Решение задач и творчество - психиатрия позднего возраста
С одной точки зрения интеллект — это функция, позволяющая человеку решать практические задачи и проблемы творчески и гибко. Это определение вместе с представлением о творчестве, возможно, ближе к «непрофессиональному» пониманию интеллекта, чем, например, тесты знаний или языковых способностей. Такому типу интеллекта давались различные названия, в том числе «способность решать повседневные проблемы» (Cornelius and Caspi, 1987) и «практический интеллект» (Sternberg and Wagner, 1986). Вопрос заключается в том, насколько хороши такого рода интеллектуальные способности пожилых людей?
Различные исследователи использовали для определения интеллекта задания, похожие на повседневные проблемы. Например, задание с починкой радиоприемника, разработанное Bemadelli и описанное Welford (1958). Каждому субъекту давали приемник с шестью выходами. Задача заключалась в том, чтобы определить назначение каждого выхода по схеме с использованием омметра. Оказалось, что люди старшего возраста делали больше проб, чем более молодые, и несколько раз повторяли измерения. Если это называть решением проблем, то из этого следует, что старшие субъекты менее склонны абстрагировать значение результатов своих измерений и у них чаще бывают ошибки памяти.
В рамках такого подхода Denney и Denney (1982) использовали версию игры «двадцать вопросов», чтобы выяснить, насколько быстро люди старшего возраста могут принимать решения. В одном исследовании они предлагали испытуемым определить обыкновенный предмет, задавая экспериментатору вопросы, на которые тот мог отвечать только «да» или «нет». Denney и Denney обнаружили, что пожилые люди менее эффективно задавали вопросы, ограничивающие варианты (например, вначале — более общие вопросы). Результат этого исследования вновь свидетельствует о том, что люди старшего возраста менее успешны в выборе стратегий для решения задач и им требуется больше времени, чтобы прийти к правильному решению.
Результаты этих исследований соответствуют общей картине изменений психических функций с возрастом, когда по тестам определяется снижение дивергентного мышления или затруднения в решении проблем параллельно с общими изменениями интеллекта (McCrae et al, 1987).
Rabbitt (1977), и Salthouse (1990) заметили явный контраст между сохранной способностью пожилых людей справляться с проблемами в своей повседневной жизни и неважными результатами выполнения ими лабораторных заданий, как и тех, что описаны выше. Были выдвинуты различные объяснения этого парадокса. Одно из них относится к тому факту, что повседневная рассудительность, до определенного предела, основывается на опыте или, другими словами, — на знаниях в определенной области, будь то в плане известных действий или фактических знаний (Kuhn, 1991). Пожилые люди имеют опыт в отдельных сферах деятельности, который долго накапливался и обеспечивает основу для решения отдельных проблем (Cattell, 1971- Horn and Hofer, 1992). Опыт позволяет им хорошо действовать в знакомой ситуации, особенно если деятельность, а следовательно, и принимаемые решения в большинстве рутинны и предсказуемы. Поэтому предполагают, что особенности различий в возрастных когортах будут оставаться стабильными при соответствующей социальной и культуральной поддержке (Marsiske and Willis, 1995). Кроме того, деятельность по решению задач и проблем в отдельной сфере (например, политической проблемы в местном отделении консервативной ассоциации) может продолжаться, и такого рода упражнения и продолжающееся обучение будут смягчать возрастное снижение гибкости мышления (Denney, 1989). Однако в исследованиях с применением разработанных для взрослых людей тестов не получены результаты, однозначно подтверждающие такие предположения (Smith and Baltes, 1990- Staudinger et al., 1992). Но это может быть потому, что сложно адаптировать тест для определенной сферы знаний индивида. Например, Marsiske и Willis (1995) сообщили о различиях в изменениях способностей пожилых людей в зависимости от того, какая из повседневных задач была им дана для решения.
Творчество
Часто замечали, что люди могут оставаться весьма активными до глубокой старости. В некоторых сферах деятельности их творческий вклад остается очень значительным. Например, многие композиторы и художники создали свои самые зрелые и творческие работы будучи пожилыми. В нескольких классических исследованиях Lehman (1956, 1962) зафиксирована творческая активность людей таких областях, как история, литература, философия, естественные науки и инженерное дело, в разные периоды жизни. Lehman сообщил о возрастных пиках достижений в различных дисциплинах: наибольший вклад в естественные науки и математику был в начале четвертого десятка жизни, между тем как у деятелей искусства продуктивность была максимальной на пятом-шестом десятке. Важное наблюдение Lehman заключалось в том, что количество творческой продукции тесно коррелировало с качеством работы человека. Это способствовало возникновению понятия интеллектуальной мощи: у человека пик творчества наблюдается тогда, когда тот больше всего работает.
