Острые заболевания печени и желчных путей - диагностика "острого живота"
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Острые заболевания печени и желчных путей занимают значительное место среди болезней, с которыми хирургу приходится встречаться при диагностике «острого живота».
Здесь следует иметь в виду возможность, главным образом, острого холецистита и желчной колики, как наиболее часто встречающихся заболеваний. Остальные острые заболевания печени и желчных путей (гнойник печени, нагноившаяся киста, разрыв ее) встречаются довольно редко и поэтому не имеют широкого практического значения. По данным больницы им. Куйбышева, на 1500 больных с диагнозом «острый живот», прошедших за последние 2,5 года (1947—1949 гг.) через ее хирургические отделения, острый холецистит встретился 120 раз (приблизительно в 8%). Если сюда присоединить случаи желчной и желчнокаменной колики, то количество острых заболеваний печени и желчных путей и составит те 10—11% всех острых заболеваний живота, которые указываются в некоторых статистиках.
Желчная колика в настоящее время почти перестала существовать как самостоятельная нозологическая единица. Большинство хирургов рассматривает ее только как симптом острого воспаления желчного пузыря (калькулезный холецистит). Нельзя, конечно, отрицать того, что желчная колика является в большинстве случаев пузырной коликой, что она действительно часто бывает осложнена воспалительным процессом в желчном пузыре, однако это не значит, что желчная колика не существует сама по себе, без одновременного воспаления в желчном пузыре. Если последнее обстоятельство и встречается довольно часто, то все- таки рассматривать каждый случай желчной колики только как симптом в клинической картине острого холецистита, хотя бы и калькулезного, вряд ли, мне думается, было бы правильным. Желчная колика и острый холецистит различны и по своей патогенетической сущности.
Случаи «чистой», неинфицированной колики встречаются не часто, обычно колика осложнена воспалением в желчном пузыре, однако и в таких случаях патологическая сущность заболевания может заключаться не в воспалительном процессе или не столько в нем, сколько в ущемлении камня, в. возникшей на этой почве непроходимости желчного пузыря или протоков. В клинической картине заболевания будут выступать на первый план в таких случаях не воспалительные явления со стороны желчного пузыря, а явления непроходимости желчных протоков.
Однако если и считать, что желчная колика и острый холецистит — два самостоятельных клинически и патогенетически обособленных заболевания, то из этого нельзя делать вывод, что между ними нет переходных форм, т. е. таких, заболеваний, которые совмещали бы в сеое клинические черты того и другого заболевания. Такой формой является, прежде всего, так называемый калькулезный холецистит, при котором заболевание начинается закупоркой пузырного протока, с прекращением оттока, что в таких случаях заболевание сначала будет иметь клинические черты колики, которые потом, по прошествии некоторого времени, сменятся картиной острого холецистита.
Как известно, закупорка желчного протока чаще всего вызывается камнем, и для этих случаев заболевания пригодно то его наименование, которым обычно и пользуются — калькулезный холецистит. Однако иногда препятствием для оттока желчи из пузыря служит не камень, а воспаление в пузыре, катаральное набухание его слизистой. Конечно, и в таком случае заболевание, несмотря на то, что оно началось как воспалительный процесс (катарральный холецистит), будет иметь клинические, признаки, свойственные колике. Конечно, может случиться, что воспалительный процесс в желчном пузыре, поведший к закупорке протока, не получит дальнейшего развития, даже пойдет назад. В таких случаях острый холецистит клинически будет сказываться только явлениями колики, и все заболевание пройдет под диагнозом колики. Таким образом, как это вытекает из сказанного, желчнокаменная и желчная колики могут привести к возникновению острого холецистита, а острый холецистит может начаться в свою очередь по типу колики и даже ограничиться только ею, не дав выраженной картины воспалительного заболевания. И тем не менее, несмотря на наличие переходных форм между острым холециститом и желчной коликой, оба эти заболевания в силу различия их патогенеза и своеобразности клинических проявлений должны рассматриваться как два самостоятельных заболевания. Следует оговориться, что в настоящее время такое разделение их друг от друга имеет больше академический, чем практический интерес, ибо немного хирургов, которые считали бы необходимым прибегать при каждом остром холецистите к оперативному вмешательству, наподобие того, как это делается при остром аппендиците (Б. А. П е т р о в, Т. А. Г р а с м и к). Однако можно предполагать, что в будущем такая позиция хирургов может измениться, и тогда дифференциальная диагностика между острым холециститом и желчной коликой станет для хирургов практически важной.