Гормонотерапия рака опухолей кроветворной и лимфатической ткани - общая онкология
Видео: Иммунитет (Анатомия)
Выше упомянуты все гормонозависимые опухоли, при которых в основе лечебного эффекта глюкокортикоидов лежит снижение синтеза эстрогенов или андрогенов корой надпочечников, т. е.
своеобразная «медикаментозная адреналэктомия», а точнее — индуцированный через гипофиз и гипоталамус гипокортицизм. Существует, однако, группа злокачественных новообразований, не являющихся в общепринятом смысле эндокриннозависимыми, но явно чувствительных к терапии гормонами коры надпочечника — глюкокортикоидами и их синтетическими аналогами. В эту группу входят в первую очередь такие опухоли кроветворной и лимфатической ткани, как острый лимфобластный лейкоз, хронический лимфолейкоз, диффузная миелома, лимфогранулематоз, лимфосаркома и ретикулосаркома.
Доказано, что с помощью одних глюкокортикоидов (чаще всего преднизолона) в достаточно больших дозах можно добиться индукции полной (хотя и непродолжительной) ремиссии у 50 — 60% детей с острым лимфобластным лейкозом, больных хроническим лимфолейкозом. Объективные (хотя обычно неполные) ремиссии, убывающие по срокам от 6 до 1,5 мес. соответственно перечисляемым ниже опухолевым заболеваниям, регистрируются у 42% больных лимфосаркомой, 28% леченных по поводу лимфогранулематоза и 18% —при ретикулосаркоме. В случае диффузной миеломы лечебный эффект глюкокортикоидов выражен менее всего и редко имеет самостоятельное значение. Из-за недостаточно полных и стабильных ремиссий глюкокортикоиды при лимфопролиферативных заболеваниях и миеломе используются обычно в сочетаниях с одним или несколькими цитостатиками, что приводит к синергизму противоопухолевого действия при меньшем числе осложнений химиотерапии.
Механизм терапевтического эффекта глюкокортикоидов при опухолевых заболеваниях лимфатического и кроветворного аппарата заключается в дезинтеграции и гибели циркулирующих в крови и пролиферирующих (преимущественно малых, или «тимусных») лимфоцитов. Предполагается, что прямое лимфатическое действие глюкокортикоидов, сходное по конечному результату с влиянием многих цитостатиков, зависит от специфического сродства кортизола к связыванию с протеиновыми системами лимфоцитов, подавлением внутриклеточного транспорта глюкозы и фосфорилирования.
Особое место в эндокринной терапии злокачественных новообразований обеспечивают глюкокортикоидам не только указанные механизмы, но и разнообразные фармакологические эффекты, не свойственные другим гормонам, за исключением андрогенов, стимулирующих костномозговое кроветворение при токсических лейко- тромбоцитопениях. Эта вторая сторона биологического действия глюкокортикоидов в дозах, превышающих физиологические (20 мг кортизола или гидрокортизона в сутки) в 3 — 20 раз, находит широкое применение в симптоматической терапии больных со злокачественными новообразованиями различных локализаций в далеко зашедших стадиях.
Основные показания к назначению глюкокортикоидов в онкологической практике и дополнительные возможности их использования для купирования или ослабления осложнений опухолевого процесса, других видов гормонального лечения (андрогенами, эстрогенами) и цитостатической терапии приведены ниже. Одновременно приведен перечень побочных эффектов глюкокортикоидной терапии, характеризующихся сравнительно с осложнениями лечения андрогенами, эстрогенами, прогестинами и антиэстрогенами особенным разнообразием системных и органных нарушений.