Болезнь крейтцфельдта-якоба - психиатрия позднего возраста
Болезнь Крейтцфельдта-Якоба (БКЯ) очень редко бывает причиной быстро развивающейся деменции. Иногда проявляется у пожилых, но более характерна для людей пятого-шестого десятка лет жизни. В некоторых случаях болезнь накапливается в семьях (возможно, менее 10%). Большинство заболевших умирают в течение 6-12 месяцев после появления симптомов болезни. Неврологические нарушения, в частности атаксия, часто дополняют деменцию.
На аутопсии мозг невооруженным глазом обычно воспринимается нормальным. Под микроскопом находят характерные губчатые или вакуольные изменения в нейропиле серого вещества, особенно к коре мозга и мозжечка (рис. 5.24). Вакуоли диаметром 50-200 видны в отростках нервных клеток. Сопровождают такие изменения исчезновение клеток и реактивный астроцитоз в тех же местах.
Подобные патологические изменения мозга напоминают таковые у животных со спонгиоформными (губчатыми) энцефалопатиями, такими как «скрэпи» (scrapie) у овец и бычья спонгиоформная (губчатая) энцефалопатия (БСЭ). Этими болезнями в экспериментальных условиях можно заразить лабораторных животных. Сходные симптомы у них развиваются через месяцы или годы после интрацеребрального введения гомогенатов пораженного мозга. У заразного агента «скрэпи», наиболее изученной спонгиоформной энцефалопатии, несколько необычных свойств: он устойчив к обычным агентам, инактивирующим бактерии и вирусы, не вызывает иммунного ответа и не имеет хорошо сформированной ультраструктуры.
Рис. 5.24. Строение коры мозга страдавшего болезнью Крейтцфельдта-Якоба под малым увеличением (х 100). Отмечаются исчезновение нейропиля, губчатый вид очагов, особенно некоторых, в частности в слое 2 (стрелка). Значительно уменьшено число больших нейронов, из которых уцелели лишь немногие, реактивный астроцитоз. Окраска гематоксилином и эозином
В этом агенте не была определенно обнаружена нуклеиновая кислота, а высокозаразная фракция гомогенатов мозга, как выяснилось, в основном состоит из белка. Исходя из этого наблюдения предположили, что агент сам по себе может быть белком, названным прионовым, аминокислотная последовательность которого идентична последовательности в нормальном и совершенно безвредном белке клеточной мембраны (De Armond and Prusiner, 1995). Важное различие между этими белками заключается в том, что только «болезненный» вариант устойчив к воздействию определенных клеточных протеаз и имеет тенденцию к полимеризации с формированием мельчайших амилоидных фибрилл. Ведутся активные исследования с целью определения других свойств прионов и их нормальных клеточных «двойников».
Есть и другие болезни у людей, связанные с болезнью Крейтцфельдта-Якоба: болезнь Куру — теперь почти не выявляемая мозжечковая дегенерация у представителей отдаленного племени в Папуа, Новой Гвинее, и наследственный синдром Герстмана-Штросслера (Gerstmann-Straussler), в котором мозжечковая атаксия — наиболее заметный клинический признак. У страдавших этой болезнью в мозге находят амилоидные бляшки, содержащие антиген прионового белка. Вследствие нарушенного генетического кодирования клеточного белка, похожего на прион, образуется белок с аномальной последовательностью аминокислот.
Возможно, в дальнейшем обнаружат другие болезни людей, вызываемые прионовыми белками.