения в поведении;
- лекарственная терапия в настоящее время, причины ее назначения и эффекты (помогает или вредит).
Человека, предоставляющего информацию, необходимо расспросить относительно:
- способности больного обслуживать себя в различных сферах жизни (осуществление покупок, ведение денежных дел, приготовление пищи, уборка жилья, умывание и одевание и пр.) и помощи, требующейся там, где он не может справляться самостоятельно;
- любых форм поведения, приводящих к особенным трудностям (например, об агрессивности или тревожной назойливости);
- уже организованной помощи, как неофициальной, так и организованной государственными службами или частными агентствами;
- любых планов на будущее, которые только рассматриваются или уже начали выполняться.
Это охватывает широкий круг информации и необходимо отвести достаточно времени для комфортной и неторопливой, беседы. Времени потребуется тем больше, чем дольше предоставляющий информацию человек знает пациента и чем ближе у них отношения. Супруги обычно давно знакомы и близки, но и участвовать в беседе они зачастую могут совместно. Вместе с тем взрослый ребенок, выполняющий основные функции по уходу за пациентом, имеет свои собственные эмоциональные потребности, которые не всегда совпадают с эмоциональным отношением к необходимости вести уход за пациентом и часто находятся в противоречии с ним. Такому человеку надо уделить больше времени и внимания.
При сборе подобной информации могут помочь стандартные опросники. Они включены во многие исследовательские шкалы, упоминавшиеся выше (например, «КЭМДЕКС», ГСИПС, ВООН). Существуют также опросники, имеющие специфическую нацеленность, например, на поведенческие способности и проблемы (Pattie and Gilleard, 1979: Поведенческая шкала САРЕ / CAPE Behavioural Rating Scale) или на когнитивные функции (Jorm and Jacomb, 1989). Как и при вопросах, задаваемых непосредственно пациенту, основную информативную ценность при использовании опросников и шкал представляет собой не столько показатель в баллах, сколько детальное описание способностей и инвалидизирующих проявлений у пациента.
Теперь обратимся к тому аспекту беседу, который касается самого человека, ухаживающего за больным. О важности такой беседы для установления взаимоотношений с ним и закладки основ будущей помощи и поддержки пациенту говорилось выше.
Специальный расспрос должен касаться следующего:
- история взаимоотношений с пациентом;
- в какой мере он вовлечен в оказание практической помощи, эмоциональную поддержку, совместное времяпрепровождение, может ли давать советы и выполняет ли организационные задачи (например, по координации помощи из разных источников, помогает ли сам или находит замену в тех случаях, когда срывается договоренность о помощи);
- насколько охотно или вынужденно он начал помогать пациенту;
- предвидел ли он окончание своих обязанностей, когда брал их на себя, и ищет ли возможности завершить их сейчас;
- стрессы во взаимоотношениях с пациентом;
- другие взаимоотношения и обязанности, в которые вовлечен информант;
- степень напряжения, в котором он находится, и его собственное здоровье;
- его собственное понимание заболевания пациента и ситуации вокруг нее;
- его мнение о том, что нужно делать и кто в какой мере выполняет свои обязанности;
- чего ждет от врача и что врач может или должен сделать.
Ведущему расспрос нужно понять все это не только из-за практического намерения помочь человеку, ухаживающему за пациентом, но также и потому, что та «объективная» информация, которую он сообщает о пациенте, сильно окрашена чувствами я убеждениями его самого относительно причины настоящей болезни и того, что нужно сделать для ее облегчения. Поэтому информацию о пациенте нужно интерпретировать в свете всего, что известно о человеке, предоставляющем эту информацию.
То же самое, только в меньшей степени, относится и к другим людям, которые взаимодействуют с пациентом менее интенсивно. Все они будут иметь собственную точку зрения и свои интересы в решении проблемы, а потому их информация будет преподнесена соответствующим образом.