Острый мезентериальный лимфаденит - диагностика "острого живота"
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Острый мезентериальный лимфаденит подлежит рассмотрению в настоящем руководстве, так как клинические проявления этого заболевания вполне укладываются в картину «острого живота».
Встречается это заболевание не столь редко. Так, оперируя по поводу острого аппендицита, Шорт (1928) у 12 (6%) из 200 больных обнаружил острый мезентериальный лимфаденит, а Фостэр (1939) на 17 000 оперированных— 123 случая брыжеечного лимфаденита. Во второй хирургической клинике ГИДУВ (на базе больницы им. Ленина в Ленинграде) за 5 лет (1945— 1949 гг.) на 1509 таких операций острый мезентериальный лимфаденит был обнаружен 19 раз.
Рис. 37. Схема расположения лимфатических узлов брыжейки (по Бэлу).
1— печень- 2— receptaculum chyli- 3 — желудок.
Острый мезентериальный лимфаденит описан впервые в 1913 г. Л. И. Малиновским (гнойная форма), но как самостоятельное заболевание детально изучен в 1920 г. Уайлэнски и Xэн.
В отечественной литературе этому заболеванию посвящены работы: С. Е. Соколова (1941), сообщившего о 3 случаях острых лимфаденитов брыжейки подвздошной кишки, и В. В. Орнатского (1943), описавшего 5 аналогичных наблюдений.
К настоящему времени число таких больных, леченных во второй хирургической клинике ГИДУВ, возросло до 35.
Еще в 1773 г. Бол ввел в медицинскую практику термин «tabes mesaraica», определяющий туберкулезное поражение мезентериальных лимфатических узлов, и это привело к тому, что и до сих пор в умах практических врачей господствует убеждение, что всякое воспаление лимфатических узлов брыжейки есть процесс туберкулезного характера.
Рис. 38. Микроскопическая картина лимфатической железы при остром мезентериальном лимфадените.
По приведенной же выше схеме, интересующая нас форма «острого живота» представляет собой острое специфическое воспаление лимфатических узлов брыжейки. Оно в большинстве случаев ограничивается стадией острой воспалительной их инфильтрации (lymphadenitis simplex) и затем претерпевает обратное развитие, реже прогрессирует и образует в брюшной полости массивные воспалительные инфильтраты с размягчением в центре (lymphadenitis purulenta).
Так, Стрембэк на 40 острых мезентериальных лимфаденитов лишь в 2 случаях отметил их нагноение- Айрэлэнд на 21 случай — 1 нагноение. Об 1 случае нагноения в лимфатических узлах брыжейки с прободением в свободную брюшную полость сообщает и Н. И. Соколов. У нас на 35 случаев острого мезентериального лимфаденита гнойная форма встретилась 1 раз.
В лимфатические узлы брыжейки микробы попадают энтерогенным или гематогенным путем, причем как в первом случае, так и во втором первичным очагом инфекции огромное большинство авторов считает область глотки и миндалины.
Удаленные при операции мезентериальные узлы гистологически всегда представляют картину лимфоидной гиперплазии и катара синусов, однотипно описываемую всеми авторами и единогласно признаваемую ими свидетельством острого их воспаления (рис. 38).
Неспецифическим мезентериальным лимфаденитом заболевают в основном юноши и дети. Преимущественно возраст заболевших колеблется от 2 до 17 лет, но иногда это заболевание встречается и в возрасте свыше 20 лет, и, наконец, крайне редко, у взрослых до 40 лет. Наши больные были в возрасте от 11 до 20 лет. Мужчины и женщины поражаются этим заболеванием одинаково часто, но все же мужчины несколько чаще.
Поскольку заболевание имеет связь с инфекцией верхних дыхательных путей, в частности с гриппозной, наибольшая частота мезентериальных лимфаденитов наблюдается в осенние, зимние и весенние месяцы.
Наличие инфекционных заболеваний миндалин в недавнем прошлом и настоящем (ангина, грипп) при подозрении на острый мезентериальный лимфаденит приобретает значение весьма существенного симптома, как анамнестического, так и диагностического. Признак этот, отмеченный впервые в 1927 г. Брэнмэн о м, неоднократно подтверждался в сообщениях и последующих авторов. Так, Клойбер в 36 из 44 случаев отмечает в анамнезе тонзиллит и повторные ангины. Инджигно на 30 наблюдений 13 раз отмечал осложнения со стороны глотки и верхних дыхательных путей. Гольдбёрг и Нэйтэнсон только в 3 из 16 случаев не обнаружили явлений инфекции верхних дыхательных путей.