Скрининговые тесты - психиатрия позднего возраста
В средневековой Британии в 1392 году по Ргеrogativa Regis (документ королевской власти, позднее принятый в качестве закона) были созданы трибуналы для оценки нарушений когнитивных функций, чтобы человеку с таким нарушениями обеспечить защиту и предоставить ему помощь в управлении финансовыми делами (Tomlins, 1822).
Таблица 13.1. Психометрические тесты для оценки когнитивных функций у пожилых
Название теста | Автор | Страна | Функции | |||
Шкала оценки болезни Альцгеймера (AlzheimerDisease Assessment Scale — ADAS) | Rosen (1984) | США | Т | |||
Амстердамский тест для скринингадеменции (Amsterdam Dementia Screening Test — ADS) | De Jonghe(1994) | Голландия | С | |||
Тест концентрации для пожилоговозраста (Alters Konzentrations (1993) Test —АКТ) | Geiger-Kabisch | Германия | СК | |||
Шкала поведенческого дисконтроля (BehaviourDyscontrol Scale — BDS) | Grigsby (1992) | Великобритания | СК | |||
Батарея для оценки деменции (Batteriedevaluation de la Demence — BED) | Signoret (1982) | Франция | Д | |||
Поведенческая и эмоциональнаядеятельность при деменции (Behavioral and Emotional Activities in Dementia) | Sinha (1992) | США | т,к | |||
Инструмент для скринингакогнитивных способностей (Cognitive Abilities Screening Instrument — С AS I) | Lui (1994) | Китай | С | |||
Канберрское интервью для пожилых (CanberraInterview for the Elderly — CIE) | Henderson (1994) | Австралия | д | |||
Клинический перечень (Clinical CheckList) | Hare (1978) | Великобритания | с | |||
Тест по рисованию часов (Clock DrawingTest — CDT) | Ainslie (1993) | США | с | |||
Кэмбриджский тест контекстуальногочтения (Cambrige Contextual Reading Test — CCRT) | Beardsall (1994) | Великобритания | п | |||
Тест когнитивной деятельности (CognitivePerformance Test — CPT) | Bums (1994) | США | к | |||
Нейропсихологическая батарея CERAD | Welsh (1991) | США | д | |||
Когнитивный скрининговый тест (CognitiveScreening Test — CST) | Ponds(1992) | Г олландия | с | |||
Компьютеризированная батареянейропсихологических тестов (Computerized Neuropsychol.Test Battery — CNTB) | VerofF (1991) | США | к | |||
Оценочная шкала Clifton (CliftonAssessment Scale — CAPE) | Clarke (1991) | Великобритания | к | |||
Кэмбриджская схема выявленияпсихических расстройств (Cam-bridge Exam, for Mental Disoders — CAMDEX) | Roth (1988) | Великобритания | К,д | |||
CAMDEX-N (Голландский вариант) | Neri (1994) | Великобритания | К,д | |||
Шкала оценки деменции (DementiaRating Scale — DRS) | Rosser (1994) | Великобритания | К,д | |||
Структурированное интервью длядиагностики деменций альцгеймеровского и мультиинфарктного типов (Structural Interviewfor the Diagnosis of Alzheimer&rsquo-s type and multi-infarct dementias — ENEDAM) | Morinigo (1990) | Испания | д | |||
Наблюдение за ухудшениемкогнитивных функций (Deterioration Cognitive Observee — DECO) | Ritchie (1992) | Франция | с | |||
Восточнобостонский тест памяти (EastBoston Memory Test — EBMT) | Albert (1991) | США | С, К | |||
Когнитивная оценка с помощьюкомпьютера (Evaluation Cognitive par Ordinateur — ECO) | Ritchie (1993a) | Франция | ск,д | |||
Расширенная шкала деменции (ExtendedScale for Dementia — ESD) | Helmes (1992) | Канада | К,д | |||
Стадийный тест функциональной оценки(Functional Assessment Staging Test — FAST) | Sclan (1992) | США | ск | |||
Gedragsobservatieschool-genatrie(GOS-G) | Gorissen (1994) | Нидерланды | д | |||
Расширенное структурированноеинтервью для диагностики деменции Guy (Guy Advanced Dementia Schedule — Guy-ADS) | Ward (1993) | Великобритания | д,с | |||
Шкала глобального снижения (GlobalDeterioration Scale — GDS) | Eidorfer (1992) | США | Д,С | |||
