Сибирская язва - инфекционные заболевания у детей
Видео: В Ненецком округе завершена вакцинация оленей от Сибирской язвы
Видео: В Караганде скончались двое госпитализированных с подозрением на сибирскую язву
Сибирская язва — хорошо известное заболевание животных, передающееся человеку. Свое название оно получило от греческого слова, обозначающего «уголь», по аналогии с черным цветом струпа, образующегося при кожной форме.
Этиология. Возбудитель заболевания Bacillus anthracis представляет собой грамположительную неподвижную палочку с капсулой и спорами. Споры образуются в аэробных условиях, устойчивы к внешним воздействиям и могут годами сохраняться в почве и разных продуктах животного происхождения.
Эпидемиология. В мире ежегодно регистрируется от 10000 до 100 000 случаев заболеваний сибирской язвой. Почти в 80% случаев ею заражаются лица, контактирующие с кожей, шерстью и другими продуктами, полученными от животных, импортируемых из стран Азии, Африки и Среднего Востока. Кожная форма инфекции развивается после попадания возбудителя на кожу.
Патогенез и патоморфология. Кожная форма сибирской язвы обусловливается внедрением спор возбудителя в субэпидермальный слой. Споры размножаются и вырабатывают экзотоксин, вызывающий некроз тканей и образование струпа черного цвета.
Легочная форма сибирской язвы развивается при ингаляции спор и попадании их в альвеолы. Будучи фагоцитированными, они переносятся в регионарные лимфатические узлы, в которых происходит их репликация и продукция экзотоксина. В последующем обычно развивается сентицемия, иногда менингит и может наступить смерть. Внутригрудные лимфатические узлы эдематозны, в них наблюдаются кровоизлияния. Поскольку они увеличиваются в размере, бронхи могут быть сдавлены. Действие сибиреязвенного экзотоксина вызывает угнетение функции ЦНС. Первичные пневмониты после ингаляции возбудителя развиваются редко, но недостаточность дыхания и летальные исходы могут наступать в связи с обширным тромбозом капилляров легкого.
Желудочно-кишечная форма сибирской язвы развивается при попадании спор возбудителя в желудок. Эта форма заболевания проявляется геморрагиями и некрозом терминального отдела подвздошной и слепой кишки.
Клинические проявления. Инкубационный период при кожной форме сибирской язвы составляет 2—5 дней. Вначале на месте проникновения спор появляется небольшое пятнышко, быстро превращающееся в пузырек. По мере увеличения в размерах он приобретает геморрагический характер, в центре его развивается некроз и формируется струп. Вокруг постепенно увеличивающегося струпа появляются отек и новые пузырьки. Общие проявления инфекции заключаются в умеренном повышении температуры тела, чувстве недомогания, увеличении регионарных лимфатических узлов. Иногда единственными проявлениями заболевания служат атипичные изменения на коже: точечные темные пятнышки, не трансформирующиеся в пузырьки. На кожную форму приходится более 90% всех случаев заболеваний сибирской язвой. Поражения плеч и предплечевой области встречаются чаще, чем пальцев, на ногах они очень редки.
Инкубационный период при легочной форме составляет 1—4 дней. Вначале отмечается общее недомогание, умеренное повышение температуры тела, боли в мышцах. Затем может присоединиться сухой кашель и начинают выслушиваться хрипы. Через 2—4 дня развивается картина тяжелой дыхательной недостаточности. Учащаются пульс и дыхание, повышается температура тела, нарастают одышка и цианоз. Выслушиваются влажные хрипы, развивается плеврит, а иногда отек подкожной клетчатки на шее и грудной клетке. Смерть наступает в течение суток обычно из-за тяжелых нарушений дыхания.
Желудочно-кишечная форма инфекции чаще всего возникает при употреблении в пищу мяса больных животных. После инкубационного периода в 2—5 дней появляются анорексия, тошнота, рвота, повышается температура тела. Могут наблюдаться кровавый понос и гематомезис. Быстро развивается шок и наступает смерть.
Менингит при нелеченой кожной форме сибирской язвы развивается у 5% больных. Более половины всех случаев менингита представляют собой осложнения кожной формы заболевания, хотя последние ко времени развития менингита уже могут затухать. Спинномозговая жидкость обычно имеет геморрагический характер, но может быть и гнойной. В ней нередко обнаруживаются В. anthrasis. Одновременно с менингитом у больных часто отмечают признаки энцефаломиелита и кровоизлияния в кору мозга.
Диагноз. Сибирскую язву диагностируют на основании характерных изменений на коже и анамнестических данных о контакте с инфекцией. Выделение возбудителя из отделяемого пузырька или из струпа подтверждает диагноз. Легочная форма идентифицируется при определении возбудителя в плевральном выпоте, в мокроте он определяется редко. Данные об употреблении в пищу мяса больных животных должны вызвать предположение о желудочно-кишечной форме сибирской язвы.
Дифференциальный диагноз. Кожную форму сибирской язвы необходимо дифференцировать с заболеваниями кожи при стафилококковой инфекции, туляремии, чуме, инфекции, вызванной синегнойной палочкой, A. hydrophila, и с изменениями кожи после вакцинации.
Профилактика. Предупреждение сибирской язвы сводится к исключению контакта с больными животными и с их продуктами. Создана вакцина, введение которой рекомендовано лицам, по роду своих занятий подверженных повышенному риску этой инфекции.
Лечение. Пенициллин представляет собой препарат выбора. При легких формах заболевания больных можно лечить пенициллином V в суточной дозе 50 000 ЕД/кг внутрь в 4 приема 7— 10 дней. При выраженных и тяжело протекающих формах больных следует лечить новокаиновой солью пенициллина внутримышечно в суточной дозе 30 000—40 000 ЕД/кг, разделенной на 3 введения, в течение 7 дней. При непереносимости пенициллина проводят лечение тетрациклином в течение 7 дней в суточной дозе 15 мг/кг внутрь в 4 приема. Кожные поражения санируют и перевязывают. Разрезать их не рекомендуется из-за опасности прогрессирования процесса.
При легочной и менингеальной формах сибирской язвы больных лечат пенициллином G внутривенно в суточной дозе 400 000 ЕД/кг через каждые 4 ч в течение не менее 10 дней. В некоторых случаях вводят специфический антитоксин. Его использование при сибирской язве, протекающей без менингеальных и легочных проявлений, позволило снизить уровень смертности с 28 до 6%. Необходимо проводить поддерживающую терапию.
Видео: Сибирская язва выявлена у 20 жителей Ямало Ненецкого автономного округа.
Прогноз. Уровень смертности при сибиреязвенном менингите, несмотря на лечение, составляет 100%, а при легочной превышает 90%. Нелеченая кожная форма сибирской язвы заканчивается летально в 10—20% случаев, а на фоне пенициллинотерапии снижается до 1%). Желудочно-кишечная форма инфекции приводит к летальному исходу в 25—50% случаев.