Принципы и методы обучения взрослых - руководство по контрацепции
Видео: Использование современных технологий, методов и приемов обучения в условиях введения ФГОС ООО
Видео: Очень простой способ собрать кубик Рубика. 1-й этап. Максим Чечнев
Учение - это занятие детей. Для взрослых обучение становится необязательным, одни им пренебрегают, другие относятся поверхностно, а некоторые - приветствуют. Поскольку взрослые обучаются добровольно, правила обучения различны. Взрослые обучаются с успехом, когда они могут:
- выбрать то, чему и как они хотят обучиться;
- попрактиковаться в применении того, чему они обучились;
- применять в своей жизни все то, чему они обучились.
Видео: Быстрое обучение игре на пианино. Советы новичку
Потребители методов планирования семьи - взрослые ученики. В
этом параграфе приводятся советы по обучению контрацепции по принципам, совместимым с обучением взрослых.
Ученик учится из того, что делает сам ученик, а не из того, что делает учитель. Люди запоминают только малую часть из того, что они слышат или наблюдают. Пусть ваши пациенты попрактикуются в извлечении таблетки из конвалюты или натягивании презервативов на огурец, банан или другие предметы пособия. Пусть они также попрактикуются, говоря, чему они обучились.
Вы не будете знать, чему обучились ваши пациенты, пока не услышите то, что он или она скажет. Попросите пациента притвориться, будто она/он объясняет лучшей/лучшему подруге/другу, как нужно пользоваться методом регулирования рождаемости. Скажите пациенту, что эта техника демонстрирует то, что вы были хорошим педагогом, так что здесь скорее оценивается ваша работа, чем вашего пациента.
Учите с помощью истории и примеров. Абстрактные идеи запоминаются легче в повествовательном, гуманном контексте. Например, сравните две семьи- одна пара пользуется методами регулирования рождаемости, а у другой была случайная беременность.
Уважайте образ жизни пациента. Выясните, что ваш пациент ждет от вашего учреждения здравоохранения и проведите соответствующее обучение. Пары являются лучшими потребителями контрацептивов, когда они пользуются тем методом, которые они сами выбрали. Подобным же образом, они будут учиться с большей эффективностью, когда вы будете обучать их тому, чего они хотят.
Большинство людей запоминают три идеи после одного посещения клиники. В обязанность педагога, тем самим, входит выбор и подчеркивание трех наиболее важных выводов для каждого пациента. В действительности они часто получают намного больше информации, чем они могут воспринять, и они могут получить недостаточные руководства по высвечиванию критических вопросов. Существует такие понятия, как слишком большая помощь и слишком хорошее образование! Чтобы этого не произошло, оставьте часть информации для следующего визита или предоставьте пациенту какую-либо критически незначительную информацию в письменной форме для домашнего чтения.
Пациенты лучше обучаются в спокойной и безопасной обстановке. Женщины, которым предстоит гинекологическое (тазовое) обследование, редко чувствуют себя в безопасности. Многие пациенты боятся уколов. Каждый раз, когда это возможно, обучайте их после (не раньше) проведения клинических процедур, вызывающих беспокойство. Выберите простой, осуществимый план занятий. В справочнике «Counseling Guide» («Справочник по проведению консультаций»), Лэттерман и Гален, «Population Reports», приводятся примерные 6 этапов проведения консультаций:3
- приветствие пациента;
- расспрос пациента о себе;
- предоставление информации о методах контроля рождаемости;
- оказание помощи пациентам при выборе метода контрацепции;
- объяснение, как пользоваться методом контрацепции;
- возвращение для повторного обследования.
Видео: Видео 3. Ответы на вопросы по обучению плаванию взрослых
Авторы этой книги советуют, однако, что «не всех пациентов следует консультировать в этом порядке. Не все пациенты нуждаются во всех этих элементах. Некоторым потребуется повтор какого-либо элемента. Измените способ проведения консультации, чтобы удовлетворить нужды пациента».
Используйте специфическую технику, чтобы помочь пациентам запомнить информацию. В книге «Counseling Makes a Difference» («Консультация имеет значение») авторы вносят предложения об увеличении способности пациентов воспринимать новую информацию.1 Они советуют предоставлять сперва первоочередную информацию, так как первые инструкции запоминаются лучше всего. Будьте лаконичны, организованны и просты. Будьте специфичны. Вместо того, чтобы сказать: «Регулярно проверяйте нити ВМС», скажите: «В конце каждой менструации засуньте палец глубоко во влагалище и прощупайте нити ВМС. Если нити укоротились или стали длиннее или если вы чувствуете пластмассовую часть ВМС, обратитесь к нам.» Повторите важную информацию для ее подчеркивания.
Обучение является непрерывным процессом. Вашей последней и возможно наиболее критической задачей в работе с пациентами является то, что вы должны помочь им воспринять вас как непрерывный, стабильный и надежный источник информации и поддержки. За одно посещение можно научиться очень малому. После четырех-пяти визитов можно создать взаимоотношения, которые могут действительно привести к здоровому образу жизни.