Иерархическая шкала деменции (HierarchicDementia Scale — HDS) | Ronnberg (1994) | Швеция | Д,с | |||
Шкала деменции Hasegawa (HasegawaDementia Scale — HDS) | Gao(1991) | Китай | с | |||
Тест Hodkinson | Qureshi (1974) | Великобритания | д,к,с | |||
Сокращенный тест психическихфункций Hodkinson (Hodkinson Abreviated Mental test) | Rocca (1992) | Италия | к, с | |||
Опросник для информанта окогнитивном снижении у людей позднего возраста (Informant questionnaire on cognitivedecline in the elderly — IQCODE) | Jorm(1991) | Австралия | д,с | |||
Айовский скрининговый тест (Iowa ScreeningTest) | Eslinger (1985) | США | с, ск | |||
Когнитивная карта Kew (Kew CognitiveMap) | McDonald (1969) | Великобритания | с | |||
Лондонская геронтопсихиатрическаяоценочная шкала (London Psychogenatnc rating Scale — LPRS) | Reid (1991) | Великобритания | ск | |||
Оценочная шкала деменции Mattis | Coblentz (1973) | Великобритания | с | |||
Опросник психического состояния (MentalStatus Questionnaire — MSQ) | Kahn (1960) | США | с | |||
Назване теста | Автор | Страна | Функции | |||
Мини-схема исследования психическогостатуса (Mini-Mental State Examination — MMSE) | Folstein (1975) | США | С | |||
Тест мини-объектов (Mini-Object Test) | Still (1983) | США | С | |||
N-ADL | Nishimura (1993) | Япония | К | |||
Шкала NM | Nishimura (1993) | Япония | К | |||
Медсестринская шкала наблюдения загериатрическими пациентами (Nurse&rsquo-s Observation Scale for Geriatric hftients(NOSGER) | Tremmel (1993) | Великобритания | д,к | |||
Nunberg Alters Intentar (NAT) | Pek (1991) | Венгрия | к,т | |||
Национальный тест образованности длявзрослых (National Adult Reading Test (NART) | Nelson (1982) | Великобритания | К,д | |||
Нейропсихиатрический перечень (NeuropsychiatricInventory—NPI) | Cummings (1994) | США | д | |||
Геронтопсихиатрическое наблюдение (ObservationPsycho Geriatrics — OPG) | Duine (1991) | Г олландия | к | |||
Качественная оценка деменции (QualitativeEvaluation of Dementia—QED) | Royall (1994) | США | к | |||
Усовершенствованная оценочная шкала ADL (RefinedADL Assessment Scale — R-ADL) | Tappen(1994) | США | К,д | |||
Краткий портативный опросник психическогосостояния (Short Portable Mental Status Questionnaire — SPMSQ) | Pfeiffer (1975) | США Видео: Беременность после 40. Слезы. Диагноз из пальца. Амнеоцентез. | с,к | |||
Краткий тест синдромов (Syndrom Kurztest —SKT) | Kim(1993) | Г ермания | к,т | |||
Батарея для оценки выраженных нарушений (SevereImpairment Battery — SIB) | Panisset (1992) | Франция | к | |||
Структурированное интервью для диагностикидеменции альцгеймеровского типа, мультиинфарктной деменции и деменций другойэтиологии (Structured Interview for the diagnosis of dementia of Alzheimer Type,MultiInfarct Dementia and dementias of other etiology — SID AM) | Zaudig(1992) | Г ермания | д | |||
Структурированная оценка навыков независимойжизни (Structu-red Assessment of Independent Living Skills — SAILS) | Mahurin (1991) | США | к | |||
Оценка психического состояния по телефону (TelephoneAssessed Mental State —TAMS) | Lanska (1993) | США | д,с | |||
Шкала для оценки доставляющегобеспокойство поведения (Troublesome Behaviour Scale — TBS) | Asada (1994) | Япония | д |
Интересно отметить, что такое освидетельствование заключалось в вопросах к индивидууму относительно его ориентировки во времени и в пространстве, памяти, счета и способности к суждениям. Содержание оценки, по существу поразительно напоминает многие скрининговые тесты деменции, которые используются сейчас. В табл. 13.1 отмечены многие из этих тестов, а более расширенный обзор их можно найти у Israel et al. (1986) и Ritchie (1988).