Примером пика творчества, или творческого вклада, является игра шахматистов высшего разряда. Шахматы — это игра, в которой необходимо владеть навыками решения проблем par excellence, вместе с превосходным мышлением и тщательным планированием стратегий. Более того, правила игры в шахматы статичны, поэтому можно сравнивать игру шахматистов разных поколений. Е1о (1965) сравнил качество игры великих шахматистов с 1885 по 1963 год, проследив развитие каждого из них. Он обнаружил, что пик шахматной карьеры приходился на 36 лет, хотя качество игры в 63 года не отличалось от такового в 21 год.
Часто высказывается мнение, что возможности памяти имеют решающее значение для способности находить правильные решения задач, что возрастные изменения определяются неспособностью человека прослеживать недавние или запланированные ходы. Chamess (1981, 1983) сделал это непосредственным объектом изучения, исследуя ординарных, но в то же время опытных игроков. Перед испытуемыми была поставлена следующая задача: выбрать наилучший ход при определенной позиции на шахматной доске. После нескольких попыток он предлагал участникам тест на запоминание позиций в игре. Chamess обнаружил, что результаты теста на запоминание коррелировали с качеством решения шахматных задач, а более пожилые игроки хуже воспроизводили запоминаемый материал.
Критики работы Lehman указывали на тот факт, что продуктивность человека ограничивается продолжительностью его жизни. Иными словами, люди, прожившие короткую жизнь, могут внести свой вклад только в начале жизни. Это искажает общую модель. Вдобавок индивиды, сделавшие основной вклад в начале своей карьеры, выглядят менее продуктивными позднее, хотя качество их работы остается прежним. Также вполне возможно, что играет роль мотивационный фактор. У пожилых людей меньше мотивов производить больше и лучше. Однако вряд ли этот фактор является единственным, так как трудно найти подтверждение тому, что у историков среднего возраста мотивация выше, чем у математиков. (Для более детального обсуждения см. Botwinick, 1984.)
Видео: КРАСНЫЕ ЛИНИИ
Скорость обработки информации
Изречение «по мере того, как вы становитесь старше, вы делаете все медленнее» относится не только к физической активности, но и к решению когнитивных задач. Широко распространено мнение, что время реакции человека увеличивается с возрастом. Это мнение вытекает из результатов экспериментальных исследований. Есть убедительные свидетельства замедления реакции человека, но индивидуальные различия в скорости реакции таковы, что некоторые пожилые выполняют задания быстрее, чем молодые люди. Например, Rabbitt (1982) проверил время реакции у 1800 человек от 20 до 80 лет и обнаружил, что около 10% самых пожилых выполняли задания, по крайней мере, с той же скоростью и точностью, что и молодые субъекты.
Чтобы установить, является ли замедление результатом снижения центральных когнитивных процессов, сравнивают в основном временные показатели простых и сложных реакций. Для определения времени простой реакции человек должен нажать одну кнопку при появлении визуального сигнала. Для оценки времени сложной реакции предъявляют сигналы нескольких видов с выбором ответа.
Старение, видимо, связано с замедлением центральной обработки информации (Cerella et al, 1980- Salthouse and Somberg, 1982- Cerella, 1991). Однако это сложно проверить с применением статистических методов, так как трудно сравнивать различные экспериментальные условия, когда пожилые люди вообще действуют более медленно. Для решения этой проблемы были адаптированы различные статистические методы, например схемы Brinley и методики регрессионного анализа, с помощью которых получены результаты, подтверждающие гипотезу общего когнитивного замедления (Myerson et al., 1994). Также есть свидетельства, что с возрастом смещается вверх все распределение времени реакции (Salthouse, 1993).
Важный фактор, влияющий на скорость обработки информации, это время подготовки — период между подачей сигнала «внимание» и самого стимула. Люди старшего возраста менее способны к ожиданию и поддержанию состояния готовности в течение этого периода (Thompson and Nowlin, 1973). Более того, было показано, что при решении сравнительно несложных задач, таких как время реакции выбора (choice reaction time — CRT), когда субъект должен выбрать ответ на определенный стимул, люди старшего возраста менее способны оптимально приспосабливать свою стратегию к решению задачи. Пожилые люди, похоже, более пассивно следуют за стимулами, нежели гибко, активно контролируют обработку информации (Rabbitt and Vyas, 1980).
Связь между темпом деятельности и состоянием здоровья была установлена в нескольких исследованиях пожилых людей. Например, Abrahams и Birren (1973) обнаружили, что люди, поведенчески предрасположенные к сердечным заболеваниям (личности типа А), медленнее реагировали на стимулы. Установлена также связь между сердечно-сосудистыми болезнями в анамнезе и временем простой реакции обследованных (Light, 1978).