Семейная терапия - психиатрия позднего возраста
Видео: Семья. Дети. Семейная психотерапия
Видео: Понять. Простить (2013 год)
16 Семейная терапия в семьях пожилых людей
Введение
Видео: Беременность после сорока! Все за и против. Перинатальная психотерапия
*Некоторые клинические материалы в этой главе были опубликованы автором в «Учебнике психотерапии в психиатрической практике» (Textbook of psychotherapy in psychiatric practice, ed. J.Holmes, Churchill Livingstone- Edinburgh, 1991, pp. 469-87). Приведены с любезного разрешения издателя.Службы семейной терапии для пожилых людей и их родственников появились сравнительно недавно. Клиническое осознание крайней важности семей для психического и физического здоровья пожилых людей медленно приходило к семейным терапевтам (Gilleard et al., 1992). Чтобы создать службы семейной терапии для пожилых, нужно преодолеть значительные профессиональные барьеры. В обзорной статье Flori (1989) отметил, что возраст пациентов отрицательно коррелирует с вероятностью их участия в семейной терапии. Тем не менее в последнее десятилетие интерес к работе с пожилыми людьми и их семьями увеличивается наряду с устойчивым увеличением количества статей и книг на эту тему (Neidhardt & Allen, 1993- Richardson et al., 1994). В этой главе рассматривается развитие системной семейной терапии, основные указания по оценке семей, особенности методов специфической семейной терапии, которые можно использовать в работе с пожилыми людьми и их семьями при выявлении психологических проблем или психических болезней.
Развитие системной семейной терапии
Термин «семейная терапия» немного неудачный и стал несколько неподходящим по двум причинам: во-первых, потому что понятие «семья» открыто для многих интерпретаций и нападок, во-вторых, потому что термин «терапия» может быть совершенно неприменим к семье. Jones (1993) обращает внимание на то, что термин «семья» часто употребляется для обозначения семьи, состоящей из двух здоровых гетеросексуальных родителей с двумя детьми и двумя домашними животными, мужчиной-кормильцем и женщиной-домохозяйкой, иногда и с любящими родителями отца или матери, которые время от времени привносят в семью утешение. Конечно, такая картина несправедливо приписывает патологическую природу другим семейным формам, например парам мужчин-гомосексуалистов или женщин лесбиянок, родителям-одиночкам, бездетным парам, не состоящим в браке пожилым людям. Между тем, поскольку теперь в нашей культуре сложилось много различных форм отношений с характером обязательства, нет необходимости иметь традиционную семью для семейной терапии, любая форма взаимоотношений может стать основой для нее. Что касается термина «терапия», то он подразумевает заболевание или дисфункцию, требующие лечения, и поэтому некоторыми клиентами может восприниматься как неуместный.
Несмотря на эти ограничения термин «семейная терапия» продолжает использоваться. В психологических подходах он применим в отношении как концептуальной структуры, так и терапевтической модальности. Важно различать семейную терапию как специфический метод психологического лечебного воздействия и семейную терапию как способ концептуализации психологических и психосоциальных нарушений. Последний, под названием «думающие семьи» или даже «думающие системы», — важная основа для каждого клинициста, участвующего в оценке больного, семьи и социальных условий их жизни.
Значительный толчок к развитию семейной терапии был дан группой исследователей и клиницистов, руководимой антропологом Gregory Bateson в Пало Альто в 1950-х годах. Эта группа изучала типы шизофренического взаимодействия и общения. Они увидели, что семья больного шизофренией формирует его процессы мышления часто путем предъявления ему причудливых требований к общению (Bateson et al., 1956- Bateson, 1978). Bateson и его коллеги также заметили, что семья для своего функционирования как будто нуждается в больной личности: если состояние пациента улучшалось, то дестабилизировалась семья, в результате чего ухудшалось состояние кого-нибудь из других членов семьи. Более того, было также отмечено, что иногда члены семьи сопротивляются либо блокируют клиническое улучшение в состоянии больного, как будто им «нужно», чтобы он оставался больным. Jackson (1957) назвал этот феномен «гомеостазом семьи» и описал семью как систему с множеством свойств, таких как иерархии, границы, открытые и скрытые конфликты между отдельными членами, коалиции и т.д. В идее о том, что семья — это «открытая система» (von Bertalanffy, 1968), лежит предположение о семье как о части многих социальных связей: расширенной семьи, соседей, культуральной обстановки и др. В этой модели индивидуумы и семьи рассматриваются как часть большей сверхсистемы, функционирующей по ясно установленным и подразумеваемым правилам. Считается, что этими правилами руководствуются в межличностном и коммуникативном поведении (Watzlawick et al., 1967). Иногда поведенческие проблемы настолько взаимосвязаны, что невозможно разделить причину и следствие или выяснить, что было первичным:
Он: «Я придираюсь только потому, что ты так забывчива».
Она: «Но я ничего не могу запомнить, потому что ты постоянно ко мне придираешься».
Он: «Если бы ты не нервировала меня все время, я бы перестал придираться...».
Она: «Если бы ты перестал меня изводить, я бы не нервничала и могла бы лучше сосредоточиваться и запоминать».
Такие рекурсивные процессы называются «циркулярными», когда общение типа «х» приводит к общению типа «у», а оно, в свою очередь, к общению типа «z», в результате чего усиливается общение типа «х»и так далее. Такие повторяющиеся «круги» формируют тип взаимоотношений, являющийся западней для обоих партнеров из вышеприведенного примера. Характерно, что каждый из них считает свои действия лишь ответом на поведение партнера. Часто только посторонний наблюдатель может увидеть почти абсурдную безвыходность таких взаимоотношений. Терапия семейных систем (или системная семейная терапия, как ее часто называют) проводится с целью поколебать и прекратить такие сложившиеся взаимоотношения и нефункциональный образ поведения, чтобы появилась возможность для нового вида взаимоотношений. Семейная терапия с пожилыми людьми и их семьями стремится благоприятствовать лучшим взаимоотношениям между представителями разных поколений и, особенно, достичь более подходящей поддержки или независимости старших членов семьи (Richardson et al., 1994). В результате сейчас у нас есть целый ряд подходов к семейной терапии, по которым клиницисты работают с пожилыми людьми и их семьями.