Скрининговые тесты для определения нарушений когнитивных функций у людей позднего возраста в целом можно разделить на три категории:
- краткие схемы исследования психического состояния, содержащие вопросы в отношении ориентировки, памяти и суждений пациента- например, Мини-схема исследования психического состояния (Folstein et al, 1975), Опросник психического состояния (Kahn et al, 1960), Когнитивная карта Kew (McDonald, 1969) и Сокращенный тест психических функций (Qureshi & Hodkinson,
1974); - сокращенные варианты нейропсихологических батарей тестов, разработанных с целью изучения специфических когнитивных функций, о которых известно, что они нарушаются при развитии деменции- например, Айовская батарея (Eslinger et al, 1985);
- тесты, выполняемые информантами, для определения степени снижения когнитивных функций путем сравнения с преморбидным уровнем- например, опросник для доверенного лица из Шкалы Blessed (Blessed et al., 1968), DECO (Ritchie & Fuhrer, 1992, 1994, 1996), IQCODE (Jorm & Korten, 1988) и семейное интервью CAMDEX (Roth et al, 1988).
Предпочтение обычно отдают тестам из первой категории из-за их высокой внешней валидности, хотя тесты из двух других категорий проявляют такие же дискриминативные возможности. Методы с привлечением к исследованию информантов для скрининга когнитивных нарушений начали использовать относительно недавно. Несмотря на то, что обычно отчет информанта рассматривается лишь как дополнение к клиническому обследованию, в нескольких исследованиях было показано, что дискриминативная ценность опроса информанта для скрининга когнитивных нарушений является столь же высокой, как и непосредственное обследование пожилого человека, а влияние уровня образования субъекта на результаты тестирования меньше (Jorm & Korten, 1988- Ritchie & Fuhner, 1992, 1996). Кроме того, создается впечатление, что результаты применения методов с привлечением информантов не подвержены влиянию госпитализации (Ritchie & Fuhrer, 1992).
Исследования скрининговых тестов с использованием контрольных групп обычно построены так, что включают в одинаковом соотношении лиц с изучаемыми расстройствами и без таковых: с одной стороны, здоровых субъектов, у которых не обнаружены признаки болезни, а с другой — пациентов с относительно отчетливыми когнитивными нарушениями. В таких обстоятельствах большинство скрининговых тестов проявляют весьма высокую способность к различению. Неудивительно, что достоверность этих же самых тестов резко снижается, когда они используются в обычных условиях. Это происходит частично потому, что распространенность когнитивных нарушений среди населения значительно ниже, чем в контрольных группах, а частично в связи с тем, что выраженность когнитивных нарушений среди населения часто не столь велика. Вследствие этого снижаются прогностическая ценность положительного и отрицательного результатов (то есть число случаев с определяемыми нарушениями и без них, выявленных с помощью данного инструмента и подтвержденных данными клинического обследования). Вгаупе & Calloway (1991) показали, например, что прогностическая ценность положительного результата Мини-схемы исследования психического состояния снижается с 89%, когда соотношение людей с нарушениями и без них равно 1:10, до 59%, когда это соотношение равно 1:50. Подобно этому Ritchie & Fuhrer (1996) установили, что способность опросников для информантов к различению «случая» и «неслучая» снижалась с 90% в исследовании «случай — контроль» до 79% в исследовании, выполненном при обследовании лиц по месту их проживания. Weinstein & Fineberg (1980) обратили внимание на то, что эту трудность можно в значительной степени преодолеть путем изменения точки разделения скринингового теста в соответствии с ожидаемой распространенностью заболевания в исследуемой популяции. Так, Ritchie & Fuhrer (1996) обнаружили, что в исследовании, проводимом по месту проживания людей, снижение порогового уровня в опроснике для информантов привело к увеличению его разграничивающей способности на 10%.